План-конспект НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники "Поход с Иванушкой в тридевятое царство".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цепляева Вера Николаевна

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство» в подготовительной группе.

 

Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию связной речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание,  мышление, творческое воображение. Развивать умение подбирать сравнения, развивать умение придумывать новые слова от одного слова (снег). Закрепить правильное произношение при употреблении прилагательных с существительными.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к сказкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pohod_s_ivanushshkoy_v_tridevyatoe.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский д/с общеразвивающего вида «Ласточка»

План-конспект НОД

по речевому развитию с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство»   

в подготовительной группе

                                                                                 

                                                                        Воспитатель: Цепляева В.Н.

2019 г

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство» в подготовительной группе.

Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию связной речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание,  мышление, творческое воображение. Развивать умение подбирать сравнения, развивать умение придумывать новые слова от одного слова (снег). Закрепить правильное произношение при употреблении прилагательных с существительными.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Материалы к занятию:

 мнемотаблица, карандаш, бумага, цветок с разноцветными лепестками,  цветные следы, сундук с яблоками, сундучок и клубок белых ниток, коробочка и  веревка с десятью узелками, «дверь в сказку», сказочная музыка, конверт с загадками.

Предварительная работа:

Беседа о любимых сказках, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, пересказывание сказок, сочинение собственных сказок, придумывание концовок к сказкам, дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

                                                Ход занятия.


1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг. Игра психологического здоровья).
Воспитатель:  
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
-Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, приветливым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие. Давайте друг другу улыбнемся и пошлем гостям воздушный поцелуй.

Воспитатель: «Дети, вы любите сказки?

Сегодня ребята я вам расскажу сказку:

«В некотором царстве в некотором государстве жил-был царь-батюшка, Однажды вызвал он к себе сына Иванушку и  сказал: ( появляются на экране персонажи сказки) «Стар я стал, Иванушка, заболел, сослужи ты мне службу: сходи в тридевятое царство и принеси мне молодильное яблоко».

Опечалился Иванушка, но делать нечего, надо-же батюшке помочь, а сам думает: «Как же я достану батюшке молодильные яблоки, ведь охраняют их слуги верные невидимые, задают трудные задания».

Воспитатель: «Ребята, давайте мы поможем Иванушке выполнить задания и найти молодильные яблоки. Только, как  нам попасть в тридевятое царство? (На экране появляется цветок с разноцветными лепестками).

Смотрите, цветок, а на лепестках слова написаны, их нужно запомнить и повторить. Это шифр-пропуск  в тридевятое царство. (упражнение на развитие слуховой памяти, цепочка слов: избушка, красавица, ворона, дорога, замок, чудище, молодец). Чтобы лучше запомнить, нужно каждое слово соотнести с цветом лепестка:  красная избушка, розовая красавица, белая ворона, зеленая дорога, синий замок, фиолетовое чудище, желтый молодец, а чтобы запомнить последовательность слов можно их соединить в предложения, или, даже, сочинить коротенькую сказку. Вместе сочиняют: «В красной избушке жила розовая красавица, у нее была белая ворона, однажды красавица гуляла с вороной по зеленой дороге, из синего замка прилетел фиолетовое чудище и унесло к себе красавицу. Но ворона рассказала все желтому молодцу, и он спас красавицу и женился на ней. Теперь нужно произнести по порядку слова, записанные на цветочке, вспоминайте.. (дети называют, каждый по слову)

Теперь мы можем пройти в сказочные ворота тридевятого царства. Посмотрите, здесь стоит ларец. В ларце волшебный клубок. Но он размотан, похоже на снежную кучу. его нужно смотать, при каждом мотке называя снежное слово. Игра “Снежная куча”.  Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное, состоит из двух слов – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак, отвечает на вопрос: какой? – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица – снегирь.
  • Есть слово-машина - снегоход.
  • Есть слово-имя - Снежана.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас получился клубочек, ведь это волшебный клубочек и он покажет нам дорогу к следующему заданию».

Клубок приводит детей к коробочке.

Воспитатель: «Посмотрите, в коробочке веревочка с узелками и задание». (использованием интерактивного метода «Цепочка»)

«Узелок реши - сравнения подбери»

Задание: « Нужно по очереди придумать сравнения к словам и решить узелок. Давайте я начну, а вы будете мне помогать:

- Река блестит, как ... (зеркало, хрусталь, золото, серебро)

- У белочки глаза как ... (бусинки, пуговицы, капельки, бусинки, бисеринки, звездочки, хрусталики)

- Травка мягкая как ... (ковер, подушка, мех, перья, вата, перина)

Каждый ребенок подбирает по одному прилагательному и развязывает узелок.
Воспитатель: « Наш клубок готов дальше катиться».

Клубочек катится, дети находят письмо, (Дидактическая игра «Цветные следы»)

педагог зачитывает содержание:

«Вы должны пройти через болото по цветным следам друг за другом. Встав на след, подумайте и назовите слова, которые напоминают вам этот цвет».

- Белый (снег, бумага, халат, зайчик, зима)

- Зеленый (елка, трава, листья, весна, огурец)

- Красный (осень, помидор, яблоко, цветок, клубника)

- Синий (река, море, дождик, глаза, мячик, платье). 

Клубок катится дальше. (дети находят конверт с загадками)

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка

 Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
 Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)

Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернила сунул

Деревянный нос?

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Клубочек прикатывается к ларцу с яблоками.

 Воспитатель: «Ребята, я предлагаю, вам взять волшебные яблоки, можете угостить ими  того, кого захотите, можно разрезать яблоко на несколько частей.  А одно яблоко мы отдадим Иванушке». Заходит Иванушка, благодарит за яблоко, за помощь и уходит. 

Воспитатель: «Сказки учат быть добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, защищать слабых.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло 

Пусть добро навеки побеждает зло!

Ребята, нам пора возвращаться из сказки. Вы не забыли  слова-шифр, чтобы пройти в волшебные двери? Дети произносят слова и проходят через двери.

Воспитатель: «Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки и поэтому легко справились со всеми заданиями.
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)


Воспитатель: «А теперь я покажу вам таблицу-схему, и мы вспомним нашу сказку, в которую мы попали, а вы нарисуете ее в своих табличках в группе и дома по этой табличке-схеме расскажете нашу сказку мамам и папам. (задание: дети смотрят две-три минуты на таблицу, запоминают ее и воспроизводят самостоятельно, рассказывают по таблице сказку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»

План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные»  Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию вторая младшая группа

План-конспект по речевому развитию на тему "Путешествие к бабушке в деревню" вторая младшая группа...

План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского»

План - конспект НОД образовательная область «Речевое развитие»Тема: «Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского» Цель:Формирование интереса детей к личности и...

примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"

Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в деревню»

Данный конспект поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о домашних животных и их детенышах....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"

Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....