Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
проект (подготовительная группа)

Куротченко Ольга

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

на тему: «Россия – Родина моя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya.docx127.81 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №42»

 г. Коммунар

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

I:\Света Фёдорова проеки Россия\3f838c76-8191-5c0d-9704-459a1bcbe1b3.jpg

                                                                                         Подготовили:

                                                                                         Воспитатели: Куротченко О.В

                                                                                                      Шмелева Н.П.

                                                                                      Физ. руководитель: Клюева Е.С.

Муз. руководитель: Власова Ж.А.

Апрель-май

2023г.

Паспорт проекта

Название проекта

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

на тему: «Россия – Родина моя»

Тип проекта

коллективный, информационно – творческий.

Продолжительность

2 месяца

Участники проекта

Воспитатели, Физ. руководитель, дети подготовительной группы, родители.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из восьми взаимосвязанных разделов:

«Родительский дом - начало начал»

«Мой любимый детский сад»

«История и достопримечательности Гатчинского района».

«Мой родной город Коммунар»

«Народные промыслы на Руси»

«Защитники Родины»

«Наша Родина-Россия»

 «Знаю. Помню. Горжусь»

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

-Познавательно-речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

-Социально-личностное развитие

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

                                                                                             С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность

Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сестрам, братьям.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица. на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей "изначальной" родине.

Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности, формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.

Участники проекта: воспитатели, физ. руководитель, муз. руководитель, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: 2 месяца

Проблема:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Что мы знаем про это?

Что хотим узнать?

Из каких источников

Знаю членов своей семьи

Хотим узнать больше о своих  родственниках с помощью семейного древа

Спрошу у родителей

Знаю свой город

Хотим лучше узнать о достопримечательностях родного края

СМИ

Знаю Символику России

Хотим подробнее узнать о символах РФ

СМИ

Знаю некоторые виды народных промыслов

Хотим больше узнать и познакомиться с именами тех, кто прославил наш край

СМИ

Презентация

Знаю праздник «День победы»

Хотим узнать о героях нашей страны

СМИ

        Задачи проекта:

Обучающие:

  • Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
  • Закрепить знания детей о государственных символах России;

Развивающие:

  • Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родителям, близким.

Ожидаемый результат

Для детей:

Дети должны знать:

  • символики России (флаг, герб, гимн России).

  • Четырех - пяти народов, живущих на Земле, их быт, традиции,

  • климатических и природных условий проживания в России

Дети должны гордиться:

  •  своим народом и его достижениями.

Для родителей:

  • Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;
  • Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями детей и педагогами;
  • Приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашей Родины;
  • Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.

Для педагога.

  •  Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  •  Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, поможет сформировать заботливое отношение к нашей Родине.
  • Сформировать интерес к новому виду сотрудничества с семьей.
  • Сформировать мотивацию использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • Создать методическую копилку по планированию проектной деятельности.

Продукт деятельности

Для детей:

  • Изготовление коллажа «Россия – Родина моя».
  • Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта
  •  Альбом «Достопримечательности Гатчинского района»
  • Альбом «Семейное древо»

Для родителей:

  • Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта
  • Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
  • Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
  • Фотоотчеты о проведенных мероприятиях с детьми

Для педагогов:

  • Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине»;
  • Оформление ширмы-раскладушки «Наша-родина Россия»
  • Разработка конспектов НОД; мероприятий в соответствии с планом проекта

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

  • занятия;
  • презентации;
  • календарные праздники;
  • развлечения, досуги;
  • экскурсии;
  • пополнение развивающей среды,
  • чтение художественной литературы
  • беседы, ситуативные разговоры
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • слушание музыки
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Интеграция с другими образовательными областями

Познавательное развитие

СКР, ХЭР, РР, ФР

1 этап: Подготовительный (информационно-накопительный, организационный)

- разработка проекта;

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2 этап: Основной (практический)

Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.

3 этап: Заключительный (обобщающий)

Рефлексия

Ответы на вопрос «Что дети узнали нового?», «Какое из мероприятий понравилось больше всего?».

Итоговое мероприятие: «Зарница»

Перспективный план работы по реализации проекта

1 неделя

Тема: «Родительский дом - начало начал»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Выставка детских рисунков «Моя семь

2 неделя

Тема: «Мой любимый детский сад».

Задачи:

  • Познакомить детей с историей и зданием детского сада,
  • Совершенствовать представления о профессиях коллектива детского сад, о важности их труда.

Формы проведения:

Экскурсия по детскому саду.

Заучивание стихотворений о профессиях детского сада.

Беседа о детском саде, о профессиях сотрудников.

Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

3 неделя

Тема: «История и достопримечательности Гатчинского района».

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения района
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
  • Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Гатчинского района»

Фотовыставка «Достопримечательности в нашем районе»

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий. 

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

 Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

4 неделя

Тема: «Мой родной город Коммунар»

Задачи:

• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить детей с символикой нашего города;

• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

• Познакомить детей с рекой Славянка; её расположением на карте,

  • Познакомить со спортивными учреждениями города: плавательный бассейн, ФОК, спортивная школа.

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Коммунар»,

Выставка фотографий исторических зданий города Коммунара

Экскурсия в библиотеку

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Рассматривание иллюстраций о г. Коммунар

Изготовление альбома г. Коммунар.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

5 неделя

Тема: «Народные промыслы на Руси»

Задачи:

  • Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

Формы проведения:

Беседа «Традиции народа»

Лепка «Праздничный хоровод».

Рисование «Мальчик и девочка пляшут».

Рисование «Кукла в национальном костюме».

Русские народные игры «Лапта», «Золотые ворота», «Ручеёк» Малоподвижная игра «Колечко».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Рассматривание альбома «Золотая хохлома».

Выставка рисунков «Народные промысла»

Открытое занятие «Народные промыслы на Руси»

Просмотр видеофильмов об истории и культуре России.

6 неделя

Тема: «Защитники Родины»

Задачи:

  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «9 МАЯ»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

7 неделя

Тема: «Наша Родина-Россия»

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о России,
  • формировать уважительное отношение к государственным символам,
  • закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов,
  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
  • дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • познакомить детей с географическим положением и историей Москвы, главных достопримечательностей, обратить внимание на соседние города и области;

Формы проведения:

Беседы «Как началось Русское государство»,

«Ознакомление с историческим прошлым России»

Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России»

Познавательно-спортивная игра-путешествие «На далёкий север»

Презентация «Моя Москва»

Чтение «Мой Кремль»

Совместный досуг с родителями

«Ты живи моя Россия, славься русская земля!»

8 неделя

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь»

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Оформление выставки «Память поколений»;

Экскурсии в городской краеведческий музей, в городской Совет ветеранов.

Презентация видеофильма «Любимый город в огне войны»

Военно-спортивная игра «Зарница»

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

____________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....

проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"

Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"

Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект состоит из 4 блоков, каждый из которых можно реализовать в отдельности....

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....