Этика
статья

Корчебная Юлия Алексеевна

Этика и культура поведения воспитателя в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие этики. Современные принципы профессиональной этики.

Этика – это гуманитарное учение о морали, его основой является понятие о добре и зле. Целью этики представляется модель гуманных и справедливых взаимоотношений, которые обеспечивают качество общения на более высоком уровне.

Педагогическая этика является составной частью этики, которая отражает нравственность в условиях целостного педагогического процесса. Основа педагогической этики выражается в том, что педагог имеет дело с ребенком - весьма хрупким объектом воздействия. На сегодняшний день ее соблюдение является обязательным для каждого педагога. Это закреплено на федеральном уровне в законе об образовании.

Педагогическая этика появилась вместе с возникновением деятельности педагога. Педагогу отводится важная роль. В процессе своей деятельности, педагог, закладывает учащимся основы нравственного мировоззрения и этических знаний. Для этого педагогу самому крайне важно усвоить идеи и ценности морали и стремиться претворять их в жизнь.

Настоящий педагог, даже самый лучший – это живой человек, и у него тоже могут быть и свои ошибки, и досадные промахи, но из любой ситуации он должен находить выход. Поступать по совести, бескорыстно, справедливо и никогда не проявлять высокомерие и агрессию. Воспитатель воспитывает прежде всего личным примером, поэтому должен сам соответствовать нормам и эталонам нравственности.

Практическая деятельность воспитателя, к сожалению, не всегда соответствует нормам профессиональной этики, это вызвано сложностью и противоречиями самого педагогического коллектива, той среды, в которой осуществляет свою деятельность воспитатель. Педагогический коллектив – это структура достаточно сложная и противоречивая, в которой сотрудничают люди с самыми различными темпераментами, характерами, индивидуальными чертами. В ходе своей профессиональной деятельности у педагога неизбежно возникают конфликты и проблемы из которых нужно уметь выходить достойно. Для решения педагогических задач,  воспитателям необходимо знать принципы профессиональной этики. Поведение самого воспитателя в отношении «педагог – педагогический коллектив ДОУ», «педагог – воспитанник», «педагог – родители» становится предметом пристального  рассмотрения.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности воспитателя, в которой совпадают мысль и действие.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта воспитателя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности воспитателя.

Профессиональный такт проявляется:

–во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры воспитателя.

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является для них основным образцом родного языка, культурой речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесного обозначения.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах

Внешний вид  воспитателя должен быть безупречен, и в первую очередь его оценят дети и родители. Каждый детский сад имеет собственные требования к вешнему виду и этикету сотрудников, но существуют незыблемые правила дресс кода воспитателя, одинаковые для всех ДОУ:

ПРИЧЕСКА. Само собой, что голова должна быть чистой; длинные волосы заплетены, а короткие аккуратно уложены.

МАКИЯЖ. Вызывающий макияж недопустим: никаких ярких теней, длинных стрелок и смелых оттенков губной помады. Идеальный вариант- неброский дневной макияж в спокойных тонах.

РУКИ. Аккуратный маникюр, средняя длина ногтей; крайне нежелательны наращенные ногти с инкрустацией стразами, поскольку есть риск нанести травму ребенку. Воспитателю ясельных и младших групп в целях соблюдения техники безопасности желательно отказаться от длинных бус и цепочек с кулонами, а также от колец с крупными камнями.

ОДЕЖДА. В идеале - максимально приближенный к классическому стиль. Конечно, брюки со стрелками и пиджак в детском саду - не самая удобная одежда, но существует альтернатива. Средней длины юбка, юбка-шорты, брюки, бриджи не будут сковывать движения, но сохранят презентабельный вид. В качестве "верха" подойдут блузы, кофты, водолазки поло с неброским принтом. Подойдет и платье либо сарафан длины чуть выше колена.

Удачно подобранный гардероб способствует благоприятному впечатлению внешнего вида педагога на окружающих. Он выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

Памятка для воспитателей.

Профессиональный такт проявляется:

–во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Внешний вид  воспитателя должен быть безупречен, и в первую очередь его оценят дети и родители. Каждый детский сад имеет собственные требования к вешнему виду и этикету сотрудников, но существуют незыблемые правила дресс кода воспитателя, одинаковые для всех ДОУ:

ПРИЧЕСКА. Само собой, что голова должна быть чистой; длинные волосы заплетены, а короткие аккуратно уложены.

МАКИЯЖ. Вызывающий макияж недопустим: никаких ярких теней, длинных стрелок и смелых оттенков губной помады. Идеальный вариант- неброский дневной макияж в спокойных тонах.

РУКИ. Аккуратный маникюр, средняя длина ногтей; крайне нежелательны наращенные ногти с инкрустацией стразами, поскольку есть риск нанести травму ребенку. Воспитателю ясельных и младших групп в целях соблюдения техники безопасности желательно отказаться от длинных бус и цепочек с кулонами, а также от колец с крупными камнями.

ОДЕЖДА. В идеале - максимально приближенный к классическому стиль. Конечно, брюки со стрелками и пиджак в детском саду - не самая удобная одежда, но существует альтернатива. Средней длины юбка, юбка-шорты, брюки, бриджи не будут сковывать движения, но сохранят презентабельный вид. В качестве "верха" подойдут блузы, кофты, водолазки поло с неброским принтом. Подойдет и платье либо сарафан длины чуть выше колена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

« Речевая этика и вежливость»

1. Что такое этика?2. Методы воспитания этике и вежливости.3. Формы работы преподавателя и план занятий по этике  и вежливости...

«Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».

В наше время в обществе с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста преобретает значимую роль в воспитании..Конечно в детсом саду этому придают главную роль...

Кодекс профессиональной этики в МДОУ д/с №8 "Ёлочка"

Представлены основные правила профессиональной этики в детском саду...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Этика в профессиональной культуре педагога

Содержание.   Введение………………………………………………………………………3Основная часть………………………………………………..………..……61. Составляющие профессиональной этики……………….…………62. Формы работы по формированию педаг...