Консультация для воспитателей «Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования»
материал

Табакова Татьяна Вениаминовна

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования»

Слово qutst переводится на русский язык, как «поиск».

Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. 

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Квест – это командная игра и приключение, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий (искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки) для достижения какой-либо цели. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. На финише должен быть приз. 

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). 

Квест — универсальная игровая технология, которая помогает реализовать следующие задачи:

  • Образовательные: усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.
  • Развивающие: в процессе игры у детей повышается образовательная мотивация, развивается логическое мышление, творческие способности и формируется исследовательское навыки.
  • Воспитательные: формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, толерантности, эмпатии, взаимопонимания и индивидуальных положительных качеств детей.
  • Коррекционные: создается мотивация общения, формируются и развиваются коммуникативные навыки, способность извлекать информацию из речевого контакта.
  • Психопрофилактические: спектр положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящих приключений, полное погружение в атмосферу интересных заданий; реализация социально приемлемых форм проявления эмоций и чувств.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть слишком сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

На сегодняшний день,  принято различать несколько видов. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:

  • линейные (игра построена на цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, до тех пор пока не пройдут весь маршрут) (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

К подготовке квеста для дошкольников предъявляются общие требования:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Учет индивидуальных особенностей детей. 

4. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

5. Используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету. 

6. Создание атмосферы игрового пространства.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Проводить квесты можно в разных местах:  в группе, в зале,  на участке детского сада, то есть практически в любой обстановке.

При подготовке и организации квест-игры для дошкольников используется определенный алгоритм:

1. Определить цели и задачи

2. Разработать сценарий с заданиями, ролевыми взаимодействиями.

3. Разработать правила проведения квеста.

3. Выбирать место проведения игры.

4. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

5. Определить способ получения командами заданий.

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), распределить роли.

5. Продумать систему оценок выполнения командами заданий.

7. Подсчитать максимальное время игры.

8. Обеспечить безопасность детей в ходе прохождения маршрута и выполнения заданий.

9. Оформление и подбор необходимого игрового материала, иллюстраций, атрибутов.

Если организаторами квеста будет всё предусмотрено и продумано, то он станет интересным, ярким, запоминающим и образовательным действием для детей и взрослых. Подарит всем массу эмоций и приятных воспоминаний.

Темы квестов могут быть различные:

1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».

4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».

5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

6. Физкультурные праздники.

В  детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

– Маршрутный лист — загадки, ребусы, кроссворды, зашифрованные слова, задачки, примеры, ответ на которые будет то место, куда надо последовать;

– «Сказочный клубок» — постепенно разматывая клубок, дети путешествуют от одного места в другое, выполняя задания, а на клубке ниток последовательно при-

креплены записки с названием того места, куда надо отправиться.

– Карта — схематическое изображение маршрута.

- Интерактивная карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

- «Волшебный интерактивный сундук» (в сундуке размещены задания с названием того места, куда надо отправиться, постепенно выполняя задания, дети перемещаются от станции к станции);

Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОО, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать  формированию  нового  менталитета  родителей  как воспитателей и изменить саму с...

«Инженерная книга как форма взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса»

Приобщение дошкольников к техническому творчеству, формирование сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью, расширило границы взаимодействия образовательных организаций....

Консультация для родителей Кейс-технология-новая форма взаимодействия дошкольников и их родителей

В современном мире перед Вами и педагогами стоит сложная задача – воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие...

Консультация для воспитателей в подготовительной группе «Формы взаимодействия с родителями»

Консультация для воспитателей в подготовительной группе «Формы взаимодействия с родителями»...

.Консультация для педагогов. Образовательный терренкур-новая форма взаимодействия с родителями.

Консультация для педагогов.Образовательный терренкур-новая форма взаимодействия с родителями.В этом году нам всем пришлось справляться с нестандартной эпидемиологической ситуацией. В связи с угрозой р...

Консультация для родителей "Флешмоб, как новая форма взаимодействия с родителями"

Как можно сделать семейный досуг более интересным. Для этого нужно всех участников вовлечь в единое представление, и это представление называется флешмоб....