Этика в профессиональной культуре педагога
статья на тему

Островерхова  Наталья  Владимировна

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.  Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_v_professionalnoy_kulture_pedagoga.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Этика в профессиональной культуре педагога

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.  Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

   Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

   Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

  Корпоративная этика педагога  подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста.  Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. 

Задача современной педагогики, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагога возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».

  И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.  Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основные элементы педагогического такта  проявляется он в следующем:

  • во внешнем облике педагога;
  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  •  в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  •  в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
  •  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • в самокритичной оценке своего труда.

Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Речевой этикет и его функции. Этикет в официальных и неофициальных ситуациях общения. Особенности русского речевого этикета

 Сами этикетные формулы не содержат прямых сообщений, но содержат косвенные.

 Слово "здравствуйте" в повседневном общении означает: "я хочу поддерживать с вами отношения", а отсутствие этого этикетного знака читается, как нежелание поддерживать отношения. Вот почему нормой является приветствие сотрудников, партнеров не только в начале беседы, но и при отсутствии намерения вступить в речевой контакт.

 Если вы вошли в кабинет коллеги или начальника, где сидят посторонние люди, принято приветствовать всех присутствующих.

 Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа.

Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки.

 Обращаться на "ты" не принято:

- с незнакомыми людьми;

 -в официальной обстановке;

 - со старшими по возрасту, чину иногда должности.

 В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, или коллегам по работе в неофициальной обстановке.

 В официальной ситуации (начальник - подчиненный, педагог – родитель, педагоги и другие сотрудники в процессе непосредственной деятельности, в том числе в присутствии родителей воспитанников или других присутствующих (гостей, партнеров, коллег из других учреждений) и т. д.) действуют самые строгие правила речевого этикета.

Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.

 В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами.

 Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикета. Обращение друг к другу на «вы и по имени и отчеству».

Правила устного делового общения.

  • Будьте во всем пунктуальны
  • Не говорите лишнего
  • Думайте не только о себе, но и о других
  • Одевайтесь как принято
  • Говорите и пишите хорошим языком
  • Телефонный разговор -

 Начинать телефонный разговор следует словами приветствия и последующей просьбой пригласить к телефону того, с кем вы хотите говорить. Далее необходимо четко обозначить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этика в профессиональной культуре педагога

Содержание.   Введение………………………………………………………………………3Основная часть………………………………………………..………..……61. Составляющие профессиональной этики……………….…………62. Формы работы по формированию педаг...

Проект "Этика в профессиональной культуре педагога"

Проект на курсах: "Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии"...

"Основа профессиональной культуры педагога"

В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому в...

Профессиональная культура педагога

Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним зад...

Этикет в профессиональной культуре педагога

Этикет в профессиональной культуре педагога...