ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В))
материал

Елизеева Алла Васильевна

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В))

Подготовила:

Воспитатель:

Елизеева А.В.

г.о. Домодедово

Содержание:

     1. Актуальность

     2. О технологии

     3. Цель

     4. Задачи

    6. Предполагаемый результат

    7. Методы работы над технологией

    8. Приложение

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский

 1 ) Актуальность мнемотехники  для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, ассоциативное мышление повысить внимательность.

2 ) О технологии

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,

 эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника помогает развивать:

 - зрительное и слуховое внимание

 - воображение

 - восприятие

 - развивает кругозор

 - развивает все стороны речи

Структура мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

 Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

 Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами.

Мнемоквадраты

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

После знакомства с мнемоквадратом, занятие усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех образовательных областей

Во время опытно- экспериментальной деятельности,

в изобразительной деятельности используют, как образец рисования предметов; при разучивании стихов, чистоговорок; при составлении рассказов,при пересказах художественной литературы,

Отгадывание загадок;

при обучении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Этапы работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица  убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

3) ЦЕЛЬ :  развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

4) ЗАДАЧИ:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2.  Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью мнемотехники.

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

 6. Обучать детей правильному звука произношению.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

 1 Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

 2 Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

 5) Предполагаемый результат:  У детей расширится круг знаний об окружающем мире; появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появится интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

6) Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

- зрительного,  слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений .

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

 - метод «крокирования» (от франц. Croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:

  • Закрепление различных методов запоминания.
  • Развитие фотографической памяти.
  • Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
  • Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Эффективность применения педагогической технологии

( Речевого развития с использованием мнемотехники)

п/п

        Ф.И. ребенка

«Расскажи по картинке»

«Расскажи стихотворение»

«Пересказ сказки»

Итог

Показатели мониторинга:

Низкий уровень - называет отдельные слова.

Средний уровень - рассказывает по вопросам воспитателя.

Высокий уровень - ребенок рассказывает и пересказывает самостоятельно.

Низкий уровень: 6человек;         ( 100*6:32 = 18,7)

Средний уровень: 15 человек;     ( 100*15 :32  = 46,8)

Высокий уровень: 11 человек.     ( 100*11:32 = 34,3)

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: что используемый в течение года метод мнемотехники по развитию  речи детей способствовали положительной динамике  и речь детей заметно улучшилась.

Дети  научились отвечать на вопросы по содержанию картины, могут составить рассказ совместно с взрослыми; могут пересказать текст знакомой сказки. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный. Повысился интерес детей к данным видам занятий

При реализации темы столкнулась с некоторыми трудностями:  не у всех детей имеется достаточно высокий уровень развития связной речи. Есть дети, которые не научились в достаточной степени пользоваться мнемотаблицами как планом  для пересказа. Не все умеют высказать свою мысль  и данную работу необходимо продолжать для достижения наилучших результатов. 

Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии  

«Речевого развития с использованием мнемотехники»

( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В)

за 2020- 2021учебный год

№п

  Организация

   Мероприятие

     Год

       Примечание

С детьми

1

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Заучивание стихотворения «Фрукты».

2020

Конспект занятия

2

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Путешествие в Сказку «Репка»

2021

Конспект занятия

С родителями

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Консультация

( наглядная)

«Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

2021

Наглядная информация,

сайт группы

2

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Памятка (наглядная)  по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного  возраста.

2021

Наглядная информация,

сайт группы

С педагогами

1

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Консультация (наглядная)

Мнемотехника в детском саду.

2021

Наглядная информация,

сайт группы

                           

                             

                   

                    Эффективность применения педагогической технологии

( Речевого развития с использованием мнемотехники)

за 2021- 2022 учебный год

п/п

        Ф.И. ребенка

Описание предмета (картину,

игрушку).

«Составить рассказ на заданную тему»

«Пересказ сказки или рассказа»

Итог

Показатели мониторинга:

3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно

2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям

1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.

Время проведения – май 2022 г

Высокий  уровень развития связной речи составил -9 %. Средний уровень развития связной речи - 74%. Низкий уровень развития связной речи составил 9%.

   

                                                 Диаграмма

                                                 2021-2022

 Проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности применения метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Дети стали более уверено и точно употреблять обиходные слова. В активной лексики появились разнообразные части речи.  Дети уверенно и правильно используют в своей речи падежные окончания, но еще затрудняются использовать словообразование. В речи преобладают простые предложения, но при этом дети стали строить их развернуто и правильно. У некоторых еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова - это мешает овладеть звуковым анализом и синтезом.

Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии  

«Речевого развития с использованием мнемотехники »

( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В)

за 2021- 2022 учебный год

№п

  Организация

   Мероприятие

     Год

       Примечание

С детьми

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Пересказ р.н.с « По щучьему велению»  

2021

Мнемотаблица

2

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Составление описательного рассказа по картинке  «Зима»

2022

Мнемотаблица

С родителями

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

«Использование мнемотехники в развитии  связной речи детей  среднего дошкольного возраста»

2021

Наглядная информация

( папка передвижка)

2

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

 Консультация      «Использование мнемотехники дома »

2022

Наглядная информация

( папка передвижка)

С педагогами

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

«Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц»

2022

Наглядная информация

                     

Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии

«Речевого развития с использованием мнемотехники »

( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В)

за2022 - 2023 учебный год

№п

  Организация

   Мероприятие

     Год

       Примечание

С детьми

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Пересказ р.н.с

 « Колосок »  

2022

Мнемотаблица

2

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Составление описательного рассказа по картинке  «Цирк»

2023

Коллаж

С родителями

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

«Как заниматься по таблицам»

2023

Наглядная информация

С педагогами

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

« Пересказ сказок с использованием мнемотаблиц»

2023

Наглядная информация

 

                           

                             

Эффективность применения педагогической технологии

( Речевого развития с использованием мнемотехники)

за 2022- 2023 учебный год

п/п

Ф.И. ребенка

Описание по картинке

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление рассказа на свободную тему

Итог

Показатели мониторинга:

3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно

2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям

1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.

Время проведения – октябрь 2022г

Высокий  уровень развития связной речи составил -10 %. Средний уровень развития связной речи - 66%. Низкий уровень развития связной речи составил 23%.

После проведенной работы было проведено обследование уровня связной речи дошкольников на конец учебного года. Обследование проводилось по той же методике, что и в начале года и в той же группе детей.

Диагностика состояния связной речи детей

на конец года

Время проведения – май 2023г                      

Высокий  уровень развития связной речи составил - 20%. Средний уровень развития связной речи - 73%. Низкий уровень развития связной речи составил 4%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 3).

Диаграмма

за 2022-2023 уч.год

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что мнемотехника эффективна, как средство развития уровня связной речи.

Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»

     Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники на тему: Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»

Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...

План-конспект НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники "Поход с Иванушкой в тридевятое царство".

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство» в подготовительной группе. Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехники

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехникиЦели:Продолжать воспитывать умение рассказывать сказку с опорой на мнем...