« Речевая этика и вежливость»
методическая разработка по развитию речи на тему

1. Что такое этика?

2. Методы воспитания этике и вежливости.

3. Формы работы преподавателя и план занятий по этике  и вежливости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_etika_i_vezhlivost.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Речевая этика и вежливость»

ЭТИКА - греческое слово (обычай, нрав), мораль - слово латинское (обычай, мораль) - они близки к значению русского слова «нравственность». Нравственность - одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Человек - существо моральное. Значение морали объясняется тем, что она представляет собой способность человека добровольно, по внутреннему побуждению, без всякого принуждения извне действовать во блага других людей. Не будь этой способности, человеческая жизнь в своих обычных формах была бы невозможной, люди не были бы людьми в полном смысле этого слова.

Каждому возрасту в силу присущих для его уровня сознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны определённые возможности и особенности самовоспитания. Например, ребёнок начинает осознавать, что факт конкретного поступка не соответствует его внутреннему миру: «Как плохо я поступил. Но почему я так сделал?» И хорошо, если ребёнок понял это, а если нет?

Конфликты с детьми, воспитателями побуждают ребёнка искать пути утверждения своей самостоятельности вне сферы жизнедеятельности, организуемой воспитателем, делает ребёнка более восприимчивым к воздействиям окружения по месту жительства, к стихийным влияниям любой другой микросреды, кроме созданной воспитателем.

По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания выделяется 3 группы методов: убеждение, упражнение, побуждения, некоторые специалисты считают, что к этим методам можно добавить поощрение и наказание. Последние, скорее всего, - способы воздействия, но они не являются воспитательными воздействиями, сами по себе не воспитывают никаких нравственных свойств у ребёнка.

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.

Но в некоторых ситуациях ребёнок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребёнком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребёнок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему - то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твёрдой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминания, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные

Формы работы:

1. Этические беседы

«Зачем говорят «здравствуй» - напоминание вежливых слов, разъяснение, что они выражают доброе отношение к другим людям.

«Праздник вежливости» вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

«Чего не знал воробышек» правила вежливого обращения

«Вежливая просьба» осознание значения вежливых слов при обращении к кому - либо с просьбой.

«Фея учит вежливости» правила вежливого обращения.

«Еще один секрет вежливости» напоминание детям, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Тема:

«Воспитанность и вежливость» правила вежливости. Вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с помощь. Их выражает своё отношение к окружающим, что умение хорошо относится к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанность.

Используемые литературные произведения: А. Милн «Вини Пух..., сказка «Праздник вежливости», В. Осеева «Волшебное слово» Г. Остер «Зарядка для хвоста», стихи Г. Ладоншикова, И. токмаковой».

2.Занятия - досуги под общим названием «Будь вежливым всегда».

Занятие № 1 «Красивую речь приятно слушать» Дать представление о сравнении как об одном из секретов художественной речи. Обратить внимание на использование сравнений в речи закрепить знания детей о вежливых словах: приветствие, благодарность, извинение, прощание. Учить употреблять правильные формы благодарности при получении подарка, за оказанную услугу, помощь. Воспитывать умение общаться, применять на практике полученные знания, самостоятельно составляя высказывания в соответствующих данному случаю формах.

Занятие № 2 «Разговор по телефону» Познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора, учить разговаривать вежливо.

Занятие №3 «Умей извиняться» Учить детей справедливо разрешать споры и конфликты. Закреплять умение пользоваться различными выражениями извинения.

Занятие №4 « Добрые слова - приветствия» Закрепить в детях навыки общественного поведения; быть приветливыми, первыми здороваться со взрослыми, сверстниками, чаще употреблять в речи такие формы приветствия, как «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер».

Занятие № 5 «Вежливая просьба» Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому - либо (близкому человеку, незнакомцу, ровеснику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Занятие № 6 « Разговор с младшими» Продолжать развивать в детях доброту и желание и умение поддержать и утешить. Напомнить о том, что и к малышам нужно относиться с вниманием и заботой.

Занятие № 7 «Вежливость в семье и на улице» Учить вежливому отношению к окружающим не только в общественных местах, но и дома.

Воспитатель Кукаркина Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей речевой группе "Страна вежливости"

Обучать культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....

Сценарий открытого занятия для родителей по обучению детей Речевому этикету. "Уроки вежливости"

ГБОУ детский сад № 1244РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Вежливый ручеекДети стоят парами друг за другом, держась  за руки  поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь них, выбирая себе пару, и становяс...

Речевой этикет и вежливость

НИЧТО НЕ ЦЕНИТСЯ ТАК ДОРОГО И НЕ СТОИТ ТАК ДЕШЕВО КАК ВЕЖЛИВОСТЬ - мысль, которую необходимо донести до родителей в ходе консультации...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКИ "ЦАРСТВО ВЕЖЛИВЫХ НАУК"

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКИ "ЦАРСТВО ВЕЖЛИВЫХ НАУК"...

Урок вежливости Речевая этика, вежливые слова.

Урок вежливости. Речевая этика, вежливые слова....

Проект "Азбука вежливости и этики"

Проект "Азбука вежливости и этики"...