Исследование половой идентификации (Белопольская)
методическая разработка по психологии

Идиятуллина Регина Райнисовна

Цель методики: изучение возможности половозрастной идентификации детей 5-7 лет с различными уровнями психического развития (с нормой и задержкой психического развития).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольская).

Цель методики: изучение возможности половозрастной идентификации детей 5-7 лет с различными уровнями психического развития (с нормой и задержкой психического развития).

Возраст применения: 5 – 7 лет

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

В качестве стимульного материала используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные возрастные периоды жизни от младенчества до старости. Каждый набор (мужской и женский вариант) состоит из 6-ти карточек - 6 возрастных периодов, в соответствии с которыми карточки называются: младенчество, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, зрелость, старость.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА

1 ЭТАП

Задачей 1 этапа является оценка возможностей ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале, то есть проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)".

Однако, в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования. Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. Отмечаем это в протоколе.

Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование. В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.

После того, как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?" Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так чтобы получилось начало возрастной последовательности.

Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.

2 ЭТАП

На 2 этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я - настоящем, Я - привлекательном и Я - непривлекательном.

На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору; то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

Данные, полученные в ходе исследования, фиксируются в протоколе.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТОДИКИ

На первом этапе оценивается правильность соотнесение ребенком своего половозрастного периода в настоящем, прошлом и будущем времени с соответствующими образцами карточек.

Практически все дети с нормальным психическим развитием правильно устанавливают последовательность идентификации от младенчества до старости, правильно идентифицируют себя с образом своего возрастного периода (“дошкольник (ца)”).

Идентификация детьми своих родителей с образами половозрастной последовательности, как правило, не вызывает затруднений. Дети с нормальным(благополучным) формированием половой идентификации легко могут объяснить мотивацию своего выбора.

О затруднениях в формировании половозрастной идентификации у детей могут говорить:

  • ошибки ребенка в установлении половозрастной последовательности от младенчества до старости;
  • опускание из последовательности карточек с какими - либо возрастными периодами, мотивированное нежеланием идентифицировать себя с этими образами (например, мальчик выпустил карточку “дошкольник” из ряда не захотев идентифицировать себя с этим образом), что говорит о наличии каких - либо внутриличностных трудностей у ребенка в данный возрастной период;
  • затруднение у ребенка в объяснении мотивации своих выборов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

Консультация для родителей "Половая идентификация. Мужественность и женственность."

Консультация для родителей "Половая идентификация. Мужественность и женственность." содержит общие сведения о том, что такое половая идентификация, этапы половой социализации детей и важност...

Методика «Довольна ли мама?» (Н. Л. Белопольская)

Умение распознавать эмоциональные состояния и настроения человека; соотнесение поступков с возможной реакцией...

Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики "Исключение предметов" Белопольской Н.Л.

Вашему вниманию предлагается Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики "Исключение предметов" (Четвертый лишний) Белопольской Н.Л.Мет...

Презентация общего родительского собрания для родителей воспитанников ДОУ на тему "Половое воспитание и половая неприкосновенность"

Указаны полезные советы с какого возраста и на что необходимо обращать внимание по теме полового воспитания дошкольников. Перечислены симптомы психо -эмоционального напряжения. Как предотвратить прест...

«Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в дошкольное учреждение Н.Л.Белопольская

В комплект входит четыре методики: Разрезные картинки; Основные цвета; Один-Два-Много; Мое лицо. Входящих в экспресс-методику четырех заданий достаточно для ответа на главный вопрос, стоящий при прием...