Эссе на тему "Мое назначение, как педагога"
статья

Хрестина Елена Дмитриевна

         

          Формирование социально-нравственных качеств – это одна из актуальных и сложнейших проблем в настоящее время,

которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Ведь не зря говорят: «Дети – наше будущее».

И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_esse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

       «человек рождается со способностью

откликаться на чужую боль.

Думаю, что это врожденное,

данное нам вместе с инстинктами, с душой.

Но если это чувство не употребляется,

не упражняется, оно слабеет и атрофируется»
Даниил Гранин

 

          Время само диктует нам актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно-нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится социально-нравственная сфера личности человека. Среди проблем, которые практически волнуют всех, а особенно педагогов, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, с бездуховностью.        

          Формирование социально-нравственных качеств – это одна из актуальных и сложнейших проблем в настоящее время, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

          Как известно, дошкольники наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Поэтому очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром и другими людьми. Это привьёт детям  оптимистическое восприятие и стремление сделать нашу планету еще лучше.

       

Главное свое назначение, как воспитателя, я вижу в том,

чтобы быть источником нравственного воздействия и воспитывать детей такими, чтобы совершение нравственных поступков стало бы для них постоянной чертой их характера и нормой поведения.


          На мой взгляд, главное условие эффективной деятельности педагога по социально-нравственному воспитанию подрастающего поколения – это в первую очередь  личные качества и профессиональные умения педагога.

В.А. Сухомлинский писал:

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в нем друга, единомышленника…

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

          Поэтому я не просто считаю, я уверена, что педагог, который способен внушить детям лучшие моральные, нравственные качества должен быть сам  человеком чутким, эмоционально отзывчивым, обладающим педагогическим тактом, терпеливостью, любящим детей и свое дело. И только в этом случае мы сможем стать ярким примером для детей, сможем сформировать в них стойкую жизненную позицию, способность к созиданию, стремление жить, руководствуясь нравственными ценностями.

Вот почему в своей работе я выделила это направление

и следую ему почти уже 15 лет.

          Став для детей «старшим другом», я стараюсь разделить их мировосприятие, а значит, стараюсь быть равным им. Во всех видах деятельности и мероприятиях, я делаю как они, становлюсь такой же, как они. Дети мне дают возможность вернуться в волшебный мир детства: вместе с ними я и огорчаюсь, и радуюсь, и прыгаю, и бегаю, и пою, и танцую.

          Работа с детьми требует от нас доброты, выдержки, мудрости, терпения. Я стараюсь заметить, понять и принять каждого ребёнка; дать им знания, умения, навыки. Стараюсь с детьми разговаривать мягко, ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой.

          Чтобы дети познали своё место в мире, получали свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, я использую в своей работе разные приёмы и методы (просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы социально-нравственного содержания, наблюдение за природой, игры-драматизации, инсценировки и драматизации сказок, чтение художественной литературы и др).

Проводя работу по социально-нравственному воспитанию, я обратила внимание на продуктивную деятельность, которая всегда вызывает  у детей яркий  эмоциональный  отклик.

          Я заметила, как горят глаза у детей, когда они не просто справляются с заданной работой, но и помогают игровому персонажу в его проблеме, как они рады и счастливы в этот момент их жизни.

          Я поняла, что это еще один мой шанс, как педагога, привить детям социально-нравственные нормы, утраченные современным поколением и которые так необходимы будущему человечеству.

          Как известно, изобразительная  деятельность, в  отличие от других  видов  деятельности, может существенно направляться взрослым. Причем эта возможность управления реализуется не только во время  изготовления  продукта. Взрослый  может усложнять сами условия  изобразительной  деятельности разными способами.

Эти способы я стала применять в своей работе постоянно,

в  зависимости  от  возраста  детей:

--  введение игровых ситуаций (младший и средний возраст),

-- введение проблемных ситуаций (старший дошкольный возраст);

-- постановка проблемы выбора при  решении  детьми  социально-нравственных  задач (старший дошкольный возраст);

-- активизирование  внимание ребенка на другого, с целью проявления отклика на эмоциональные  переживания находящегося рядом сверстника (старший дошкольный возраст).

          Я заметила, что постоянное использование указанных способов работы на занятиях по изобразительной деятельности имеет огромное значение  в «повороте» ребенка к миру другого человека, что оказывается особенно важным при воспитании у детей нравственных чувств и эмоций.

          Но, как известно, нравственные чувства у дошкольников начинают формироваться с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. С одной стороны, именно в семье закладываются основы  духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье, с другой стороны, не все родители понимают важность духовно-нравственного воспитания. Поэтому особое внимание я уделяю укреплению связей с родителями, создаю условия для совместной творческой деятельности. Единение педагогов, родителей и детей формирует положительное отношение друг к другу.

          Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс, который требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознанию детей.

          Я считаю, что моя роль, как педагога в этом нелегком процессе воспитания пусть не огромна, но все-таки значима.      

          То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Ведь не зря говорят: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.

А  значит  и  от  меня – воспитателя

МБДОУ  д/сад  № 63  «Веснушки»

Хрестиной  Елены  Дмитриевны.

ЭССЕ

воспитателя

МБДОУ № 63 «Веснушки»

Хрестиной Елены Дмитриевны

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.


Через систему социально – нравственного воспитания я стараюсь заложить прочную основу духовности и нравственности у своих воспитанников, подготовить почву для становления их личности.

И если через мою работу я смогу  

Образовательная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет детям дошкольного возраста глубоко осмыслить и определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

          Профессия воспитателя сродни профессии актера, но задачи, стоящие перед ним, неизмеримо более ответственны, а условия, в которые он поставлен, значительно сложнее.

          Профессия воспитателя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Любовь к детям является отличительной чертой воспитателя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает детский сад в хорошую семью. Если воспитатель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание воспитанников. 

Основа для счастья и гармонии - это духовность. 
Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего. Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит".

Академик Н. В. Федоров

          То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

          Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Современное российское общество остро переживает кризис социально-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего отечества.

Как сориентироваться ребёнку в этой непростой жизни? Как понять, что хорошо, что плохо, что можно, должно, а что нельзя и наказуемо? Ребёнку в такой ситуации непросто, а взрослым оставаться безучастными просто недопустимо.

В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка».

Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. С одной стороны, именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. С другой стороны, не все родители понимают важность духовно-нравственного воспитания. Поэтому особое внимание уделяю укреплению связей с родителями, создаю условия для совместной творческой деятельности. Единение педагогов, родителей и детей формирует положительное отношение друг к другу.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознанию детей.

Став для детей «старшим товарищем», я стараюсь разделить их мировосприятие, а значит быть равными им. Участвуя во всех мероприятиях, я повсюду сопровождаю детей, делаю как они, буквально перемешиваюсь с ними. Дети мне дают возможность вернуться в волшебный мир детства: вместе с ними я и огорчаюсь, и радуюсь, и прыгаю, и бегаю, и пою, и танцую. Работа с детьми требует от нас доброты, выдержки, мудрости, терпения. Я стараюсь заметить, понять и принять каждого ребёнка; дать им знания, умения, навыки. Стараюсь с детьми разговаривать вежливо, ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Я стараюсь заметить, понять и принять каждого ребёнка; дать им знания, умения, навыки. Воспитатель – это человек, который соблюдает чувство такта везде и всегда. Стараюсь с детьми разговаривать вежливо, ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой.

Чтобы малыши познали своё место в мире, получали свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, я использую в своей работе разные приёмы и методы (просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы социально-нравственного содержания, наблюдение за природой, игры-драматизации, инсценировка и драматизации сказок и т. д.).

Итак, наше будущее зависит от наших воспитанников. Они – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны её сохранить, развивать и передать своим детям и внукам. И от того, как и чему мы научим наших детей, зависит будущее нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе "Улыбка ребёнка - высшая награда педагога!"

«…Быть может, труд наш с виду не приметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму - давай быстрее, мама, побежим! Наверное – это вот и есть ответ - ценнее нашего труда...

Эссе на тему: "Успешность современного педагога"

Ответ на вопрос: "В чем заключается успех современного педагога?"...

Эссе воспитателя на тему "Я - педагог"

Короткое сочинение о себе и професси для районного этапа всероссийского конкурса "Воспитатель года 2016"....

Эссе на тему: "Профессиональное выгорание педагога дошкольного учреждения"

Данная статья посвещается анализу проблемы эмоционального выгорания дошкольных работников....