Ментальная арифметика
рабочая программа

Рабочая программа кружка по ментальной арифметике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._mentaln.arifmetika.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа ПРИНЯТА

Решением педагогического совета

МБДОО д.с. "Кун туллуктара"

Протокол от ______________№ __

УЧТЕНО МНЕНИЕ

Совета родителей

МБДОО д.с. "Кун туллуктара"

Протокол от ______________№__

УТВЕРЖДЕНА

Приказом по

МБДОО д.с. "Кун туллуктара"

от _________________

№___ _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА"

Возраст детей 5-7 лет

Составила: Попова В.В.

педагог дополнительного образования.

с. Ытык -Кюель

2022 г.

Содержание

Стр.

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

3

1.3.

Возрастные особенности развития детей 5-7  лет (старший дошкольный возраст)

1.4.

Программа распределяется по ступеням

1.5.

Методы обучения:

2.

Преемственность.

2.1.

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы.

2.2.

Учебный план занятий

2.3.

Образовательные технологии и формы организации образовательного

процесса

3.

Организационный раздел

3.1.

Режим дня

3.2.

Планирование непосредственно-образовательной деятельности на

неделю

3.3.

Взаимодействие с семьями воспитанников

3.4.

Методическое обеспечение образовательного процесса

3.5.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Перечень необходимого материала второй группы раннего возраста

 Пояснительная записка   

Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, основанная на системе устного счета. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно грамотно уметь с ней  работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процессе обучения. Задания  построены по принципу «от простого к сложному».

Рабочая программа дополнительного образования составлена на основе примерной программы обучение по курсу «Ментальная арифметика» центра  согласно учебному плану Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации детского сада  «Кун туллуктара».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конвенция ООН "О правах ребенка". Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 г. № 08-1408. План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №08-10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2-13 г. №26. Программа разработано с учетом ФГОС дошкольного образования, базе примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "Мир открытия" под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой, и национально-региональным компонентом по базовой программе "Тосхол" под редакцией М.Н.Харитоновой МО РС(Я) , «Эркээйи эргиирэ»  Алексеева Ф.И., Андросова Т.И, Аржакова А.И.

Ментальная арифметика – это уникальная методика гармоничного развития умственных способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Кроме того, рабочая программа дополнительного образования способствует развитию логических способностей обучающегося, а также приобретению навыка мыслить нестандартно.

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

- развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством задействия совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;

-  наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала, исходя из его природных способностей;

-  развитие уверенности в собственных силах;

-  улучшению внимательности и концентрации.

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и  индивидуальных упражнений, направленных на полноценную  работу правого и левого полушарий мозга.

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития.

Цель программы

Гармоничное развитие мозга ребенка, концентрация внимания, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными особенностями.

Задачи программы:

умелое использование абакуса и ментальной картой;

умение делать доступные выводы и обобщения;

работа в уме с воображаемыми счетами;

развивать скорость мышления и скорость обработки информации;

расширять кругозор детей в различных областях элементарной математики;

повысить общий интеллектуальный уровень детей, в том числе интерес к точным наукам, например, арифметике и математике.

Возрастные особенности развития детей 5-7  лет (старший дошкольный возраст)

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка.  Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Программа распределяется по ступеням:

   1 ступень «Понятие числа. Значение числа и цифры». «Конструкция абакуса. Набор чисел». «Повторение набора чисел на абакусе». «Распознавать изображения числа на счетах. Показывать число на счетах. Правила работы на счетах».

   2 ступень. Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счете и на ментальной карте. Операция «простое сложение и простое вычитание» на счете и на ментальной карте. Операция «сложение и вычитание» двузначные числа на счетах без применения законов. Решение на ментальном уровне двузначные числа. Знакомство с многозначными числами. Складывать и вычитать без переходов многозначные числа на счетах.

   3 ступень. Состав числа 5. Операция «Сложение и вычитание 5»: «метод помощь брата». Правила работы на счетах. Ознакомление с составом чисел из двух меньших до 10. Операция «Сложение и вычитание 10»: «помощь друга». 9 законом на сложение и вычитание с переходом за «10». Правила работы на счетах. Натуральный ряд чисел, учимся выстраивать  числа по степени возрастания. Складывать и вычитать многозначные числа с применением законов. Углубление навыка ментального счета.

   Вся программа по освоению курса «Ментальная арифметика»  построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Второй этап предполагает переход воспитанников к счету в уме, т.е. ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к счету, тем самым стимулируя также и свое воображение.

Методы обучения:

- Словесный метод обучения (объяснение, беседа,  устное изложение, диалог, рассказ);

- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);

- Практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);

- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).

Работа проводится 1 раз в неделю 25-30 минут.

Продолжительность реализации программы – 2 год.

Преемственность.

Программа дополнительного образования предполагает:

- формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения;

- формирование личности ребенка;

- основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками;

- интерес к учебе, высокий темп;

- продолжение изучение ментальной арифметики в начальной школе.

   

Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы.

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Возраст______________  

Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного года

Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9)

Знание арифметический знаков  знак «+», «-»)

Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя руками, работа пальцами)  

Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):

цепочка однозначных чисел;  

цепочка двухзначных чисел;  

цепочка трёхзначных чисел;  

цепочка четырёхзначных чисел.

Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»  

при ментальном счете (скорость, кол- во чисел)  

- упражнения на развитие логического мышления  

-упражнения на глазодвигательную реакцию  

взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания

комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).  

     

     По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

 

      Уровни освоения программы:

1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.

2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.

 3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий. Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

Учебный план занятий

Программное содержание

Количество занятий

1

  Понятие значение числа и цифры

3

2

  Знакомство с понятием «ментальная арифметика»

4

3

  Набор двухзначных чисел на абакусе

4

4

  Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных    чисел на счете и на ментальной карте

5

5

Операция «сложение и вычитание» двузначных чисел на счетах без применения законов.

7

6

  Операция «Сложение и вычитание 5»: «метод помощь брата»

7

7

Операция «Сложение и вычитание 10»: «помощь друга»

6

Общее количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного

процесса

36

1

до 30 минут

групповая

     Наполняемость учебной группы не должна превышать 12 человек.

Планируемые результаты освоения программы

    К концу первого года обучения дети должны:

-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, о соробане и его конструкции (братья и друзья);

 -знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;

 -уметь правильно использовать обе руки при работе с соробаном;

 -уметь набирать числа   на соробане ;

 -освоить простое сложение и вычитание на соробане.

Планируемые результаты

    В итоге освоения программы дети должны:

-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на соробане;

 -освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на соробане;

 -освоить комбинированный метод сложения и вычитания.

- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;

- уметь оперировать многозначными числами на соробане.

    В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и  улучшится успеваемость в школе.

   У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе

    Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе.

 

Перспективный план работы с родителями

        Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при помощи методики «Ментальная арифметика».

Содержание работы с семьей

Месяц

Задачи

Мероприятие

Формы работы

Сентябрь

Познакомить родителей с объемом программного материала по курсу «Ментальная арифметика» в  группе и формами работы  в учебном году

Сообщение «Занимательные формы работы при изучении ментальной арифметики»

Родительское собрание

Октябрь

Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах от 1 до 10.

Постоянно тренируя в счете вслух, так как умение считать быстро и четко определяет в дальнейшем математические способности ребенка

Папка-передвижка

Ноябрь

Дать родителям рекомендации по использованию математических сказок в условиях семьи.

«Математика в гостях у семьи»

Обязательно обращаем внимание на проговаривание названия числа, так как для детей важно понять принцип образования  нового числа после 9, уделить этому внимание и тогда в дальнейшем ребенок легко и просто будет называть числа и записывать их.

Консультация для родителей, оформление папки «Познавательная библиотека» для родителей

Консультация для родителей

Декабрь

Показать родителям знания, умения детей по ментальной арифметике. Привлечь родителей к участию в жизни группы.

Открытое занятие по ментальной арифметике

«День открытых дверей»

Январь

Познакомить родителей с использованием наглядного материала по математике.

«1, 2, 3, 4, 5, Хочу узнать, утро, вечер, или ночь – игры смогут мне помочь»

Оформление выставки занимательного математического материала (дидактические и развивающие игры, методические пособия)

Февраль

Привлечь родителей к участию в жизни группы.

«Приключение в стране Ментальной арифметики»

Математическая игра для детей и взрослых

Март

Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы.

«Сверху – снизу, слева – справа, чтобы это мне узнать, с мамой надо поиграть» (игры и упражнения).

Папка - передвижка

Апрель

Показать родителям, чему дети научились за год.

Открытое занятие по ментальной арифметике

«День открытых дверей»

Май

Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний.

«Папа, мама посмотри, что уже умеем мы»

Групповое родительское собрание

Учебно-методическое сопровождение

1.       Дидактические игры.

2.       Дидактические и занимательные материалы.

3.       Счетные материалы.

4.       Рабочие тетради.

   .

Используемая литература:

1. Ментальная арифметика  сложение и вычитание для детей 4-6 лет, 2014, 70 с.

2. Ментальная арифметика сложение и вычитание для детей 7-16 лет , 2014, 66с.

3. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей  2014,

    53с.

Электронные ресурсы:

1. www.abakus-center.ru

2. www. advancecenter.kz

3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.

МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.    Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...