Дополнительная общеобразовательная рабочая программа вокального кружка "Веселые нотки".
рабочая программа

Черных Елена Александровна

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления  разработана для музыкальных руководителей, руководителей вокальных кружков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_rp_vokal_2.docx82.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Белоснежка»

                     

Дополнительная

общеобразовательная программа

«Веселые нотки»

(вокальный кружок)

Составитель:

Е.А.Черных

музыкальный руководитель

  первая квалификационная категория  

г. Шарыпово, 2019

Пояснительная записка

                          

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления  разработана для детей, обучающихся в вокальном кружке «Веселые нотки».  Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у детей эстетического вкуса.

Актуальность программы.

Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к вокальному искусству, как одному из видов художественного творчества, с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Вокально-хоровая работа сегодня является   одним из наиболее доступных средств  приобщения детей к музыкальному искусству, музыкальной культуре в целом.

Педагогическая целесообразность программы.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать, и радостно и желанно исполнять? Как показать малышу, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить воспитанников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Методические принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы вокального кружка «Веселые нотки» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

        Программа рассчитана на 60 занятий в год (с 1 октября по 15 мая),

 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут каждое.

         Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет.

Занятия проходят в групповой форме.

Для обучения пению необходимо:

  • наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма.
  • здоровый голосовой аппарат

Перед началом обучения педагог проверяет уровень развития музыкальных способностей детей:

  • диапазон голоса;
  • ладовое чувство;
  • музыкально-слуховое представление;
  • музыкально-ритмическое чувство

          Методы и приемы занятий: демонстрационный, практический, игровой, словесный, метод наблюдений, метод упражнений. Программа предполагает проведение занятий вокалом в специально оборудованном музыкальном зале с ТСО, отвечающим современным условиям учебно-воспитательного процесса.  

          Дети, обладающие хорошими вокальными данными, пробуют себя в качестве солистов. Дети, владеющие хорошим чувством ритма, подыгрывают на музыкальных инструментах и т.д. Каждый ребенок, занимаясь в кружке, находит для себя полезную ступень. Дифференцированный подход позволяет развивать инициативу и творческие  способности детей.

 Цель программы:

Приобщить воспитанников к вокально-хоровому искусству через развитие певческих навыков, дать возможность получить основы вокального искусства,  способствовать формированию устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.

             

Задачи обучения:

  • через совместную коллективную деятельность формировать у детей нравственные, духовные, патриотические чувства
  • через дифференцированный подход воспитывать в детях творчески активную и мыслящую личность
  • прививать музыкальную культуру и чувство прекрасного
  • создавать атмосферу доверия, содружества и взаимопомощи
  • формировать певческое дыхание, звукообразование, навыки интонирования
  • развивать чувство ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти
  • укреплять и формировать детские певческие голоса

       На занятиях рекомендуется следующий порядок развития певческих навыков у детей: работа над дикцией и артикуляцией, над дыханием, звукообразованием, расширением диапазона, звуковедением. Выразительность певческой и речевой интонации достигается во время речевых упражнений и игр, в которых ставятся задачи развития певческого звука и устранения речевых дефектов детей (например, неправильное произношение слов, звуков).

Развитие у детей певческих навыков и выразительности речевой интонации тесно взаимосвязаны. Как и при пении, в речи участвует голосовой аппарат: дыхание, связки, мышцы гортани, артикуляционные органы рта. Развитие выразительности у детей речевого интонирования – важная воспитательная задача. Речевая  интонация несет в себе большую информационную нагрузку и выполняет значимую роль в коммуникативном взаимодействии людей. Через речевую интонацию мы знакомимся с индивидуальностью человека, определяем глубину его чувств, особенности темперамента. Это приводит к выводу о значимости работы над выразительностью певческой интонации у детей не только с целью развития их музыкальности, но и для развития личности в важнейшем аспекте социального общения.

 Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать человека всю жизнь.

Совершенствование певческих навыков достигается при помощи упражнений на каждом занятии на протяжении всего курса вокальной подготовки. Занятия строятся примерно по одному плану.

                                       Структура занятия:

1.Настройка певческих голосов:

 -  комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;

 - артикуляционная гимнастика;

 -  речевые упражнения;

 - распевание

2.Основная часть:

- работа над произведением (разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодии, работа над чистотой интонирования, дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3.Заключительная часть:

- пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся, работа над выразительным артистичным исполнением.

                                        Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

-работа над вокальными и хоровыми навыками;

-проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

-споем песню с полузакрытым ртом;

-слоговое пение («ля», «бом» и др.);

-хорошо выговаривать согласные в конце слова;

-произношение слов шепотом в ритме песни;

-выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

-задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

-использовать элементы дирижирования;

-пение без сопровождения;

-зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

-образные упражнения;

-вопросы;

-оценка качества исполнение песни.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения  пению  в вокальном кружке воспитанник  может:

   знать, понимать:

      - иметь элементарные представления о голосовом аппарате;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко, и т.д.»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

     - различные манеры пения;

     -  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Ребенок умеет:

-проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

-петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.

-самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

-исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.

-уверенно прохлопать ритм простейших песен.

-импровизировать голосом короткую фразу.

-достаточно эмоционально передать содержание песни.

-выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).

-достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.

-выступать на сцене с другими участника коллектива.

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 5 до 7 лет.

- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;

- певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;

- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;

- голос становится более звонким;

- отсутствие отдельных звуков в речи;

- способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения;

- ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;

- певческая дикция у большинства детей правильная;

- хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

Пути реализации программы.

В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовой аппарат ребенка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы предают звуку разную окраску. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности (бес тембровое).

Не велик и диапазон. При правильной постановке голоса дети шести лет могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах (до) ре 1- (до) ре 2. Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качества звука и дыхания. При обучении детей пению, надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения)

-Сидеть (стоять) ровно;

-Не сутулиться;

-Корпус и шею не напрягать;

-Голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения;

-Дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

-Петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

-Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

-Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяженность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или в медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребенка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определенным закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у], найти естественное, непринужденное, без напряжения и форсирования интонационно- чистое и приятное по тембру звучание голоса). Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребенка – средняя.

2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребенка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

3. Путем выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребенка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребенок в дальнейшем освобождается от скованности и напряженности, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

Дикция- (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым. Без четкой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной [о], которая звучит как [а]. Нельзя в пении произносить безударную гласную [е] как [и]. Безударную гласную [я] можно произносить светло, ярко, как [я], менее ярко как [е], но ни в коем случае не как [и]. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Дыхание. Основой вокально- хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, т. к. от него зависит качество звука голоса. Навык певческого дыхания (такого, как у взрослого певца) выработать у ребенка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребенком, можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из 3-х моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.

2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряженными мышцами живота на коротенькое время- «надули шарик»).

3. Спокойное, постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «медленно, через рот на звук «пф» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально- хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

Чистота вокальной интонации- это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Для достижения чистоты интонации необходимо:

-выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фазами, между которыми можно брать дыхание;

-давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

-систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

-петь небольшими подгруппами и по одному;

-вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

-транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта).

Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного последовательного «впевания» сначала двух, потом трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Ансамбль- стройное, слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Охрана детского голоса.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения, наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.

Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха ниже +18ْ С и влажности выше 40-60%.

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

1. Наличие репетиционного зала (сцена).

        2.Цифровое  фортепиано.

3. Репетиционный центр, с микшером на 4 микрофона.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6.  Телевизор, проектор.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты.

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

12. Сценические костюмы.

13. стульчики детские.

Содержание заданий для проверки уровня развития                                    музыкальных способностей. Сентябрь, май.

Задания для проверки ладового чувства

Задания для проверки музыкально-слухового представления

Задания для проверки музыкально-ритмического чувства

Репертуар, на котором осуществляется проверка

1

Узнать знакомую песню, фортепианную пьесу (по  мелодии, вступлению)

Спеть правильно знакомую песню без инструмента

Спеть и отхлопать ритмический рисунок знакомой песни.

2

Определить правильность мелодии знакомой песни.

Спеть песню в другой тональности с инструментом и без него.

Согласовать движения с характером музыки.

3

Закончить мелодию песни в тонике.

Показать игровой образ в соответствии с музыкой.

Выполнение воспитанниками заданий и их оценка

Фамилия, имя ребенка

Проверка ладового чувства

Проверка слухового представления

Проверка музыкально-ритмического чувства

Репертуар для проверки

Последо

ватель

ность

задания

Оценка

Последо

ватель

ность

задания

Оценка

Последо

ватель

ность

задания

Оценка

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Примечание:

Выполнение задания оценивается  по 3-х балльной системе:

  • 3 – высокий уровень
  • 2 – средний уровень
  • 1 – низкий уровень

Перспективный план работы

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки. Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

1.Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2.Учить детей исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;

3.Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

4.Учить детей исполнять песни а капелла.

«Приветствие»,Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте», Картушина.

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

«Машина» - вибрация губ.

Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

«Говорил попугай попугаю»,

«Тигры»,

«Вез корабль карамель»,

«Кит-рыба».

«Котенок и бабочка»,

«Птичка и Лиса»,

 «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского,

«Осень долгожданная», слова и музыка Я. Жабко,

 «Моя Россия», слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве,

«Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.


Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки. Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«В гости»,

«Здравствуйте», М. Картушина.

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

Знакомый материал.

«Фокус-покус»,

«Чудо-лесенка»,

«Наша-бабушка», студия Родники,

«Пестрый колпачок» Г. Струве,

«Чудо-балалайка», З. Роот,

 «Мама», слова и музыка А. Петрящевой.


Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

1.Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

2.Учить детей петь в унисон, а капелла.

3.Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

4.Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

5.Развивать у детей умение петь под фонограмму.

6.Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Приветствие», модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте», Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;«Машина» - вибрация губ.

«Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности

«По волнам»,

«Качели»,

«По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Белые снежинки» слова И. Шефрана,

музыка Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, музыкаА.Пинегина,

«Хоровод снежинок», слова В. Волгиной, музыка А. Филиппенко,

«Сказка не кончается», музыкаГ. Левкодимова, слова В. Степанова,

                                                                                 Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4. Скороговорки.

Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо.

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»Модель И. Евдокимовой.«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упражнение «Я обиделся»,«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу» (А – у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

«Волк и красная шапочка»,

«По щучьему веленью», А. Евтодьевой.

«Зима», слова и музыка М. Сидоровой,

«Кабы не было зимы», музыка

Е. Крылатова, слова Ю. Энтина,

«Лучше папы друга нет», музыка

Е. Савельева, слова М. Пляцковского,

«В мире много сказок», музыка

В. Шаинского

                                           

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки. Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина» - вибрация губ.

«Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолёты»,

«Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

«Три медведя» А. Евтодьевой,

Знакомые распевки.

 «Про папу», слова М. Танича, музыка В. Шаинского,

«Солдатушки -бравы ребятушки», русская народная солдатская песня,

 «Идет солдат по городу», музыка В. Шаинский, слова М. Танича

«Оранжевая песенка», музыка

К. Певзнера, слова А.Арканова и Г.Горина.

                                                                 

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Петь на одном звуке.Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.Учить связывать звуки в «легато».

1.Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

2.Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

3.Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

4.Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

5.Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

6.Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«В гости».

«Здравствуйте», Картушина.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

«Теремок», Л. Олифировой,

«Вот такая чепуха», И. Рыбкиной.

«Солнечная капель», музыка и слова Вохрушева, Соснина,

«Сегодня мамин праздник», словаТ. Волгиной, музыка А. Филиппенко,

«Мамина песенка», М. Пляцковский,

«Самая счастливая», слова

К. Ибряев, музыка Ю. Чичков,

 «Из чего же, из чего же», слова

Я. Халецкого, музыка Ю. Чичкова.

                                                       

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

1.Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

3.Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

«Приветствие», модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте»,Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

«Машина» - вибрация губ.

«Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Я хороший»,

«Да и нет». В.Н. Петрушина.

 «Прадедушка», музыка А. Ермолов, слова М. Загота,

«День Победы», музыка и словаЕ. Курячий,

«Мой дедушка – герой», слова Аркадия Вайнера, музыка Натальи Вайнер,

«На горе-то калина» русская народная песня, обработка Ю. Чичкова.

                                                             

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и. т.д.Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться.

Закреплять вокальные навыки детей.Совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения;Чисто интонировать в удобном диапазоне;

Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыкисполнительского мастерства, сценической культуры.

«Приветствие», модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Прогулка» М. Лазарев.

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

Знакомый репертуар.

«Стрекоза и рыбка»,

«Кот и петух», А. Евтодьевой

«До свиданья, детский сад», музыка и слова Е. Шаламовой, «Школа нас ждет», музыкаС. Стемпневского, слова В. Степанова,

«Детский сад-волшебная страна», слова и музыка О. Шапоренко.«Спасибо вам, родные, за заботу», слова и музыка М. Сидоровой.


                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004
  17. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  19. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  20. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет

Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Радуга красок» по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей виден...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально-хорового кружка "Колокольчики"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рабочую программу вокально-хорового кружка "Колокольчики"...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....