Педагогический проект «Комнатные растения – зеленые помощники людей» в средней общеразвивающей группе
проект (средняя группа)

Хватова Татьяна Васильевна

Экологический проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya_gotovyy.docx54.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

 г. Салехард, ул. Юрия Юнкерова (Обдорский Мкр.), д. 5, Ямало-Ненецкого автономного округа,

629003, e-mail mdou2@edu.shd.ru:, телефон/факс: 8-(34922) 5-17-55   ИНН/КПП

8901039287/890101001

Педагогический проект «Комнатные растения – зеленые помощники людей»

в средней общеразвивающей  группе

Автор проекта:

Хватова Татьяна Васильевна

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Салехард 2023 г

Паспорт проекта

Возрастная группа

4-5 лет

Тема проекта

Познавательно – исследовательский проект «Комнатные растения – зеленые помощники людей»

Актуальность

     Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом.. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Во время педагогического наблюдения были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Проблема

Большую часть времени в нашем крае серая, холодная погода, хотим, чтобы дома, в детском саду, было много комнатных растений для души, для украшения, для здоровья, но для этого у нас недостаточно знаний о комнатных растениях. Зачем нужно выращивать комнатные растения, какую роль они играют в очистке воздуха от загрязнения, какие лечебные свойства имеют?

Идея

Если изучить особенности содержания комнатных растений и их роль в нашей жизни, то результаты полученного исследования можно использовать для успешного озеленения пространства.

Цель

Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними, развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.

Задачи

Задачи проекта:

1. Учить детей узнавать и называть комнатные растения.

2. Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

3. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.

5. Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.

6. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

7. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение). Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Этапы, задачи этапа, план реализации задач,  сроки

1 этап. Организационный

Задачи: 

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях;

2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний дошкольников по поставленной проблеме;

3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»

4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду.

6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

2 этап. Внедренческий

Задачи:

1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;

3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);

4) Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

5) Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

6) Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

3 этап. Результативный

Задачи:

1) Выявить уровень знаний дошкольников по поставленной проблеме;

2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;

3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом

Ожидаемые результаты

У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.

Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

Приобретение практических навыков.

Расширение экологической среды группы.

Результатов проекта

Альбом «Паспорт комнатных растений» /Приложение 19/.

Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями /Приложение 12/.

Карточки – схемы по уходу за комнатными растениями /Приложение 20/.

Выставка «Цветочная фантазия».

Итоговое занятие «В мире комнатных растений» (игра-викторина) /Приложение 18/.

Актуальность проекта.

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом.. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.

Во время педагогического наблюдения были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Так как метод проектов представляется наиболее эффективным в работе с дошкольниками, то был разработан и реализован с детьми средней группы проект «Комнатные растения».

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях.

Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к  окружающему миру.

Цель проекта: уточнить и систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними, развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  1. Учить детей узнавать и называть комнатные растения.
  2. Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
  3. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
  4. Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
  5. Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
  6. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
  7. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение). Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Ресурсное (материально-техническое) обеспечение проекта:

Художественная литература, энциклопедии. Методическая литература. Паспорт комнатных растений. Дидактические игры.

Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Иллюстрированный материал.

«Уголок природы» в группе. Атрибуты для сюжетных игр. НОД детей и педагога.

Материалы и пособия для продуктивной деятельности. Интернет-ресурсы.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 10.09.2023 – 15.12.2023 г.

Мероприятия, направленные на реализацию проекта

Образовательная деятельность

Виды детской деятельности

Социально – коммуникативная ОР

Дидактические игры (картотека):

«Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Чего не стало?», «Где спряталась матрешка?», «Опишите, я отгадаю», «Найди, о чём расскажу», «Загадай, мы отгадаем», «Что изменилось», «Продайте то, что назову», «Собери растение». /Приложение 12/.

Пальчиковые игры:

«Комнатные растения», «Цветок», «Фиалка», «Цветы на окне». /Приложение 13/.

Беседы: «Уход за комнатными растениями», «Растение - живой организм», «Лекарство на подоконнике». /Приложение 1/

ООД «Путешествие в царство комнатных растений» (познавательное развитие) /Приложение 2/

ООД «Мир комнатных растений» (экологическое воспитание с использованием схем - таблиц) /Приложение 3/

ООД по развитию речи «Комнатные растения» /Приложение 4/

ООД по математическому развитию «Как растения помогают освоить азы математики». /Приложение 5/

Сюжетно-ролевые игры: «Продайте то, что назову», «Путешествие на автобусе», «Цветочный магазин». /Приложение 16/.

Настольно - печатные игры (картотека):

«Математические пазлы» (образцы 1-5),  «Цветы» (Макси – пазл), Игры с использованием камней Марблс.

- «Помоги пчеле собрать нектар с ромашек».

- «Проведи пчёлку».

- «Дополни картинку».

- «Выложи по контуру».

- «Разложи цветы».

«Найди такой же цветок» (игра с прищепками), «Подбери лейку»,  «Комнатные растения» (лото), «Четвёртый лишний», «Сложи картинку», «Парочки» (лото). /Приложение 15/.

Художественно –эстетическая ОР

ООД «Фиалка в горшке» (аппликация) /Приложение 6/

ООД «Цветочная фантазия» (лепка в технике «Миллефиори») /Приложение 7/

ООД «Комнатные растения. Фиалка в горшке» (с использованием нетрадиционной техники рисования) /Приложение 8/

Музыка:

П. Чайковский «Вальс цветов». Е. Дога «Вальс цветов».

Просмотр мультфильмов:

«Дюймовочка» («Союзмультфильм»,1964), «Аленький цветочек» («Союзмультфильм»,1952), «Цветик – семицветик» («Союзмультфильм»,1948).

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями. Раскрашивание тематических раскрасок.

Речевая ОР

Чтение художественной литературы:

Стихи: О.Алёнкина «Кактус». Е.Благинина «Огонёк». И. Евдокимова «Кактус». Ю. Лысаков «Кактус». Н. Нищева «Герань», «Комнатные цветы», Л. Пилипенко «Аспидистра», «Бегония», «Кактус», «Каланхоэ», «Камнеломка», «Китайская роза», «Фиалка», «Хлорофитум». Б. Пастернак «Герань». Г. Ракова «Фиалка». Б. Ферпер «Бегония». Сказки:

Сказка-притча «Волшебная герань». Н.Абрамцева «Про колючки». Л.Воротникова «Бабушка Федора и Герань» (экологическая сказка). Л.Воротникова «Как у росточка появилось имя» (экологическая сказка). Б. Житков «Цветок». Дж.Родари «Фиалка на Северном полюсе». С.Аксаков «Аленький Цветочек». В.Катаев «Цветик-семицветик». Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка». Загадки. /Приложение 9/

Речевые игры (картотека):

Игра «Есть – нет», «Закончи предложение», «Подскажи словечко», «Подбери признаки (Какой? Какая? Какие?)», «Сосчитай до десяти»,  «Один — много» (игра с мячом), «Великан и Гномик»,  «Третий лишний» (растения),  «Цветы» (игра с мячом).

Чистоговорки: «В мире растений». /Приложение 10/

Составление рассказов о цветах, разучивание стихов, разгадывание загадок.

Работа в книжном уголке: предметные картинки по теме, обучающие карточки «Комнатные цветы», картины из серии «Уход за комнатными растениями», картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы».

Физическая ОР

Физкультминутки: «На окне в горшочках», «Друзья растений», «На лугу растут цветы», «Цветы».

Дыхательная гимнастика: «Цветы» (1), «Цветы» (2), «Цветок распускается».  /Приложение 13/.

Подвижные и малоподвижные игры (картотека): «Солнышко и дождик», «Цветы», «Венок», «Садовник и цветы»,  «Покажи Цветок»,  «Найди свой цветок»,  «С цветами», «За цветами», «Нарисуй цветок», «Салки с цветком», «Покажи цветок», «Посади цветы».

Игра малой подвижности «Где растет колокольчик?», «Найди, где спрятано». /Приложение 14/.

Познавательная ОР

Опытно-экспериментальная деятельность:

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями. «Наблюдение за поливом комнатных растений». «Мы научились поливать комнатные растения». «Растения, которые живут в нашей группе». «Зачем растения вертятся?». «Зачем растениям нужен свет?». «Наблюдение за цветущими растениями». «Знакомство с фикусом». «Рассматривание фикуса (стебель, листья)». Наблюдение – исследование «Надо ли поливать растение?». «Испарение воды растениями». «Что выделяет растение». «Вверх или вниз». «Мы научились ухаживать за комнатными растениями». /Приложение 11/

Экологические игры: «Если бы ты был комнатным цветком», «Найди растение по названию»,  Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком».

Трудовая деятельность: Поливка комнатных растений,  мытье комнатных растений, уход за комнатными растениями: рыхление, посадка рассады цветов.  Пересадка комнатных растений.  Наблюдение за комнатными растениями в группе. Сравнение комнатных растений.

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Комнатные растения детской комнаты», «Комнатные растения – здоровый воздух в комнате вашего ребенка», «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями».

Практикум для родителей «Комнатные растения - улыбка природы». /Приложение 17/.

Ожидаемый результат проекта.

У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.

Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

Приобретение практических навыков.

Расширение экологической среды группы.

Активное участие родителей в жизни группы.

Оценка качества реализации проекта.

Краткосрочный проект «Комнатные растения – зеленые помощники людей» предусматривает работу с детьми средней группы, родителями и педагогами и рассчитан на 3 месяца.

Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

По мнению родителей и педагогов, проект «Комнатные растения - зеленые помощники людей» интересен и актуален.

Таким образом, мы расширяем экологические знания дошкольников, формируем нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение детьми практических навыков.

Практическая значимость результатов.

Имеющиеся результаты.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы. Опыт работы представлен коллегам МБДОУ Детский сад «Северное сияние»

Список использованной литературы:

О.А.Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

А.И. Иванова, Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: «Сфера», 2005.

О.В.Дыбина И.П.Рахманова В.В.Щетинина, Неизведанное рядом. – М.: «Сфера», 2013.

Л.Ю.Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

В. А. Дрязгунова, Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещения, 1981.

В.П.Новикова, Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.

И.А.Помораева, Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Л. Маврина, Математические игры для дошкольников. – М.: Стрекоза, 2012.

В.В.Гербова, Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

Н. В.Нищева, Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 5 лет (средняя группа).

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Е.С. Анищенкова, Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Т.В.Нестерюк, Дыхательная и звуковая гимнастика. – М.: Книголюб, 2007.

Л.П.Успенская М.Б.Успенский, Учитесь правильно говорить. В 2-х частях – М.: Просвещение, 1992.

И.Е.Аверина, Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие

4-е изд. – М.: Айрисс – пресс, 2008.

Т.С.Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

И. А. Шаляпина, Нетрадиционное рисование с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

Л.И.Пензулаева, Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2013.

Э.Я.Степаненкова, Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015

Ю.А. Кирилина, Комплексы ОРУ и подвижных игр для детей с 3 до 7 лет. – Спб.: Детство-пресс, 2008г

Н.В. Коломина, Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ

«Сфера», 2004.

С.В.Вохринцева, Окружающий мир: Комнатные растения. – Е.: Страна фантазий, 2008.

Т.А.Шорыгина, Цветы. Какие они? – М.: Гном, 2018.

Т.А.Шорыгина, Беседы о цветах и комнатных растениях. – М.: ТЦ Сфера, 2018.

Н.А.Рыжова Воздух – невидимка. Наш дом – природа. М.: Линка-пресс, 1998.

М. Гесдерфер Все о комнатных растениях. – М.: ЭКСМО, 2003

Интернет – ресурсы:

www.infourok.ru /master-klass _cvetok_v_tehnike_millefiore/ www.maam.ru

www.nsportal.ru www.pandia.org

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Комнатные растения" (средняя группа)

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений2  Более ...

Экологический журнал: "Комнатные растения-наши помощники!"

Здравствуй, уважаемый читатель!В первом выпуске нашего журнала мы говорили о пользе и значении правильного питания.Сегодня я хочу поговорить с вами о пользе и значении комнатных растений. Всем родител...

Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"

Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....

Педагогический проект "Комнатные растения наши друзья"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое знач...

Презентация педагогического проекта "Комнатные растения наши друзья"

Развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных растениях и их свойствах, привитие ребенку внимательног...

Экологический проект «Комнатные растения» для детей средней группы

1. Название проекта «Комнатные растения».2. Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, групповой.3. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)4. Цели проекта: - Формировать...

Педагогический проект "Комнатные растения" в средней группе"

в данном проекте отражены занятия, экскурсии, беседы, работа с родителями на тему "Лекарственные растения" (какие растения бывают, что нужно растению для жизни, как ухаживать за растениями)...