Рисование как средство для развития речи детей
консультация

Ахметова Евгения Равилевна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_kak_sredstvo_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование как средство для развития речи детей

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы.

Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют и развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения.

Совместное рисование

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. В   ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок в соответствии с изучаемой лексической темой, эмоционально комментируя происходящее. Ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок различными деталями. Взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования, делая паузы, комментируя свои действия, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить   рисунок, ответить на поставленные вопросы.                                                          

Такая работа открывает новые возможности для ознакомления ребенка с окружающим миром, позволяет обобщить представления об окружающем, научить ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями.

Предметное рисование

Начинать   занятия по совместному рисованию следует с изображения   предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Например: «Ой, какие красивые конфетки в коробке (вазочке, конфетнице)!» Они разноцветные и у каждой свой вкус. Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у неё вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Так можно закреплять название цвета, образование относительных прилагательных.

Ребенок наблюдает за происходящим на листе бумаги и прислушивается к комментарию, отвечает на вопрос. Далее продолжается рисование «по заказу» ребенка. «Какого цвета будет следующая конфетка? А какой у неё вкус?» Ребенок продолжает рисование в соответствии со своими возможностями – дорисовывает, штрихует, раскрашивает. Он комментирует свои действия, родители ему в этом помогают.                                                                             Малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша.

Сюжетный рисунок

Предметный рисунок заменяется сюжетным. Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование или «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и предлагает ребенку завершить рисунок самостоятельно. Чтобы   ускорить и облегчить процесс создания сюжетной картинки, можно использовать наклейки, совмещать рисование и аппликацию.      Для активизации    мыслительной деятельности и речевой активности, тренировки внимания   и памяти, можно использовать   рисование   загадок.  Выполнение сюжетного рисунка помогает родителям не только обогащать и активизировать словарь ребенка, но и организовать работу по развитию связной речи – ответы на вопросы, составление предложений, их правильное грамматическое оформление. И как итог, по   выполненным   работам совместно составляется   рассказ.

Дополнение изображения

Взрослый демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у ребенка создаёт его. Предлагает ребенку дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

От педагога, в свою очередь, требуется умение создать на занятии творческую непринуждённую атмосферу, живо и эмоционально объяснить и показать детям новые способы действий и приемы изображения. Ведь детям сложно научиться чему-либо у педагога, который сам не умеет и не любит творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"

И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Презентация Консультация "Сказкотерапия"–эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия –эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.

Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...