Этика в профессиональной культуре педагога
методическая разработка по теме

Голубничая Елена Алексеевна

 

Содержание.

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………..………..……6

1. Составляющие профессиональной этики……………….…………6

2. Формы работы по формированию педагогической этики………10

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………..………………..14

Введение

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

                 Кафедра человековедения и физической культуры

Проектная работа по теме:

«Этика в профессиональной культуре педагога»

Курс «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»

                                Слушатель:

                                Старший воспитатель Голубничая Е.А.

МДОУ Детский сад № 2 «Теремок»

городского округа Власиха.

                                Руководитель:

                                 ст. преподаватель  

Чернова-Бахметова И.И.

Москва 2012


Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………..………..……6

1. Составляющие профессиональной этики……………….…………6

2. Формы работы по формированию педагогической этики………10

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………..………………..14

Приложение 1……………………………………………………………….15

Приложение 2……………………………………………………………….16

Приложение 3…………………………………………………………...…..17


Введение

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя без земных недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: « «Дидискал или учитель сея школы мает бытии благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не басносказитель, не блудник, не ихоимец, не сребролюбив, не чародей, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе преставляющий, не в ситцевых добродетелях, да и будут ученицы, яко учитель их».

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя). В самом начале XVII в. сформированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я А Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать их человечность.

Вопрос о педагогическом признании не сходит со страниц педагогической печати. К сожалению, по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностика их педагогической одаренности, берут всех, кто проходит вступительный конкурс. Вот почему в школы и  другие учебно-образовательные учреждения попало много людей заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках.

 Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.

Данная проблема осложняется тем, что в нашей стране традиционно низок уровень усвоения знаний профессиональной этики педагогическими работниками. Еще в 1970-е гг. отмечалось, что преподаватели получают в вузах хорошую психолого-педагогическую подготовку, однако знаний по педагогической этике им явно недостает. И это нередко приводит к конфликтным ситуациям, усложняет педагогический процесс, снижает эффективность воспитательной работы. Аналогичная ситуация сохранялась и в 1980-90-е гг. Фактически со времени установления советской власти вместо универсальных, относительно стабильных норм профессиональной этики действовали многочисленные временные ведомственные инструкции и правовые предписания, которые периодически видоизменялись в соответствии с политико-идеологической конъюнктурой. Такое положение дало основание отдельным современным исследователям говорить об «уничтожении морали» в данный период. С начала 1990-х гг. началось отмирание различного рода устаревших инструкций и предписаний, которые не только в педагогической среде, но и в обществе в целом заменяли этические нормы. Поэтому неудивительно, что в исторической литературе отмечается, что переход к рыночному механизму регулирования в сфере духовной жизни сопровождается потерей нравственных ориентиров, нарастающей бездуховностью общества.

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к учителю, преподавателю, словом, к педагогу.  В этом и заключается актуальность темы. Цель проекта:

-рассмотреть  составляющие профессиональной этики;

-определить формы работы по формированию профессиональной этики.


Основная часть.

   В работе педагогов встречаются этические и эстетические начала. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) взаимосвязаны в деятельности учителя. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям – важное качество учителя. Но это качество очень часто не воспринимают всерьез, думая, что нельзя принудить себя любить кого-либо. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, это еще и принятие ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет себя показать. Также важно сопереживать ему и стараться помочь ребёнку в его развитии. Гуманность педагога проявляется и в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки.

1. Составляющие профессиональной этики.

Кроме любви к детям, можно выделить еще несколько категорий педагогической этики:

  1. Нравственные отношения;
  2. Педагогический оптимизм;
  3. Профессиональный долг;
  4. Педагогическая самоотверженность;
  5. Педагогическая справедливость;
  6. Профессиональная честь.

Рассмотрим поподробнее:

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в преподавателе прежде всего: доброту, уважение, человечность, отзывчивость, а потом уже его научные знания и способность к объяснению нового материала. Так же для ребят важно такое качество, как умение владеть собою, что является важным условием в проявлении любви к детям. Если педагог не любит детей, то он не может вызвать ответную любовь и доверие у своих учеников.

В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности. Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и воспитанников, сферу внешних контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов педагогов и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель (воспитатель). Будучи основным звеном в воспитательно- образовательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами и т.д. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.

Так же важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть в нём видеть только хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела. Оптимистическое  мировоззрение играет большую роль в воспитании детей и молодёжи, ибо без веры в добро, справедливость, счастливое будущее невозможно нравственное становление личности. В то же время бесперспективна педагогика, игнорирующая теневые стороны жизни, не понимающая значения в воспитании и самовоспитании личности духовно-нравственных. страданий, пережитых событий истории и личной биографии. Только тогда оптимистическое  восприятие положительно, когда оно включает в себя готовность человека терпеть и преодолевать тяготы жизни и отражает жизненную стойкость, а не мечтательную настроенность людей.

Результатом любви к детям являются и другие немаловажные качества: профессиональный долг, ответственность, самоотверженность, педагогические совесть, справедливость.

Профессиональный долг – это не только его долг перед обществом, но и ответственность перед каждым ребенком. Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Ответственность Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Профессиональная совесть – это осознавание своего долга, ответственности перед учениками, поступков в соответствии с педагогическими ценностями и нормами.  

Из всего перечисленного выше появляется педагогическая самоотверженность – стремление помогать ученикам, не следовать своим интересам, отдавать все свои силы работе, не обращая внимания на время, а временами и на здоровье. Педагогическая самоотверженность- высшее проявление педагогического долга учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Педагогическая справедливость – это способность учителя быть объективным в отношении к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважение его личности. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимых». По крайней мере личная симпатия не должна влиять на успеваемость учеников. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка"

Из всех требований педагогической этики важное место занимает профессиональная честь учителя. Профессиональная честь определяет нормы поведения учителя и принуждает в нестандартных ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и профессии. Преподаватель не всегда может поступать, как обычный человек. От профессии педагога общество ожидает выполнения особых требований в общей культуре и нравственном образе. Когда учитель не выполняет ожиданий общества, то это приводит не только к понижению его личностного достоинства, но и к ухудшению отношений социума к педагогу. Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Педагогическая этика – это полное уравновешивание нравственных чувств сознания и поведения педагога. Все эти качества должны присутствовать в его культуре общения с детьми, с любыми другими людьми, в педагогическом такте учителя. Педагог – это не только профессия, но и социальный статус.

2. Формы работы по формированию педагогической этики.

В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения, основанные на связи открытого одностороннего типа (например, отношения учителя к обществу и своей профессии через выполнение долга) и на связях многосторонних, касающихся взаимоотношений учителя с учащимися и другими участниками педагогического процесса.

Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является педагог. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и др. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений педагога выступают прежде всего учащиеся, их родители, коллеги, руководители коллектива, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методом и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у педагога с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».

Мероприятия:

Учитель-ученики

Учитель- коллектив

Учитель-родители

Учитель-администрация.

Мозговой штурм «Педагогические задачи «Учитель-ученики»

Курсы повышения квалификации.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Курсы повышения квалификации для руководителей.

Памятка для педагогов «Правила, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения»

Памятка для руководителя «Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их»

Экскурсия в Государственный исторический музей.

Круглый стол на тему «Педагогическая этика»

Совместная деятельность по организации внеклассных мероприятий.

Неформальные мероприятия «День учителя»

Классные часы «Этика и эстетика взаимоотношений»

Тренинг «Навыки взаимодействия с сотрудниками»

Дискуссии.

Тренинг «Корпоративная этика»

Семинар-практикум «Упреждение и разрешение конфликтов»

«Ваш имидж» и т.д.


Заключение.

Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки — изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Реформа школы предполагает компьютеризацию учебного процесса, что невозможно осуществить без формирования правильной морально-психологической установки учителей на быстрейшее внедрение в учебно-воспитательный процесс достижений науки, техники и педагогической практики.

Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана способствовать решению этой задачи на основе поиска путей стимулирования педагогического труда. В чем особенность сочетания материального и морального стимулирования труда учителей, каковы пути повышения его эффективности — эти задачи решают социология педагогического труда и педагогическая этика.

И даже если есть мнение, что не нужно создавать себе идеала, я хочу сказать что существует понятие «Идеального педагога». Идеальный педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на высшем уровне.

Идеальный педагог – образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения:

  1. Любовь к делу;
  2. Любовь к детям;
  3. Вера в человека;
  4. Терпеливость;
  5. Оптимизм;
  6. Эмпатия;
  7. Сдержанность;
  8. Душевная щедрость;
  9. Требовательность;
  10. Тактичность;
  11. Самообладание;
  12. Справедливость;
  13. Общительность;
  14. Ответственность;
  15. Высокие моральные качества;
  16. Активная жизненная позиция;
  17. Личный пример всем и во всем;
  18. Уважение к законам государства;
  19. Национальная гордость;
  20. Патриотизм;
  21. Гуманизм;
  22. Духовность;
  23. Открытость;
  24. Нравственность;
  25. Критическое отношение к своим действиям и т.д.

Педагог должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться, т.к. оставаясь неизменными, эти качества наполняются новым смыслом  и содержанием. Поэтому конкретные качества педагога должны подвергаться регулярному критическому анализу для  подражания воспитанниками. 


Список используемой литературы.

Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллетиве// Молодой ученый.-2011.-№11. Т.2. http://www.moluch.ru/archive/3-4/3905/

Емельянова Л.Н. Педагогическая мораль и этика- 2011 http://www.profistart.ru/ps/blog/20812.html

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2004.-304с.

Педагогическая этика. Учебно-методический комплекс. Составитель Андросов М.А.- Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010, 52с.

Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. Учебное пособие, Издательство: Народная асвета.- 1977г.

Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в. http://refu/ru/refs/62/13555/1/html

Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона.-5-е изд.- М., 1983 -392с.

Станкин М.И. Психологический климат в коллективе //Специалист.- 2003- № 1.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.  

Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы развития этических знаний профессионально-педагогических работников.-1999.

http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19967.php

Шпалинский В.В. Психология менеджмента.- М.: УРАО, 2000. -184с.

Якубсон Я.Г. О педагогической этике. –М., 1973


Приложение 1

Правила, выполнение которых позволит склонить людей

 к вашей точке зрения

Правило 1. Верный способ одержать победу в споре — это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

Правило 5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам "да".

Правило 6. Давайте большую часть времени говорить собеседнику.

Правило 7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.

Правило 8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника.

Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.

Правило 11. Подавайте свои идеи эффектно.

Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое [6,178].

Эти правила уже использовались в повседневной жизни и довольно результативные, с их помощью действительно можно склонить людей к своей точке зрения.


Приложение 2

Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей,

не оскорбляя и не обижая их

Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.

Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.

Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.

Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете.


Приложение 3

Круглый стол «Педагогическая этика»

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое педагогическая деятельность.
  2. Общая и профессиональная культура педагога.
  3. Профессиональная этика педагога.
  4. Этика отношений в системе "педагог - учащийся".
  5. Этика отношений в системе "педагог - педагог".
  6. Этика и культура межличностного общения педагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этика в профессиональной культуре педагога. Составила: Голубничая Елена Алексеевна

Слайд 2

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети- участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.

Слайд 3

Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом- образовали первую социальную группу людей- воспитателей .

Слайд 4

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности- профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности.

Слайд 5

«Дидискал или учитель сея школы мает бытии благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не басносказитель, не блудник, не ихоимец, не сребролюбив, не чародей, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий, не в ситцевых добродетелях, да и будут ученицы его, яко учитель их» Устав львовской братской школы 1586 г.

Слайд 6

Эпоха средневековья Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но всё, что бы ты не сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это - злостный обман. Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться... Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издаёт шума. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать. МАШЕЛЬ де МОНТЕНЬ 1533 – 1592гг.

Слайд 7

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ 1592-1670 Без примера ничему не выучишься. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Тот, кто мало знает, малому может и учить. Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений. Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. Ничто притворное не может быть продолжительным. Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Слайд 8

ДЖОН ЛОКК 1632-1704 гг. Вежливость — первая и самая приятная добродетель. От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды. Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности. Нет большей грубости, чем прервать другого во время его выступления. Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие - льстивостью. Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врождены.

Слайд 9

Актуальность проектной деятельности.

Слайд 10

Понятие «ЭТИКА»

Слайд 11

ЭТИКА Нравственные отношения Педагогический оптимизм Педагогическая справедливость Профессиональная честь Педагогическая самоотверженность

Слайд 12

Самое важное в профессии педагога- любовь к детям.

Слайд 13

Нравственные отношения регулируются: моральными принципами; моральными нормами; обычаями и традициями; Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие с педагогическим коллективом Взаимодействие с родителями

Слайд 14

Педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть в нём видеть только хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела. Оптимистическое мировоззрение играет большую роль в воспитании детей и молодёжи, ибо без веры в добро, справедливость, счастливое будущее невозможно нравственное становление личности.

Слайд 15

Профессиональный долг Творческое отношение Требовательное отношение к себе Пополнение профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства Уважительное и требовательного отношения к воспитанникам и родителям Умение решать конфликты

Слайд 16

Ответственность. Педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя кодексу педагогической морали.

Слайд 17

Профессиональная совесть Осознание своего долга, ответственности перед учениками, поступков в соответствии с педагогическими ценностями и нормами.

Слайд 18

Педагогическая самоотверженность - высшее проявление педагогического долга. Имея данное качество, педагог работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья.

Слайд 19

Педагогическая справедливость быть объективным в отношении к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважении его личности; не делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимых»

Слайд 20

Профессиональная честь Преподаватель не всегда может поступать как обычный человек. Профессиональная честь определяет нормы поведения и и принуждает в нестандартных ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и профессии. Выражается в общественном признании, общественном уважении его моральных заслуг и качеств.

Слайд 21

Формы работы по формированию педагогической этики Учитель-ученик Учитель коллектив Учитель-родитель Учитель-администрация Мозговой штурм «Педагогические задачи «Учитель-ученик» Курсы повышения квалификации Психолого-педагогическое просвещение родителей. Курсы повышения квалификации для руководителей. Экскурсия в Государственный исторический музей Памятка для педагогов «Правила, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения» Совместная деятельность по организации внеклассных мероприятий. Памятка для руководителей «Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей Классные часы «Этика и эстетика взаимоотношений» Круглый стол на тему «Педагогическая этика» Дискуссии и собрания. Неформальное мероприятие «День учителя» Тренинг «Навыки взаимодействия с сотрудниками» Тренинг «Корпоративная этика» Семинар- практикум «Упражнение и разрешение конфликтов», «Ваш имидж» и т.д.

Слайд 22

Правила, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения Правило 1. Верный способ одержать победу в споре — это уклониться от него. Правило 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что он не прав. Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. Правило 5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам "да". Правило 6. Давайте большую часть времени говорить собеседнику. Правило 7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему. Правило 8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника. Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других. Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам. Правило 11. Подавайте свои идеи эффектно. Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое. Эти правила уже использовались в повседневной жизни и довольно результативные, с их помощью действительно можно склонить людей к своей точке зрения.

Слайд 23

Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника. Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы. Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж. Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу". Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать. Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете.

Слайд 24

Круглый стол «Педагогическая этика» Вопросы для обсуждения: Что такое педагогическая деятельность. Общая и профессиональная культура педагога. Профессиональная этика педагога. Этика отношений в системе "педагог - учащийся". Этика отношений в системе "педагог - педагог". Этика и культура межличностного общения педагога.

Слайд 25

Идеальный педагог Любовь к делу Любовь к детям Вера в человека Терпеливость Оптимизм Эмпатия Сдержанность Душевная щедрость Требовательность Тактичность Самообладание Справедливость Общительность Ответственность Моральные качества Активная жизненная позиция

Слайд 26

Использованные материалы: Фотографии мероприятий детского сада № 2. http://images02.olx.ru/ui/8/62/43/1282241151_114685943_2----.jpg http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8&lr=213 http :// www . moluch.ru / archive /3-4/ 3905 / http://www.profistart.ru/ps/blog/20812.html http :// refu / ru / refs /62/13555/1/ html http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19967.php

Слайд 27

Список литературы: Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый.-2011.-№11. Т.2. http :// www . moluch.ru / archive /3-4/ 3905 / Емельянова Л.Н. Педагогическая мораль и этика- 2011 http://www.profistart.ru/ps/blog/20812.html Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2004.-304с. Педагогическая этика. Учебно-методический комплекс. Составитель Андросов М.А.- Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010, 52с. Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. Учебное пособие, Издательство: Народная асвета.- 1977г. Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в . http :// refu / ru / refs /62/13555/1/ html Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона.-5-е изд.- М., 1983 -392с. Станкин М.И. Психологический климат в коллективе //Специалист.- 2003- № 1. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы развития этических знаний профессионально-педагогических работников.-1999. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19967.php Шпалинский В.В. Психология менеджмента.- М.: УРАО, 2000. -184с. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. –М., 1973

Слайд 28

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Этика в профессиональной культуре педагога"

Проект на курсах: "Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии"...

"Основа профессиональной культуры педагога"

В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому в...

Этика в профессиональной культуре педагога

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.  Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедлив...

Профессиональная культура педагога

Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним зад...

Консультация для педагогов: «Профессиональная культура педагога в ДОУ. Как избежать конфликтов с участниками образовательной деятельности.»

   Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его...