Рабочая программа вокального кружка «Золотая нотка»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Петренко Светлана Анатольевна

Рабочая программа вокального кружка «Золотая нотка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vokalnoy_studii_zolotaya_notka.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

ПРИНЯТО

Педагогическим советом Детского сада № 43

Протокол № 1 от 31.08.2023г.

                  УТВЕРЖДАЮ

Заведующий Детского сада № 43

  ________      Н.В.Капитонова                                 Приказ от «31» августа 2023 г.  № ____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по художественно – эстетическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

вокального кружка  «ЗОЛОТАЯ НОТКА»

Разработала:

музыкальный руководитель

                                                                                                                                                Петренко Светлана Анатольевна

г. В.Салда, 2021 г.

Содержание:

I.      Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка___________________________________________________________________________стр.3

1.2.  Актуальность___________________________________________________________________________________стр.3

1.3.  Направленность программы_______________________________________________________________________стр.4

1.4.  Новизна программы______________________________________________________________________________стр.4

1.5.  Педагогическая целесообразность__________________________________________________________________стр4.

1.6.  Отличительные особенности данной программы от существующих программ_____________________________стр.5

1.7.   Цель, задачи реализации программы________________________________________________________________стр.6

1.8.   Возраст детей, участвующих в реализации программы________________________________________________стр.6

1.9.   Сроки реализации программы_____________________________________________________________________стр.8

1.10. Формы и режим занятий__________________________________________________________________________стр.8

1.11. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы____________________________стр.10

1.12. Способы определения результативности освоения программы_________________________________________стр.10

1.13. Формы подведения итогов реализации программы_________________________________________________________________________________________стр.12

II.Содержательный раздел

2.1. Содержание изучаемого курса_____________________________________________________________________стр.12

2.2. Учебный план__________________________________________________________________________________стр.13

2.3. Календарно – тематическое планирование___________________________________________________________стр.15

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение условия реализации программы____________________________________________стр.22

3.2. Список литературы______________________________________________________________________________стр.24

3.3. Приложения___________________________________________________________________________________стр. 25

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Обоснование программы

           Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается   важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства.  

 Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.  

Для  детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

1.1.1.Актуальность программы-связана  с  популяризацией  в  последнее   время  детского  вокального  творчества,  ростом  числа  детских  вокальных  конкурсов и фестивалей.

В  певческой  деятельности происходит  творческое  самовыражение  детей, которое  формируется как  в  ансамблевом  пении,  так и сольном  пении.Дети удовлетворяют свои личностные потребностибыть увиденными и услышанными,  обогащаютсвой   вокальный  опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.

        В процессе занятий  у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.

  1. Направленность программы- художественное.

В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.

1.1.3. Новизна программызаключается в применении   инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающихтехнологий  в сочетании с традиционными   музыкально-педагогическими   средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях.

1.1.4. Педагогическая целесообразность: программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.

1.1.5.Отличительные особенности данной программы от существующих программ.

 Особенность программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников и школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия 3 на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

 Программа отличается тем, что:  позволяет через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;  она ориентирована на развитие творческого потенциала и  музыкальных способностей дошкольников;  содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.

1.1.6. Цель, задачи реализации программы

Цель:создание условий для развития потенциальных творческих способностей через  певческую деятельность  детей младшего и среднего  школьного возраста.

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • обучить основам музыкальной грамоты
  • обучить основам вокального  мастерства

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развивать музыкально-эстетический вкус;
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • развивать творческую активность детей;

1.1.7. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы.

      В возрасте 5-7лет в интеллектуальном плане у детей выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются не только познавательных, но и личностных задач. Здесь же, в дошкольном возрасте, берёт своё начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность , создавать что-то новое. Творческие способности детей проявляются в конструктивных играх, в художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребёнка к действительности. Именно дошкольный возраст является наиболее благотворным периодом для начала обучения вокалу , ибо музыкальность у детей развивается тем быстрее , чем в более раннем возрасте начинают ребёнка обучать пению.

   Для дошкольников наиболее  характерна игровая деятельность. Игра тесно связана с формированием творческих способностей детей.  Важнейшая психологическая  особенность художественной игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта ребёнка в сферу музыкальной деятельности. Введение в занятие песен-игр вызывает большое оживление у ребят, помогает наладить  двигательную координацию.

   У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, у них улучшается артикуляция во время пения. У них возрастает слуховые активность и внимание, и они уже  способны  свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне и петь после него; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением (фонограммой)  и без него.

   Существует так же ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования дошкольников от аналогичных  органов взрослого человека:

-гортань расположена выше, чем у взрослых;

-объём лёгких небольшой, и поэтому в большинстве случаев грудное резонирование отсутствует;

-голосовая  мышца практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей   только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине.

    Кроме того, певческий голос дошкольников характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, высоким головным резонированием, и поэтому детям вредят крик, громкое пение, шёпот, горячие и холодные напитки, пение  на холодном воздухе.

   С целью охраны детского голоса следует:

-учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара  и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазона для конкретного ребёнка , а диапазон дошкольников сравнительно невелик- в среднем ре1 -ре2 (хотя у музыкально одарённых детей встречается и значительно шире);

-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения ( не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.)

   Правильное звучание голоса ребёнка 5-7 лет соответствует таким понятиям, как   звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

   Как известно, в процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов). Если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками,формирующими правильное звукообразование.

Занятия проводятся  по 1 часу 2 раза в неделю.

1.1.8. Сроки реализации программы 3 года.

1.1.9.Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости.
Концертная программа должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

1.1.10. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы.

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

        В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

1.1.11.Способы определения результативности освоения программы:

Дети должны знать:

-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);

-о культуре поведения на сцене;

Должны научиться, должны уметь:

-слушать и слышать музыку;

-вовремя вступать после музыкального вступления;

-движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;

-ритмично двигаться под музыку;

-красиво выходить на сцену;

-ориентироваться в пространстве сцены;

красиво уходить со сцены.

1.1.12. Формы подведения итогов:

1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;

2.Участие детей  в концертной деятельности.

Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.  

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,

- слушание различных интерпретаций исполнения,

- пластическое интонирование,

- движения под музыку,

- элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса,строение голосового аппарата.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

      Музыкальную основу программы составляют произведения для детей  и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет важную воспитательную роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.

Основными формами работы на занятии являются: распевание,   пение по слуху, работа над вокальным номером.

    Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

    Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.

    Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

II.Содержательный раздел

2.1. Содержание изучаемого курса:

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.

2.Знакомствос основными вокально-хоровыми навыками пения.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Звукообразование. Музыкальные штрихи  

Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука( в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения)

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку   певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.

6.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.  

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов.  

9.Музыкально-сценическое  движение.

Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях   для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.

10.Работа над репертуаром.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом   произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Итоговые занятия, творческие отчёты.

Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления.  

2.2.    Учебный план

п/п

         Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

2

7

3

Звукообразование. Музыкальные штрихи

3

2

4

4

Формирование правильных навыков дыхания

3

2

3

5

Дикция и артикуляция

3

2

3

6

Ансамбль. Унисон

3

2

3

7

Музыкально-исполнительская работа

3

2

3

8

Ритм

3

3

4

9

Музыкально-сценическоедвижение

2

2

1

10

Работа над репертуаром

11

6

6

11

Концертная деятельность

1

8

-

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

4

-

                      ИТОГО          35  3535

2.3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕна январь – май 2020г.

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма организации деятельности

Приемы и методы организации учебного процесса

Форма подведения итогов по теме

всего

теория

практика

Тема блока ««Звучащий мой голос».

1

Знакомство с детьми. Введение.

1

0,5

0,5

Беседа, лекция, практическая работа

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка.

Анализ практической деятельности.

2

Знакомство с голосовым аппаратом

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

3

Детские песни в нашей жизни.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

4

Детский фольклор. Музыкальная  игра «Заинька»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

5

Песенки из мультфильмов. Пение любимых песен.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

6

В гостях у сказки. Музыкальная игра «Колобок»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

7

Колыбельные песни. Импровизация «Баю-бай»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

8

Раскрепощение певца.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

9

Музыкальные игры и загадки. Игра «Весело-грустно»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

10

Формы и жанры вокальной музыки.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

11

Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

12

Импровизация

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

13

Развитие умения петь по фразам.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

14

Движение мелодии вверх и вниз.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

15

Ноги сами в пляс пустились. Игра «Ритмический рисунок.»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

16

 Краски музыки и голоса. Разнообразие голосов.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

17

Разнообразие  голосов. Музыкальная игра «Кто поёт?»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

18

Выступления на празднике

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

19

Хороводные песни и шутки. Музыкальные игры.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

20

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

Тема блока «Весёлые нотки»

21

Знакомство с нотной грамотой.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

22

Нотная грамота.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

23

Волшебная страна звуков.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

24

Мелодии и ритмы.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

25

 Гамма.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

26

 Импровизация «Лесенка»

1

0,5

0,5

Коллективная работа, работа в микрогруппах, индивидуальная форма деятельности.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

Тема блока «»Первый концерт

27

Музыкальные загадки.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

28

Сценическое движение.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

29

Веселей, встречай  друзей. Герои сказок.

1

0,5

0,5

Коллективная работа, работа в микрогруппах, индивидуальная форма деятельности.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

30

Музыкальная игра «Я-солист». Вокально-хоровая работа.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

31

Праздничное настроение.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

32

Культура поведения на сцене.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

33

Выступление на празднике.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

34

Пение любимых песен.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

35

Итоговое выступление

35

35

35

III.Организационный раздел

3.1.Методическое обеспечение условия реализации программы

  Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от  5-7лет.

Занятия проводятся  по 1 часу 2 раза в неделю, 68 часов в год.  

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Используемыеметоды иприемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова,  Л.Серебряной, А.Н.Стрельниковой.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Формы подведения итогов:

1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;

2.Участие детей  в концертной деятельности.

Песенный  репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей.     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,

- слушание различных интерпретаций исполнения,

- пластическое интонирование,

- добавление элементов импровизации,

- движения под музыку,

- элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса,строение голосового аппарата.

  Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

      Музыкальную основу программы составляют произведения для детей  и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет важную воспитательную   роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.  

Основными формами работы на занятии являются: распевание,   пение по слуху, работа над вокальным номером.  

    Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

    Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.

    Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

3.2.Список литературы

1.Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание»  Библиотечка «Первого сентября». Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.

2.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

3.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

4.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007

5.Кудрявцев В.Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка «Первого сентября».Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.

6.Курбатов А., Курбатова Л.,Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовно-нравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября».Серия  «Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.

7.Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006

8.Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.

9.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

10.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

11.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

3.3.Приложения

 Дыхательная гимнастика.

Комплекс 1 «Лесорубы».

-Идем в лес за дровами- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0.5 мин.

-Пилим дерево- имитация пилки дров. Руки вперед, потянуться за руками- вдох, резким движением руки к себе- выдох- «ж-жик». 4-8 раз.

-Распиливаем дрова бензопилой- плавно руки вперед-вдох,  руки к себе-удлиненный максимально выдох «ж-ж-ж». 4-8 раз.

-Рубим сучья- И.п.(исходное положение): широкая стойка, кисти в «замок». Вдох-поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!», наклоняясь, расслабить спину. 6-10 раз.

-Раздуваем огонь- И.п.: сед на пятках. Сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой и сделать 3 редких выдоха- «фу-фу-фу». 2-4 раза.

-Жарим хлеб- И.п.: сед на пятках. Вдох свободный, выдох предельно затягивается. Язык располагается так, что создает сопротивление выходящему воздуху- «ш-ш-ш». 3-4 раза.

-Идем домой- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0,5-1мин.

Комплекс 2 «В зоопарке».

-Ослик- ходьба или бег на месте. Громко прокричать «йа», «йа». Произнесение этих звуков укрепляет связки гортани. 4-6 раз.

-Аист- И.п.:о.с.(основная стойка). Вдох-медленно поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене гордо вынести вперед, зафиксировать положение. Удерживать равновесие. Продолжительный выдох- опуская ногу и руки, сделать небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш».6-8 раз.

-Гуси- И.п.:о.с., руки назад книзу. Вдох- поднять голову. Наклониться вперед. Прогнувшись, вытянуть шею- выдох, произнося «ш-ш-ш». 3-5 раз.

-Лошадка- И.п.:о.с., цоканье языком с изменением громкости и темпа. Имитировать  идущую и скачущую, приближающуюся  и удаляющуюся лошадку. 20-30 раз.

-Волк- И.п.: сед на пятках. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть «у-у-у-у-у», напрягая мышцы шеи, губы сложить трубочкой. Вернуться в И.п. Пропевание звука изменять по громкости, с нарастанием и убыванием; по тембру звучания- низко или высоко.3-4раза.

Комплекс 3 «Покорители космоса»

-Надеваем скафандр-И.п.:о.с. Вдох самопроизвольный. Имитация натягивания левой и правой штанины скафандра, рукавов, надевания шлема-«ш-ш-шик», застегиваем молнию- резко «вжик». Проверяем герметичность- повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш-ш-ш». 20-30мин.

-Полет на Луну- И.п.:о.с. сед на пятках, ладони на коленях. На выдохе тянем звук «а», медленно поднимая руки вверх (достигнуть Луны) и, не прерывая звука, опустить руки. Это упражнение укрепляет голосовые связки, достигается длительная задержка дыхания на выдохе. 2-4 раза.

-Полет к Солнцу- все так же как в «Полете на Луну», только звук громче и длиннее, т.к. Солнце намного дальше от Земли и от Луны, поэтому лететь мы будем дольше, а звук будет громче. Достигаем Солнца и возвращаемся на одном звуке. 2-4 раза.

-На планете дышится легко- упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная к лицу ладонь не ощущала струю воздуха. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, остановиться и сделать паузу(кто сколько сможет).Затем плавный выдох через нос. 3-4 раза.

-Часы(пора возвращаться)- размахивая прямыми руками( не резко) вперед-назад, в одном темпе(не быстро) и с одной интонацией произносить «тик-так» 8-10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы вокального кружка «Золотая нотка» с детьми подготовительной к школе группы

Я предлагаю свой опыт по целенаправленному процессу работы над вокальными импровизациями дошкольников, развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умени...

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет

Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Программа вокального кружка "Весёлые нотки" (средняя группа).

Программа разработана для детей среднего возраста. Данный план работы направлен на развитие у детей вокальных данных, творческихх способностей, исполнительского мастерства. В программе расписаны: цель...

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...

Программа вокального кружка "Веселые нотки"

Рабочая программа вокального кружка "Веселые нотки"...

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа вокального кружка "Веселые нотки".

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления  разработана для музыкальных руководителей, руководителей вокальных кружков....

Рабочая программа вокального кружка для старшей группы"Весёлые нотки"

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. ...