Проект "Моя семья" для детей средней группы
проект (средняя группа)

Клена Анатольевна Николаева

 Цель проекта: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, способствовать закреплению интереса к своей семье воспитывая любовь к своим близким родственникам и привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Моя семья324.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Светогорска»

ПРОЕКТ

«Моя семья»

(средняя группа № 10 «Звёздочки»)

Участники проекта:

Воспитатель: Николаева К.А.

г. Светогорск, 2022г.

Краткосрочный образовательный проект «Моя семья»

Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 04 июля – 08 июля 2022г.

Вид проекта: образовательно-творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Вид проекта: образовательно-творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Актуальность:

Семья – это мир, в котором живёт ребёнок с момента появления на свет. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

 Цель проекта: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, способствовать закреплению интереса к своей семье воспитывая любовь к своим близким родственникам и привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.

Задачи проекта:

Образовательные:

 - формировать у детей представление о семье;

- формировать представления о взаимоотношениях между детьми и родителями, других членов семьи;

- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

Развивающие:

 -развивать коммуникативные навыки детей;

-способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;

 - Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

 - воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.

 

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю

I. Информационно-накопительный

Определение темы проекта, задач.

Сбор информации по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Опрос детей: «Что я знаю о семье»;

II. Организационно-практический

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.

Сбор материала по разным видам деятельности – интеграция образовательных областей (по ФГОС).

Познавательное развитие

НОД

Рисование «Моя семья»

Цель: Вызвать желание нарисовать свою семью.

Рисование «Дом моей семьи»

Цель: Вызвать желание разукрасить свой дом.

Пластилинография «Мой дом»

Цель: Учить размазывать пальцем пластилин, закрепление форм (квадрат, треугольник, прямоугольник), цвета.

Конструирование «Мой дом»

Цель: Вызвать желание построить свой дом по своему замыслу.

Беседы

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю родителям»

«Как мы отдыхаем»

«О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.»

«О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь, но и внук (внучка, брат (сестра)»

«Об обязанностях членов семьи дома»

«Моя бабушка»

«Что такое хорошо, а что такое плохо»

«Я и моя семья»

«Моё любимое занятие»

«Права и обязанности семьи»

«Мое имя»

«Знакомство с профессиями родителей»

«Безопасность в доме»

Дидактические игры:

«Сложи картинку»

«Собери портрет»

«Составь семью из фигурок»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Родственные отношения»

«Чудесный мешочек»

«Назови по имени»

«Найди и назови»

Физическое развитие

Подвижных игры «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»; «Дружная семейка», «Делай быстро, как мама»

Пальчиковые игры «Моя семья», «Дом»

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Речевое развитие

Заучивание и чтение стихотворений о семье

Обсуждение пословиц и поговорок

Отгадывание загадок, прочтение художественных произведений о семье:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари

«Мамина дочка» В. Белов

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.

З. Александрова “Посидим в тишине»;

«Мамина работа» Е. Пермяк

Развитие речи «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы)

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Социально-коммуникативное развитие

Упражнения:

«Кем ты приходишься своим родителям?»

«Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»

«Скажи ласково!»

Игры

«Кто у нас какой?», «Мальчики и девочки», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Моя семья»

Рисование «Дом моей семьи»

Пластилинография «Мой дом»

Музыка:

«Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы

Слушание детских песен: «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, Л. Ошанин, З. Петрова, С. Богомазов, В. Вайнович; «Мама» Ю. Чичков, М. Пляцковский; «Наши мамы самые красивые» Ю. Чичков, М. Пляцковский; «Песенка мамонтёнка» В. Шаинский, Д. Непомнящая

Работа с родителями:

  1. Консультация: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
  2. Помощь родителей в изготовлении ромашек для объемной аппликации «С Днем семьи, любви и верности».
  3. Совместные работы родителей и детей к выставке «День семьи, любви и верности».

III. Презентационно – завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Фотоотчет проекта «Моя семья».

Мастер- класс с родителями «Ангел-хранитель семейного очага».

Выставка оберегов «Ангел-хранитель семейного очага.

В процессе реализации проекта у детей:

  1. Расширился кругозор и мыслительная деятельность.
  2. Сформировались представления о семье и ее роли в жизни каждого человека.
  3. Расширился словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т.д.).
  4. Сформировались представления об общечеловеческих ценностях.
  5. Познакомились с художественной литературой о семье: стихи, песенки, рассказы.

В процессе реализации проекта у педагога:

Активизировались знания о проектной деятельности с детьми среднего возраста.

В процессе реализации проекта у родителей:

Появилось желание к совместной деятельности с ребенком.

Мастер-класс для родителей и детей средней группы №10 «Звёздочки» 

«Ангел -хранитель семейного очага».

Цель: 

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 

- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. 

- Формирование бережного отношения к народным традициям и обрядам.

Задачи: 

- научить делать  оберег «Ангел-хранитель семейного очага» из ниток;

- способствовать развитию эстетического вкуса, творческих способностей, внимания, мелкой моторики рук;

- пробудить желание заниматься прикладным творчеством;

- воспитывать аккуратность, умение добиваться успешного достижения поставленной цели.

Предварительная работа:

Беседа.

Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу-оберег без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.

Вообще  русскую куклу-оберег относят к загадочных символам  Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни.  Именно в искусстве изготовления кукол-оберегов ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.

Люди верили, что куклы, обязательно сделанные своими руками из простых натуральных материалов, обладают магическими свойствами: приносят счастье в дом и уберегают от злых духов. Поэтому очень часто тряпичные куколки или куклы из ниток использовались  людьми, как обереги семейного счастья, которые передавались из поколения в поколение.

По традиции у каждого крестьянина в доме была кукла-оберег, которая надёжно охраняла счастье в доме и здоровье хозяев. Она сопровождала человека с самого рождения и до смерти.

Таких кукол женщины изготовляли много, и у каждой было свое предназначение. Бабушки и дедушки, матери дарили этих кукол своим внукам, детям и вкладывали в них свою любовь и жизненную мудрость, на энергетическом уровне это чувствовалось, поэтому детки бережно относились к таким подаркам.

Необходимый материал:

-нитки для вязания

-ножницы,

-картонка.

Ход работы:

  1. Берем пряжу любого цвета. Наматываем на прямоугольную картонку. Завязываем с одной стороны, обрезаем – с другой.

Описание: https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/47045_a5c80a4d5e01a768afb2a581c7c82bfb.jpg.jpg

Описание: https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/47045_4da4358c7b2a37c3eb53abb11a85e000.jpg.jpg


2.Ниткой перевязываем длину лица.

  1. Берем пряжу этого же цвета. Это будут руки куклы. Наматываем на картонку. Основа для них должна быть меньше чем для всего тела куклы. В случае с руками разрезать намотку нужно с обеих сторон. Делаем крылья и руки, вставляем в получившуюся куколку. Завязываем юбочку.

Описание: https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/47045_f3acbee5887026c211f3851f9b85730b.jpg.jpg

Описание: https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/47045_9fa0a52dfebaa2747ed4680977a740fb.jpg.jpg

Описание: https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/47045_75ced35acf6620786eb782d0bf9a238c.jpg.jpg


Вот такие милые ангелочки получатся у ребят с родителями.

Наш оберег «Ангел-хранитель семейного очага» готов.

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

http://ds142.detsad.tver.ru/wp-content/uploads/sites/101/2016/12/hello_html_33234ef4.jpg

      Роль родителей в воспитании детей очень важна .Семья является главной школой воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, появившиеся совсем по другим поводам. 

 Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 
 Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Конспект ООД  для детей средней группыТема:  «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...