Использование ИКТ - технологии в ДОУ
презентация

Белозерова Юлия Юрьевна

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы на информационном уровне все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx24.15 КБ
PDF icon ispolzovanie_ikt_-_tehnologii_v_dou.pdf942.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование ИКТ технологии в ДОУ»

Подготовила: старший воспитатель Белозерова Ю.Ю.

        Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы на информационном уровне все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

      Под ИКТ подразумевается использование привычных для нас медиа-устройств - цифровых фотоаппаратов, принтеров, сканеров, копиров, мобильных  телефонов  с  возможностью выхода  в  Интернет  и, конечно же, компьютеров.

   Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

     Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Основные направления развития ИКТ:

• Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.

• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, в карантинных условиях и дистанционном взаимодействии.

• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

     За последние годы в стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

• Реализация программы «Электронная Россия»

• Подключение в рамках национального проекта садов к интернету;

• Принятие многочисленных поправок к Закону «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

     Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования. В чем и заключается необходимость применения ИКТ при работе в ДОУ.

По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами

    Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. Перед многими педагогами стоит вопрос: как правильно применить полученные знания? Целесообразно ли использовать ИКТ в работе в ДОУ?

     С одной стороны (достоинства применения ИКТ) в дошкольных учреждениях представить себе жизнь без компьютеров не возможно - с его помощью мы пишем рабочие программы, конспекты занятия, доклад, отчёты и. т. д. А с другой стороны (недостатки), так уж и необходимы технологии в работе в ДОУ с детьми?

    И здесь мы сталкиваемся с проблемой применения ИКТ, такой как угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

И здесь мы задаёмся вопросом какие будут решения проблем, связанных с применением ИКТ?

Для решения этих проблем необходимы:

1. Подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

2. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

3. Созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе.

4. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.

5. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

6. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Методическая работа, повышение квалификации педагога

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания.

Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий.

Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от

 основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных

педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.

Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Воспитательно – образовательный процесс

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Это, прежде всего:

- организация  образовательной деятельности воспитанника;

- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

- реализация проектов;

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно- коммуникативных технологий:

Компьютер     Принтер    Телевизор    Магнитофон    Фотоаппарат    Видеокамера

Электронные доски    Видеомагнитофон           DVD плейер        Телефон

Мультимедийный проектор

Плюсы использования ИКТ в ДОУ

Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала:

-  Фото, карточки, картинки устаревают физически, их хранение требует много места, поиск отнимает много времени.

- ИКТ картинки легко восстанавливаемы, их легко  перемещать, практически  любую иллюстрацию можно  найти в интернете.

- Интерактивные экскурсии, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из помещения.

Минусы использования ИКТ в ДОУ

Проблемы при применении ИКТ в воспитательно- образовательном процессе:

• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;

• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;

• Педагог не обладает достаточной квалификацией для работы с компьютером.

Рекомендации по использованию ИКТ в ДОУ в работе с детьми

с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 6-7 лет – не более 15 минут.

• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.

• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.

• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в  образовательной деятельности.

• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Работа с родителями по ИКТ.

В своей педагогической практике использую следующие  способы и формы  использования ИКТ.

1. Оформление наглядной информации.  

С помощью ИКТ осуществляю подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка  группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, «шпаргалок», памяток, фотогазет. Красочный  продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.

2. Электронное сопровождение документации группы в программе Microsoft Office Word   (сведения о родителях,    протоколы собраний).  

Достаточно набрать один раз схему, таблицу в документации группы и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

3.Создание презентаций, видеофильмов,  слайд-шоу

Важным элементом использования ИКТ для  эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Многие собрания, проводимые мною в нетрадиционной форме,  сопровождаются презентациями. 

4. Организация онлайн взаимодействия        

- Использование электронной почты

Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй. В своей практике с помощью электронной почты обмениваемся с родителями материалами для конкурсов,  сценариями к мероприятиям.

- Сотовая  телефонная связь

У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Имеется возможность проинформировать родителей индивидуально

об успехах или трудностях ребёнка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

- Страничка группы в социальной сети в ВК и сайт ДОУ

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с  нормативно-правовыми документами.

Для эффективного  партнёрского взаимодействия родителей между собой и  педагогами в  неформальной  обстановке создана  страница в социальной сети  Вконтакте.

- Участие в интернет-конкурсах.

Современное образовательное пространство сети  Интернет предоставляет возможность участия в  конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников,  родителей и воспитателей, побуждают  к взаимодействию.

Вывод: Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.

Я представлю формы использования ИКТ в своей работе:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

• Оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов.

• Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

•Оформление электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;

• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;

• Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно,- в области информационных технологий:

• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...