Занятия по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы «Что объединяет народы Поволжья»
план-конспект занятия (средняя группа)

Шамсиева Глуза Фоатовна

Занятия по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы «Что объединяет народы Поволжья»

Цель: формировать нравственные основы личности детей в процессе формирования представлений о дружбе между людьми разных национальностей.

Задачи:

  • формировать представления об обычаях, образе жизни, традициях, фольклоре и народных костюмах народов Поволжья;
  • воспитывать чувство толерантности к народам Поволжья, любовь к родине;
  • способствовать радостному настрою детей на развлечение.

 

Ожидаемый результат: Повышение нравственного и патриотического уровня детей, укрепление культуры национальных традиций и отношения к другим народам в семьях воспитанников, развитие способности детей применять свои знания в самостоятельной деятельности, воспитание патриотизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы «Что объединяет народы Поволжья»

Цель: формировать нравственные основы личности детей в процессе формирования представлений о дружбе между людьми разных национальностей.

Задачи: 

  • формировать представления об обычаях, образе жизни, традициях, фольклоре и народных костюмах народов Поволжья;
  • воспитывать чувство толерантности к народам Поволжья, любовь к родине;
  • способствовать радостному настрою детей на развлечение.

Ожидаемый результат: Повышение нравственного и патриотического уровня детей, укрепление культуры национальных традиций и отношения к другим народам в семьях воспитанников, развитие способности детей применять свои знания в самостоятельной деятельности, воспитание патриотизма.

Предварительная работа:

  • проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с традициями народов Поволжья;
  • разучивание песен, хороводов, игр;
  • рассматривание картинок и слайдов: национальные блюда, народные костюмы, инструментов, праздники;
  • участия в развлечениях: Сабантуй, день «Валенка», Навруз, Масленица.

Работа с родителями: предложить изучить совместно с детьми традиции своего народа, выставка национального творчества, национальных блюд.

Оснащение: интерактивная доска, фишки с буквами, ноутбук, два стола, карточки с изображением музыкальных инструментов и орнаментов народов Поволжья.

Ход занятия

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ

Проверка готовности детей к совместной деятельности.

Воспитатель: - Ребята, Я хочу пригласить всех вас в удивительный круг радости. Мы объединим усилия и покажем, насколько велика и светла наша страна.

- А теперь давайте поднимем наши ручки и посмотрим на нашу огромную Родину с ее бесконечными полями, озерами, деревнями и городами. А какая наша Родина дружная, давайте по доброму  улыбнемся друг другу. Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, а что такое родина? (дом, семья, поселок, улица, детский сад, природа)

 - Правильно, это прежде всего самые близкие нам люди: мама, папа, бабушка, семья, это ваш дом, улица, поселок, детский сад, природа, все что нас окружает. А еще Родина - это наша Республика. Мы с вами будем говорить о дружбе народов и продолжим знакомство с народами, населяющими нашу Республику.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Как называется Республика где мы живем? (Республика Татарстан)

- Столица нашей республики? (Казань)

Воспитатель: - Чтобы узнать больше о народах нашей республики, предлагаю совершить удивительное путешествие по Волге. Это будет не простое путешествие, вы должны отгадать, что связывает все народы.

- Ну что, начинаем наше путешествие! Тогда сядьте удобно и представьте, что мы плывем на большом теплоходе (на экране показ реки волги и теплохода).

Воспитатель: - Ребята, кто знает где начинается Волга? (показ на экране)

- Недалеко от Москвы, небольшим ручейком, тихое, едва заметное течение. Постепенно ручей  превращается в реку, становится шире и глубже. На берегах могучей реки расположены города и деревни, где живут разные народы.

- Как называют эти народы? (Волжане)

- Правильно, народы Поволжья.

- Все народы живут мирно, каждый любит и бережет свой край, свой родной язык и свою культуру.

- Посмотрите внимательно на этот рисунок и скажите, люди каких национальностей на них изображены? (татары, башкиры, марийцы, русские)

- Чем они отличаются? (одеждой, языком)

- Правильно, посмотрите костюмы яркие, нарядные, с вышивкой, все это говорит о любви народов к своей Родине.

Воспитатель: - А вот и первая остановка. Называется «Узнавайкино».

Игра «Узнай национальную одежду». На столе лежат карточки с национальной одеждой, дети отбирают и называют элементы костюмов и к какой национальности они принадлежат.

- Молодцы!

- А сейчас одевают такую одежду?  (Нет, такую одежду мы видим только на праздниках).

- Молодцы, вы справились с заданием, вот вам ваша первая фишка (буква Д).

Воспитатель: - Отправляемся на следующую остановку, называется она «Нарядюшкино» (дети подходят к следующему столу)

- Дети, а чем отличаются костюмы разных народов? (орнаментом, узором )

- Правильно, у каждого народа есть свои отличия (дети называют и показывают элементы узора и что их отличает друг от друга).

-Молодцы ребята, вот вам вторая фишка (буква Р)

Воспитатель: - Следующая наша остановка «Вкусняево» (дети на экране смотрят картинки национальных блюд, и к какому народу они принадлежат).

- Молодцы! Вот вам следующая фишка (буква У)

Воспитатель: - Следующая наша остановка «Поиграйкино» .

- Дети, какие национальные игры Поволжья вы знаете? («Жмурки», «Юрта», «Гусыня», «Тюбетейка», «Липкие пеньки», «Горелки с платочком», «Биляш»).  Дети из волшебной коробки на ощупь выбирают предмет и по нему определяют название игры и играют.

- Молодцы ребята, вот ваша следующая фишка (буква Ж)

Воспитатель: - Следующая остановка «Праздничная» (Дети подходят к экрану). Народы Поволжья после тяжелых трудовых будней устраивали праздники. Какие праздники народов Поволжья вы знаете?

Дети называют национальные праздники народов Поволжья: Сабантуй, Масленица, Рождество, Пасха, праздник «Гусиного пера», Навруз, Семык, Шорыкмол (изображение праздника появляется на экране)

-Молодцы! Вот вам следующая фишка (буква Б)

Воспитатель: - И последняя наша остановка «Всезнайкины» (дети походят к столу).  Дети должны узнать и назвать национальные инстументы народов Поволжья по карточкам: балалайка, гусли, гармонь, курай, думбра, барабан и т.д.

- Молодцы! Вот ваша последняя фишка (буква А) Ребята кто скажет какое слово у нас получилось?(слово ДРУЖБА)

- Вот мы и узнали, что объединяет народы Поволжья, это дружба! Все народы Поволжья живут дружно и относятся с большим уважением к друг другу. Вы хорошо справились  со всеми заданиями, а сейчас нам пора возвращаться в группу, занимаем свои места.

- Вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы узнали? Что еще вы бы хотели узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;  расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...

занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Лес в жизни человека"

Конспект проведения  занятияпо экологическому воспитаниюдетей подготовительной группы «Лес в жизни человека»  Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».Программное содержание. Образовательные задачи: * Оживить знания детей о природе, полученные в рамках...

Занятие по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы.

Формирование уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к различным народам и их культурам....

Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.Задачи:- дать знания о правах ребёнка на жиз...