Социально-значимый образовательный проект «Эколята спешат на помощь»
проект (подготовительная группа)

Еникеева Ирина Викторовна

Пояснительная записка

Тема проекта:    "Эколята спешат на помощь»

Автор: Еникеева Ирина Викторовна воспитатель

Вид проекта: социально-значимый

Сроки реализации:    (12.01.2022 - 10.04.2022)

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.   Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня — это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Новизна проекта:

Создать новое отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

Цель проекта:

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Проблема:

Недостаточность знаний родителей и детей в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • Продолжать формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования.
  • Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы.
  •  Воспитывать творческую фантазию и инициативу.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать экологическую проблему.
  • Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.

Образовательные:

  • Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
  • Помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.
  • Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Гипотеза проекта:

Если собрать использованную бумагу, мы все вместе можем сохранить деревья от вырубки, так как из макулатуры можно изготовить новую бумагу.

Содержание проекта:

I этап – мотивация.

Воспитатель принёс в группу сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

 

 Дети очень заинтересовались ими, но многие не понимали, что же эти Эколята делают и как они могут помочь природе.  Беседуя с детьми, был выдан вопрос "Как вы понимаете определение «Экология»?". Было отмечено, что не все дети понимают это определение применимо к себе.

Так появилась идея проекта для новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

II этап – разработка совместного плана работы над проектом.

С тем, чтобы учесть инициативу и знания   дошкольников старшего дошкольного возраста.

Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л.В. Михайловой-Свирской.

 

Что мы знаем о природе?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Растения очищают воздух в помещении (Маша Д.)

Почему надо ухаживать за растениями? (Максим)

Нужно прочитать в книге (Вика Г)

В море вода синяя. (Есения)

Как в море появляется разная трава. (Игнат)

Посмотреть карту, глобус, энциклопедию (Елисей)

Среди комнатных растений есть лекарственные (Демьян)

Почему комнатные растения не растут на улице? (Маша Е.)

Спросить родителей и воспитателя (И.В)

В лесу растёт много разных деревьев. (Маша Д)

Что можно сделать из коры деревьев? (Вика Н.)

Посмотреть презентацию (И.В)

Нельзя засорять реки (Демьян)

Может ли человек обойтись без воды? (Витя Ж)

У меня есть очень красивая энциклопедия, я принесу и покажу ребятам (Елисей)

Нужно сохранять природу (Елисей)

Почему природа цветная? (Никита)

Посмотреть карту, глобус, энциклопедию (Максим)

За природой нужно вести наблюдение (Маша Д)

Почему природа создала животных? (Елисей)

Посмотреть презентацию (И.В)

Нужно охранять всех животных (Никита Ч)

 

 

Почему исчезли мамонты (Никита)

Нужно прочитать в книге (Лиза Б.)

Нельзя бросать мусор на улице (Есения)

 

Куда увозят мусор?

(Витя)

Посмотреть презентацию (И.В)

Нельзя ломать ветки на деревьях (Маша Е.)

 

Почему зимой нет листьев, а летом много

(Никита Ч.)

Спросить у воспитателя или посмотреть энциклопедию. (Владик)

 

Кто такие Эколята? (Маша Д)

Спросить у воспитателя или посмотреть энциклопедию. (Максим)

 

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра развивающей предметно-пространственной среды.. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.

     Развивающая предметно-пространственная среда была наполнена необходимым материалом.

 

Центр науки:

  • Фотографии с изображением города.
  • Альбом с фотографиями экологических катастроф.
  • Фотографии «Животный и растительный мир Краснодарского края».
  • Презентация «Цветы всего мира», «Сохрани планету».
  • Лепбук «Сохраним природу», «Мой любимый город»

Центр математики:

  • Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».
  • Набор цифр и геометрических фигур.
  • Головоломки

Центр экспериментирования:

  • Стаканы, вода, тарелочки, ложки.
  • Магнит, металлические предметы.
  • Бумага разного качества.
  • Лупы, стаканчики, салфетки.
  • Микроскопы.

 Центр книги и общения:

  •  Художественная литература.
  • Предметные и сюжетные картинки.
  • Элементы театральных костюмов.
  • Учебное пособие «Азбука Природолюбия».
  • Тематические книги.
  • Энциклопедия по разделу «Экология».
  • Семейные фотографии общения с природой.
  • Тематические альбомы и фотоальбомы.
  • Энциклопедические и справочные издания.
  • Аудио и видео носители информации.
  •  Настольные, напольные, компьютерные и другие игры.
  •  Элементы мультипликации.
  •  Художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Центр конструирования:

  • Бросовый материал: пробки, крышки, разовые стаканы, цветы, камешки и т.д.
  • Цветной картон, полоски белой бумаги, цветная бумага.
  • Кусочки разноцветной ткани, пуговицы, цветные шерстяные нитки.
  • Различные конструкторы.

 Центр искусства:

  • Глина, пластилин, соленое тесто.
  • Акварельные краски, восковые мелки, фломастеры.
  • Штампы.

Центр игры:

  • Ширма для игры в зоопарк.
  • Настольно-печатные игры.
  • Макет города.
  • Педагогами изготовлен лэпбук «Чистый город», «Сохраним природу» в который вошли дидактические игры.
  • «Правила поведения в лесу» или «Будь природе другом!»
  • «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?»
  • Пазлы "Собери правильно"
  •  Стихи об охране природы, пословицы об экологии, фотоматериалы по теме "Красная книга", загадки о природе.

Педагогами изготовлен лэпбук «Сохраним природу», в который вошли дидактические игры:

1. «Правила поведения в лесу» и «Будь природе другом!»

2. «Живая и неживая природа»

3. «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?

4.   Пазлы «Сохраним природу»

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

 

Содержание работы

Срок

Ответствен-

ный

1.

Составление плана деятельности.

январь

воспитатель

2.

Наработка и накопление необходимого материала.

январь

воспитатель

3.

Разработка плана мероприятий.

январь

воспитатель

4.

Сбор информации из разных источников.

январь

воспитатель

5.

Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов Эколят.

январь

воспитатели и родители

6.

Создание стендов (уголков) «Эколята спешат на помощь» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми.

февраль

воспитатель

7.

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику.

февраль

воспитатель

Работа с детьми

 

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.

Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». Проведение акции принятия детей в «Эколята – дошколята».

февраль

воспитатели группы

2.

Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) «Умница всему научит!»

февраль

воспитатели

3.

Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы)

февраль

воспитатель

4.

Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам»

февраль

дети и родители

5.

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края)

февраль

воспитатели, родители, дети

6.

Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун -исследователь»

март

воспитатель, дети

7.

Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Весенние цветы – улыбка природы»

март

воспитатель, дети

8.

Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту воздуха»)

март

воспитатель, дети

9.

Создание тематического музея «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами»).

март

воспитатель, родители, дети

10.

Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей.

апрель

дети, родители, воспитатель

11.

Неделя экологических игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть»

апрель

воспитатель, дети

12.

Трансляция отчётных фотоматериалов на сайте, о проведённых мероприятий и консультативного материала для родителей по тематике Проекта.

Весь период

воспитатель, родители

Работа с родителями

1.

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

февраль

воспитатели

2.

Участие в акции «Эколята-дошколята»

февраль

воспитатель, дети

3.

Анкетирование по теме «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»

Февраль

воспитатель, родители

4.

Предложить провести акцию «Чистый город»

март

воспитатель, дети

5.

Предложить провести акцию «Береги воду» Цель: Совместная работа родителей с детьми, собрать мини библиотеку о водных ресурсах.

март

воспитатель, дети, родители

6.

Участие в акции «Цветы – улыбка природы» Цель: Совместная работа родителей с детьми, участие в творческой выставке «Весенние цветы»

март

воспитатель, дети, родители

7.

Предложить провести акцию «Береги природу» Цель: Совместная работа родителей с детьми уборка определенных уголков природы от мусора.

апрель

воспитатель, дети, родители

8.

Предложить провести акцию «Накорми птиц» Цель: Совместная работа родителей с детьми делаем кормушки для птиц и скворечники.

апрель

воспитатель, дети и родители

9.

Консультация «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье».

апрель

воспитатель

10.

Предложить участвовать в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – поделки из бросового материала. "Дадим упаковке вторую жизнь".

апрель

воспитатель, дети, родители

 

III этап – практический.

 

 Дети узнали, что Эколята — это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Эколята– это защитники природы, любят природу, охраняют её, берегут её, и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогли нам весёлые сказочные герои.

 Веселый, озорной Шалун, предлагал детям играть в разные игры.

Больше всего на свете Тихоня любит узнавать что-то новое и неизвестное и вместе с детьми рассматривал энциклопедии.

Умница много знает и рассказывала своим друзьям интересные истории, потому что читает много книг.

Елочка, любит читать и придумывать всякие интересные задания и загадки для детей

 

Работа с детьми

Познавательное развитие

  • Беседа: «Беседа о природе, и о том, что можно сделать, чтобы сохранить её богатства».    
  •  Беседа: «Земля - наш общий дом и мы его спасём».                                                                             

 Выставки детских рисунков

 

  • “Животные красной книги. Краснодарский край”
  • “Природа глазами детей”

Составление и изготовление лозунгов:

  • “Чистые мысли – чистый мир вокруг”
  • Гимн «Эколят»

Творческая мастерская “Затейники”

  • Изготовление кормушек на участок детского сада.
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница” и т.д.
  • Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка.
  • Изготовление поделок для оформления группы
  • Волшебный декупаж (“из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки”).

Опытно-экспериментальная деятельность:

  • Чистый воздух – чистые лёгкие
  • Как ухаживать за растениями
  • Опыты с воздухом

Выпуск экологической газеты:

  • Чистый лес– больше здоровья
  • Создали стенд «Эколята – дошколята»

Рассматривание иллюстраций на тему:

  • Животный мир вокруг нас

Художественно –эстетическое развитие

  • Чтение экологических рассказов и сказок.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Природа родного края».

Социально –коммуникативное развитие

  • Помощь воспитателю в уборке в цветнике 

Дидактические игры:

  • Настольно-печатные игры по природе.
  • «Что из чего»
  • «Наоборот»
  • «Найди друзей»
  • «Хорошо-плохо»
  • «Отгадай дерево»
  • «Что лишнее?»
  • «Расскажи о предмете»
  • «Что я видел?»

Речевое развитие

  • Чтение экологических рассказов и сказок
  • Рассматривание иллюстраций «Природа и мы»
  • Отгадывание загадок.

Рисование плакатов:

 

  • "Что делать, чтобы жить в чистоте и сохранить природу?"
  • «Чтобы воздух был чистым?"

 

Подвижные игры:

 

  • «Летает, плавает, бегает»,
  • «Я знаю»,
  • «Воздух, земля, вода»,
  • «Птицелов»,
  • «Скворцы и кошки»,
  • «Птицы в клетке»,
  • «Ласточки»,
  • «Голуби и кот».

 

Работа с родителями

  • Анкетирование по теме «Ваше понимание в сохранности природных ресурсов»
  • Консультация «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье».
  • Предложить провести акцию «Помоги природе».
  • Предложить участвовать в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – поделки из бросового материала. "Дадим упаковке вторую жизнь".
  • Экскурсии по улицам города. Помощь родителей в оформлении альбомов «Природа нашей малой Родины».

 

Стихи об охране природы, пословицы об экологии, фотоматериалы по теме "Красная книга", загадки о природе.

Лэпбук как форма организации образовательной деятельности помог лучше понять и запомнить материал по теме раздельного мусора, дети научились самостоятельно собирать информацию.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста

Социально-значимыйдолгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности "Спасатели спешат на помощь"

Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности, с презентацией....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Эколята спешат на помощь»

Для детей старшего дошкольного возростаФормирования у детей основ экологической культуры. Прививать знания о необходимости защитить планету от мусора....

Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности "Малыши спешат на помощь"

Данный конструкт представляет образовательную деятельность в конце учебного года во второй младшей группе детского сада. Использованы ИКТ и здоровьесберегающие технологии....