Непосредственно образовательная деятельность "Что такое душа?"
план-конспект занятия (старшая группа)

Соколова Наталья Ивановна

Дать детям христианское представление о душе человека, рассказать о взаимоотношении души и Бога, внутреннем мире человека.  Научить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._o_dushe.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Что такое душа?»

Цель: дать детям  христианское представление о душе человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.

2. Научить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

3. Воспитывать у детей духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Содержание НОД:

1. Круг радости.

(Дети стоят полукругом).

Сколько добрых лиц вокруг,

Приглашаю всех вас в круг.

(Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг?

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

2. Игра «Свеча».

(На мольберте написано слово «красота»)

Дети, посмотрите, какое слово написано на мольберте? А что такое красота? Красота – это то, что доставляет радость, вызывает восхищение, восторг.

Красота подобна чуду,

Красота живёт повсюду:

Рядом с нами, вдалеке,

В каждом маленьком цветке.

В каждой капельке дождя

Красоту встречаю я.

Дети, мы бережно будем под музыку передавать свечу и говорить, что красивого вы видите у рядом стоящего ребёнка.

3. Сообщение темы, целей

Молодцы! Вы умеете видеть красоту в людях. Сегодня мы с вами побеседуем о том, кого можно назвать по-настоящему красивым человеком. У меня есть красивая коробочка, а в ней…три разные конфеты.

4. Упражнение «Конфета».

(Дети подходят к столу, воспитатель выкладывает  конфеты: 1 конфета – в яркой, красочной обертке, 2 – менее красочной обёртке, 3 – в серой цветной бумаге. Дети выбирают одну конфету, потом вторую, третью. Воспитатель по очереди разворачивает конфеты. В яркой, красочной обёртке – пластилин, в менее красочной – бумага, в серой цветной бумаге – шоколадная конфета).

Какую вы сначала выбираете конфету? Почему?

О чём вы думали, до того, как я развернула обёртку?

Что вы почувствовали, когда увидели, что находится внутри конфеты? И т.д.

Делаем вывод, ребята: не всё яркое, красочное, броское бывает ценным. Недаром русская народная пословица гласит: «Не всё то золото, что блестит».

5. Беседа о душе.

(Дети садятся на стулья).

Дети, проходите, присаживайтесь на стулья.

Скажите, пожалуйста, зачем человеку нужны ноги, руки, глаза, уши?

Что человек делает ртом, руками, глазами?

Где у человека живут мысли?

Покажите, где у вас живёт радость, грусть, храбрость?

Внешнюю красоту можно увидеть глазами, но есть ещё и внутренняя невидимая красота, которую можно почувствовать сердцем. Внутренняя красота – это душа человека, которая находится внутри нас. (Воспитатель достаёт грецкий орех). Вот как внутри этого ореха находится ядро. Дети, а как определить: хорошее ядро внутри ореха или гнилое? Верно, расколоть. А как узнать, какой человек? Человек узнается по делам, поступкам. А можно узнать человека по словам?

Ребята, наше тело – это храм души.

6. Чтение рассказа «Просто старушка».

Ребята, а сейчас я хочу прочитать вам рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

Ребята, а можно мальчика из рассказа назвать хорошим? А какой поступок он совершил? Какие поступки людей называют добрыми? А вы совершали в жизни добрые поступки?

7. Продолжение беседы о душе.

Что мы с вами делаем, если мы голодные, если хотим спать?

Мы заботимся о своем теле?

Так же нужно заботиться и о своей душе, чтобы она была чистая, добрая, мирная.

Нужно ли питать человеку свою душу? Чем? Как?

Чтобы делать добрые дела, Бог дает нам душевные силы и крепость нашему телу. Если мы пойдем с вами в храм, то наша душа незримо будет разговаривать с Богом и напитываться добрыми чувствами.

Когда человек совершает хорошие поступки и делает добрые дела, то его душу наполняет только свет. А бывают люди, у которых душа будто каменная, они своими злыми поступками собрали в свои души черноту. Что мы с вами можем сделать, чтобы не стать такими, как они? Могут ли они измениться, исправиться?

Людям, которые впервые приходят в храм Божий, многое непонятно и незнакомо, но по великому Божьему милосердию их души очищаются и питаются Божественной благодатью.

8. Физминутка.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Повернёмся мы кругом,

Пробежимся мы бегом.

Ручки к небу мы поднимем –

Нашу землю создал Он,

До земли ему поклон.

Сделаем глубокий вдох.

Сядем, встанем и опять

Будем дальше продолжать.

9. Творческая деятельность детей.

У поэта Николая Заболоцкого есть в стихотворении такие строки:

Что такое красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(На мольберте рисунок сосуда в виде сердца).

Давайте представим, что душа человека – это сосуд, ёмкость, которую можно чем-то напомнить. Я предлагаю наш сосуд наполнить хорошими качествами, которые делают душу красивой. (На столе лежат картинки с хорошими и плохими поступками, дети выбирают положительные картинки и наклеивают на сосуд). Дети, внимательно посмотрите на картинки. Давайте по очереди вы будете говорить, почему считает поступок добрым, и помещать его в сосуд.

Молодцы! Делаем вывод: не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым, интересным, а его добрые поступки, мысли, дела.

10. Игра «Доброе сердце»

Я предлагаю стать вкруг. Мы с вами будем делать хорошие поступки: будем желать друг другу добра.

Легко ли  нам различить, какое дело доброе, а какое злое?

Как называется наш советчик, который живёт в нашем сердце? (Совесть). Совесть – это весть от Бога, которую приносит нам Ангел Хранитель. И прежде, чем сделать какое-либо дело, подумайте, хорошее оно или нет, стоит ли его делать.

Как вы думаете, а какое сердце было у святых?

Какие они совершали поступки и дела?

Давайте положим на ручку своё сердечко и спросим: «Хорошо ли то, что я делаю?»

11. Просмотр мультфильма.

А сейчас мы вам покажем мультфильм про нашего земляка – первого Воронежского епископа Митрофана. В этом году исполняется 320 лет с того дня, когда он ушёл из земной жизни в жизнь вечную.

 

12. Итог.

Что же нужно делать, чтобы наши души наполнялись духовной радостью и красотой? Мы будем делать хорошие дела и совершать добрые поступки. Давайте все вместе произнесём и запомним такую фразу:

Пусть душа моя, как птица,

Ко спасению стремиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе  «Что такое хорошо и что такое плохо»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие  задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...

Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»

Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной фор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.

Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Такие полезные камни»

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Такие полезные камни» Тематический контроль: «Организация работы с детьми по формированию представлений об экологии н...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие волшебные и забавные кляксы» Нетрадиционная техника рисования в подготовительной к школе группе по образовательной области

Кляксография - основой данной техники является клякса. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно - творческой деятельности детей. Задачей ...