Занятие "В поисках весны"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бузмакова Елена Валерьевна

Занятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_poskah_vesny.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «В поисках весны»

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве.

Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование дерева.

Методика проведения занятия:

I часть:

Заинтересовывающий прием:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Весной!

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. Дети выходят на улицу.

Кто мне скажет, какое сейчас время года?

А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше?

Как вы догадались, что сейчас весна? Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка».

Воспитатель подводит детей к березе.

Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!

Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?

Дети: чечевички.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.

А что есть на веточках (Ответы детей)

Воспитатель: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.

Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).

Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).

Физкультминутка «Весна – красна»

Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Встать на свои места.)

(Е. Г. Карельская)

Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?

Дети: Да, любит.

Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из стихотворений:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юною, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится.

Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.

А вы знаете, как люди могут использовать березу?

Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».

Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики.

В детском саду деревья украшают участки.

Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они?

Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.

Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (ответы детей)

Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.

Воспитатель: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы?

Почему сегодня мы не видим здесь птиц?

Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.

Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?

Ответы детей: Насекомыми, червячками, травкой и др.

Воспитатель: Посмотрите, что это за домик на дереве?

Как называется этот домик?

Дети: Скворечник.

Воспитатель: А кто живет в этом домке?

Дети: Скворцы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?

Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака.

Воспитатель: Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.

Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.

(Дети заходят в группу)

II часть:

Коллективная работа «Весеннее дерево – Береза»

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так дружно и правильно отвечали на вопросы на улице. (Достает большой плакат, на котором изображен ствол березы без листьев).

Давайте поможем березке побыстрее расцвести (раздает каждому ребенку вырезанные из бумаги листочки). Давайте мы с вами наклеим наши листочки на дерево.

III часть:

Рассмотреть дерево, полюбоваться.

Воспитатель: Молодцы ребята! Какая красивая березка у нас получилась!

Всем береза нравится

Ведь она – красавица!

Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят.

(Н. Субботина)

Экологический геокешинг «В поисках Весны-Красны»

для детей средней группы.

Автор: Григорьева А.И.

Цель: повышать уровень экологической грамотности, вырабатывать навыки применения экологических знаний через игру. Показать детям роль природы в жизни человека. Формировать осознанное и бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей желание сохранять окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между действиями людей и состояние окружающей среды.

Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к природе как источнику жизни, красоты и доброты.

Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы. Активизировать познавательную деятельность через наблюдения, рассматривание, постановку поисковых вопросов и трудовые действия.

Методические приемы:

словесный – беседа, вопросы познавательного характера, чтение стихов.

наглядный – перевоплощение, показ.

стимулирование- создание мотивации, сюрпризный момент.

игровой – подвижные игры «У медведя во бору», «Ручеек».

музыкальный – хороводы.

Предварительная работа: провести беседы о перелетных птицах, весенних цветах. Познакомить детей с правилами поведения в лесу. Нарисовать плакаты «Береги и охраняй природу».

Оборудование: карта экологической тропы, письмо, дом вьюги и зимы, картина «Береза», берлога медведя, ручей(голубой или синий материал), мусор, пакеты, перчатки, картинки перелетных птиц, скворечники, макет костра, лейка с водой, картины весенних цветов, макеты цветов, плакаты на тему «Береги и охраняй природу», глина, костюмы: Весны-Красны, Веснушки, Каркуши, медведя.

Ход геокешинга:

Дети входят в зал. На встречу идет печальная Веснушка.

Веснушка: Здравствуйте, ребята. Куда вы так торопитесь?

Дети: идем встречать весну.

Веснушка: (печально) Весна не сможет прийти на встречу. Её зима и вьюга заперли в своем доме и не выпускают. Как ее освободить – не знаю. Может быть, вы поможете освободить Весну?

Дети: Да, поможем, только как?

Прилетела Каркуша.

Каркуша: Я помогу вам! У меня письмо от Весны и план, как найти домик, где спрятана Весна. Давайте сначала прочитаем письмо. (отдает письмо Веснушке)

Веснушка читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Пишет вам Весна-Красна. Чтобы найти меня, вы должны пройти путь по экологической тропе, выполнить все задания и помочь матушке-природе. Вашими помощниками будут Веснушка-Веселушка, Каркуша и медведь. До скорой встречи!»

Каркуша разворачивает план.

Каркуша: Ребята, давайте посмотрим, где начинается экологическая тропа.

Дети рассматривают карту.

Ребенок: Мы начнем идти от березы.

Дети идут к березе.

Веснушка: Ребята, смотрите, береза плачет. Почему она плачет? Кто-то топором ударил по стволу. Как ей помочь?

Ребенок: Надо залечить рану, замазать её глиной. Нальем в глину воды, размешаем, а теперь осторожно замажем ранку.

Каркуша: Молодцы, ребята! Помогли березе.

Веснушка: Ребята, давайте встанем в круг и станцуем.
хоровод «Береза»

Каркуша: Давайте посмотрим, куда пойдем дальше.

Ребенок: К берлоге медведя.

Дети идут к белоге.

Выходит заспанный медведь, трет глаза.

Медведь: Ох, как долго я спал, всю зиму.

Ребенок: Мишка, помоги нам найти дом, где спрятана Весна-Красна.

Медведь: Хорошо, я помогу вам. Только сначала поиграем в мою любимую игру «У медведя во бору».

Играют.

Медведь: Ох, спасибо, дети. Уважили меня.

Каркуша: А сейчас давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше.

Ребенок: Мы пойдем в «Птичье царство».

Идут, подходят к ручью.

Веснушка: Смотрите, как широко разлился ручей. Почему?

Ребенок: В нем много мусора, поэтому он не может течь дальше.

Веснушка: А как можно ему помочь?

Ребенок: Надо очистить ручей от мусора.

Дети собирают мусор в пакеты.

Веснушка: Смотрите, как весело теперь бежит и журчит ручей. А теперь поиграем в игру «Ручеек».

После игры идут дальше.

Каркуша: Вот мы и пришли в «Птичье царство». Смотрите, сколько разных птиц прилетело к нам с юга. Как такие птицы называются?

Ребенок: Такие птицы называются перелетными.

Каркуша: Я покажу картинки, а вы назовите перелетных птиц.

Дети отвечают.

Каркуша: А какой подарок вы птицам приготовили?

Дети: Скворечники.

Дети оставляют скворечники в «Птичьем царстве».

Каркуша: Молодцы, мы можем идти дальше. Смотрите, куда мы теперь пойдем. В какое царство?

Ребенок: Мы пойдем в «Царство цветов».

Медведь: Стойте! Кажется, дымом запахло. Смотрите, непотушенный костер. Может лес загореться. Что будем делать?

Ребенок: Надо залить костер водой.

Заливают костер водой.

Медведь: Молодцы, ребята. Вы спасли лес от пожара.

Веснушка: Дети, смотрите, как много весенних цветов нас встречает, знаете ли вы названия весенних цветов? Я буду показывать картинки, а вы называете цветы.

Дети: Подснежники, ландыши, тюльпаны, нарциссы, мать-и-мачеха, ирисы, незабудки.

Веснушка: А какие цветы нельзя рвать в лесу и почему?

Дети: Ландыши, подснежники. Эти цветы редко встречаются, они занесены в красную книгу.

Каркуша: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, помогли природе. Посмотрите, вот мы и пришли к дому, где спрятана Весна-Красна. А как его открыть?

Появляется вьюга.

Въюга: Никак вы его не откроете пока не выполните мое задание.

Каркуша: Что нам нужно делать? Мы очень хотим помочь Весне-Красне.

Вьюга: Раз вы так хотите помочь Весне-Красне, станцуйте хоровод для нее, а она в окошко посмотрит.

Дети вместе с медведем, Каркушей и Веснушкой танцуют.

Вьюга выводит Весну-Красну.

Веснушка:

Улыбаются все люди –

Весна! Весна! Весна!

Она везде, она повсюду

Красна! Красна! Красна!

Весна: Здравствуйте, дети. Спасибо вам, что освободили меня. Засиделась я в домике.

Веснушка: Весна-Красна, дети подготовили для тебя стихи.

Ребенок:

Весна. В лесу под вербой

проталины черны.

Расцвел подснежник первый –

веселый знак весны.

Ребенок:

Весна - звенят капели,

Весна – поют ручьи.

И с юга прилетели

Работники грачи.

Ребенок:

Весна, весна на свете,

Все радуются ей:

Деревья, звери, дети,

Щенок и воробей.

Веснушка: А еще дети принесли в подарок цветы.

Кладут цветы в круг.

Весна: Спасибо, дети.

Веснушка:

Мы Весне помогли,

С вами мы ее нашли.

А теперь все в хоровод

Нас Весна с собой зовет.

Встают в круг. Хоровод «Ой, бежит ручьем вода».

После хоровода дети встают полукругом и поднимают плакаты: «Береги и охраняй природу».

Веснушка:

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, сажать цветы повсюду.

Давайте вместе Землю уважать,

И относиться с нежностью, как к чуду!

Весна:

Вы ребята, молодцы,

Вы ребята, удальцы.

Вот вам еще одно задание на весну и на лето.

Вместе с родителями вырастить рассаду, посадить в землю, ухаживать, поливать, наблюдать, фотографировать. Сделать альбом или презентацию и принести Осени в подарок. А Осень оценит ваш труд.

Весна: Спасибо и до свидания! До новых встреч!

Дети: До свидания Весна-Красна.

Машут руками.

Уходят из зала под музыку.

Конспект игры «Геокешинг «Путешествие в лес» с детьми старшей-средней группы

Интегрированная формаигра-путешествие с элементами геокешинга

Место проведения: территория детского сада.

Образовательные задачи:

Формировать умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса.

Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растениями и грибами; познакомить воспитанников с первой помощью при отравлениях

Развивающие задачи:

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций.

Развивать двигательную активность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Виды деятельности детей:

- игровая (дидактические игры и упражнения);

- музыкальная;

- коммуникативная;

- двигательная.

Методы и приемы:

1. Методы мотивации и стимуляции детей:

- вводная беседа (информационного характера)

- игровая мотивация

2. Методы организации деятельности:

- словесные (беседа, вопросы, объяснение);

- наглядные (демонстрация);

- игровые (игры и упражнения);

- практические.

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

- рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись «Звуки природы: Лес»«Раскаты грома»; карта – маршрут территории детского сада, мольберт, корзинки.

1. Стимульный материал: Приглашение Старичка-лесовичка на поиски клада; маршрутный лист путешествия

2. Материалы для деятельности детей:

Раздаточный материал: Карточки «Съедобные и ядовитые грибы», 2 ленты длиной 1 метр, разноцветные прищепки; карточки из серии «Как вести себя в лесу»; картинки диких животных, обитающих в лесу, и их следов.

I этап Мотивационно-целевой

Деятельность воспитателя: На прогулочном участке детей встречает Старичок-лесовичокСтаричок-лесовичок приглашает детей поиграть в увлекательную игру – геокешингСтаричок-лесовичок объясняет правила игры. Вручает детям карту-схему маршрута по детскому саду в поисках тайника.

Деятельность воспитанников: Дети знакомятся со Старичком-лесовичком, отвечают на вопросы. Внимательно слушают правила игры, задают вопросы. Рассматривают карту-схему.

Ожидаемые результаты: сосредотачивают внимание на рассказе Старичка-лесовичка. Вызван интерес детей к предстоящей деятельности.

II этап Содержательно-деятельностный

Деятельность воспитателяСтаричок-лесовичок сообщает детям, что спрятал клад на территории детского сада и предлагает его найти. «Для этого нам надо преодолеть препятствия и выполнить ряд интересных заданий. Впереди нас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание»

Показывает детям маршрутный лист игры-путешествия, на котором отмечены остановки. Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту. Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту.

Деятельность воспитанников: внимательно слушают Старичка-лесовичка, настраиваются на выполнение заданий.

Ожидаемые результаты: Интерес к предстоящей деятельности.

Самостоятельное применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.

Активизация словаря детей.

Умение ориентироваться по карте.

Применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.

Активизация словаря детей.

Умение рассуждать, обосновывать свой выбор.

Дети совещаются, анализируют ситуации, правильно называют знаки.

Систематизируются представления о повадках диких зверей.

Умение отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Проявляют чувство удовлетворения от проделанной работы.

Остановка №1 «Гроза»

Слышатся раскаты грома (аудиозапись)Старичок-лесовичок уточняет правила поведения при грозе.

Танец «Дождя»

Остановка №2 «Пожар»

На мольберте располагается плоскостной лес.

Старичок-лесовичок : Когда горит лес, что это?

Дети: Это пожар!

Воспитатель прикрепляет к каждому дереву на мольберте огонёк пожара.

Старичок-лесовичок : Ребята, после грозы начался пожар в лесу. А из-за чего или кого еще может начаться пожар в лесу?

Дети: Из-за людей.

Проводится игра «Спасём лес от пожара».

Старичок-лесовичок : Давайте спасём лес от пожара. Для этого нам нужно вспомнить, что можно и что нельзя делать в лесу, чтобы не было пожара.

Дети: нельзя поджигать траву, листья, разводить костры, оставлять стеклянные банки, бутылки и т. д.

За каждый правильный ответ дети прикрепляют к мольберту капельки воды.

Старичок-лесовичок : Молодцы ребята, пожар потушен. Можно отправлять дальше.

Смотрят на карту, отправляются дальше по маршруту.

Остановка №3 «Деревья»

Старичок-лесовичок : Посмотрите ребята, после грозы и пожара все листья с деревьев разлетелись. Давайте соберем их.

Подвижная игра «С какого дерева листочек»

Остановка №4 «Съедобные и ядовитые грибы»

Игра «Грибы»

(на верхнюю ленту повесить с помощью прищепок картинки съедобных грибов. На нижнюю ленту – картинки несъедобных грибов)

Остановка №5 «Животные»

Старичок-лесовичок : Посмотрите ребята, сколько следов разных животных. А вот где чей, я подзабыл.

Дидактическая игра «Чьи следы»

Проблемная ситуация: «Вы, гуляя по лесу, можете встретиться с диким животным. Как нужно поступить, чтобы избежать опасности?»

Подвижная игра «Зверинец» (подражание повадкам животных)

Старичок-лесовичок : Ну вот Вы справились со всеми заданиями и добрались до тайника.

Вручает детям подарок – набор иллюстраций «Природа Башкортостана» и сладкие призы (конфеты)

III этап Оценочно-рефлексивный

Деятельность воспитателя: Рефлексия. Старичок-лесовичок интересуется - понравилось ли детям путешествие? Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным?

Хвалит детей за проделанную работу.

Деятельность воспитанников: Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось больше всего.

Ожидаемые результаты: Положительные эмоции от игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия «В поисках Весны»

Возраст детей: 6-7 лет.Форма проведения: групповое занятие.Цель проведения занятия: Подготовка детей к школе, используя средства лексической темы «Весна».Задачи:расширять и активизировать словар...

Итоговое интегрированное занятие, старшая группа. «В поисках Весны»

   Закрепить навыки прямого и обратного счёта,   умения ориентироваться в числовом ряду , на листе бумаги.   Различать и называть геометрические фигуры,  закрепить знан...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "На поиски весны"

Дети отправляются в поход что бы найти следы весны, выполняя по ходу движения различные задания логопеда и воспитателя....

Открытое занятие для детей подготовительной группы "В поисках весны"

Занятие напрвлено на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Развивает внимание, сообразительность и наблюдательность. Воспитывает дружеские отношения со сверстниками....

«В поисках весны» Занятие по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности

Цель: закрепление и систематизирование  представлений о весне и ее приметах.Задачи.Образовательные:уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»;совершенство...

Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования «В поисках весны»

Рисование вилкой - это один из видов нетрадиционного рисования, который приносит массу удовольствия и радости, не только детям, но и взрослым....

Конспект занятия «В поисках Весны»

Конспект занятия в старшей возрастной группе...