Образовательный, игровой проект
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Стимулирование и коррекция психических функций и речевой активности ребенка с ЗПР, вовлечение  родителей воспитанников к участию в коррекционно-развивающей работе специалистов через творческую деятельность,  специальные упражнения, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detsko_rod_proekt_20-21_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный, игровой  проект на  2020-2021 учебный год,

учителя-логопеда Зыряновой И.А., учителя-дефектолога Паршуковой А.А.

МБДОУ   «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по квалифицированной

коррекции недостатков в физическом и психическом

развитии детей с ограниченными возможностями

здоровья №23 «Солнышко».

Проект: «Как, зачем и почему?»

в 1 подготовительной   группе ДОУ  с родителями

и детьми разного возраста с ОВЗ и ЗПР.

 Основные цели и задачи проекта «Как, зачем и почему?»

Проект запланирован  в 1 подг.  группе для  детей с ЗПР, ОВЗ  и их родителей.  Являлся длительным проектом (время реализации 1 учебный год).

Тип данного проекта: социально-образовательный, игровой.

Цель проекта: стимулирование и коррекция психических функций и речевой активности ребенка с ЗПР, вовлечение  родителей воспитанников к участию в коррекционно-развивающей работе специалистов через творческую деятельность,  специальные упражнения, игры.

Участники проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог, дети и родители группы.

Задачи проекта:

  1. Расширение психолого-педагогической осведомленности родителей.
  2. Информирование о содержании коррекционно-развивающей работы.
  3. Формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку.
  4. Обучение некоторым приемам работы с детьми с ОВЗ.
  5. Формирование значимости и потребности родителей участвовать  в коррекционно-развивающей работе ДОУ.
  6. Обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями к образованию.

Актуальность проекта:

В законе «Об образовании» РФ сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с особыми образовательными потребностями, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, должна включать коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых не способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе преодоления дефекта ребенка.

Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога и логопеда организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с  ЗПР и ОВЗ, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Значение совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей: обеспечивает благоприятные условия для формирования социальной компетентности, что немаловажно в коррекционной работе с детьми с ЗПР. А также имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта, и является, на наш взгляд, эффективным средством интеграции ДОУ и семьи.

Проблема: Проанализировав собственный опыт взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР и ОВЗ, мы определили  трудности: 

- непонимание психофизических особенностей развития ребенка с ЗПР со стороны родителей, а также неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие,

- отсутствие у родителей интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы и стремления к сотрудничеству с педагогами.

Сообразно с этим  мы выделили  противоречие между необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и их недостаточной педагогической компетентностью и семейной дезорганизацией в вопросах воспитания детей.

В результате обнаружили проблему – недостаточная психолого-педагогическая осведомленность родителей и отсутствие тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР, ОВЗ, недостаточная способность родителей находить нужные приёмы и способы взаимодействия с ребёнком, непонимание родителями проблем своего ребёнка, неадекватность требований к ребёнку окружающих его взрослых в семье.

Для решения этой проблемы мы решили оптимизировать собственную деятельность по взаимодействию с семьей.

Предполагаемый результат:

  • положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);
  • укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, детьми и родителями, улучшение микроклимата группы.
  • овладение родителями  приемами работы со своим ребёнком.
  • проявление активности и заинтересованности родителей в образовании своих детей.

Основные принципы (правила) работы   при реализации проекта:

-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке игровых мероприятий;

-систематичность и последовательность;

-вариативность содержания и форм проведения мероприятий;

-наглядность;

-адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе игр;

постепенность (пошаговость), следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

-индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

-повторность (цикличность повторения) материала.

Перечень основных мероприятий:

  • Совместные мероприятия и  встречи реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера
  • коррекционно-развивающие игры по тематическому календарю,
  • пальчиковые игры с речью (проговариванием четверостиший)
  • дидактические игры по теме
  • ролевые игры
  • упражнения на развитие общей  и мелкой моторики
  • коллективное творчество
  •  познавательно-игровая викторина с участием взрослых и детей

Режим проведения планировался с учетом взаимной договоренности с родителями.

Содержание проекта:

Темы  игровых мероприятий   согласно календарно-тематическому  плану

1 подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ:

Тема:

Дата

Мероприятие:

Цель:

Здравствуй, детский сад!

25.09.20

«Мы встретились»

Помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи, дать сведения родителям о коррекционных мероприятиях проводимых с ребёнком

Осень.

15.10.20

«Во саду ли, в огороде…»

Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах психоречевого развития и воспитания детей с ОВЗ.

Мир вокруг нас.

18.11.20

«Мы помощники»

Обеспечить интенсивность освоения родителями комплекса специальных знаний и умений, способствующих коррекции психоречевого развития детей

Зима.

11.12.20

«Метелица»

Выработать у родителей позицию активных участников коррекционно-образовательного процесса.

Человек среди людей.

21.01.21

«Мы все разные»

Дать детям представления о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и в игровой деятельности. Научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Моя семья.

25.02.21

«Весёлая семейка»

Способствовать формированию доброжелательного отношения к членам семьи, развивать коммуникативные навыки.

Познаем мир.

24.03.21

«Мойдодыр»

Закрепить представления,  умения и навыки  о здоровом образе жизни.

Весна.

21.04.21

«Солнечный денек»

Развивать партнерские отношения педагогов и родителей

Что нас окружает.

19.05.21

«Игралочка»

Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание, воспитывать заботливое отношение к членам семьи. Научить родителей объективно анализировать результаты коррекционно-образовательного процесса.

Таким образом, привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com/59277.html
  2. Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Т.П. Жуйкова / Челябинск, «Два комсомольца», 2011. – с.75-78
  3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ // Е.А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ //Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003. – 96с.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...