Консультация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игр в шашки и шахматы»
консультация (подготовительная группа)

В данном материале говорится о том, что гры шашки и шахматы прививают у детей важные навыки мышления: умение думать и решать задачия; умение сосредоточиться и принять решение; тренируется память; повышается самооценка и увереннность в себе; формируется логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.shashki_i_shahmaty.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина

Ядринского муниципального округа Чувашской Республики

Консультация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игр в шашки и шахматы»

Подготовила и провела

Воспитатель первой категории

Гусарова Наталия Евгеньевна

сентябрь 2023 г.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Шашки и шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей.

Слайд 2 (Высказывания великих людей о шашках и шахматах).

И правоту этих слов можно подтвердить примерами.

Итак, две популярные игры, о которых слышал каждый, а некоторые даже играли. Шашки и шахматы, история происхождения которых весьма неоднозначна, появились достаточно давно. Давайте подробно их рассмотрим.

Слайд 3 

Начнем с шашек.

История происхождения этой игры берет свое начало в Древнем Египте. Именно он и считается истинной родиной этого развлечения. Считалось, что именно шашки были одной из самых любимых занятий фараонов, так как в пирамидах усопших были найдены изображения шашек.

Одна из историй их происхождения, наиболее популярная в XX веке, говорит, что сама игра зародилась на Руси. Считается, что история русских шашек берет свое начало именно в России. В нашей стране игру связывают с князем Мономахом. Однако нельзя не упомянуть, что и до правления князя встречались упоминания о шахматах.

Тем не менее, нельзя не сказать, что почти в каждом уголке земли всегда встречалась эта популярная игра, будь то Европа, Азия или даже Африка. Везде люди пытались развлекаться, изучая этот вид сосредоточения мыслей и серьезных раздумий.

Слайд 4 (Варианты шашек)

В каждой культуре в эту игру играют по-своему. Существует множество вариантов. Есть русские, разные европейские и азиатские виды. И все они отличаются схемой и вариациями ходов.

Слайд 5 (История развития шахмат)

Наиболее похожей на шашки игрой можно назвать шахматы.

Шахматы - тоже довольно древняя игра. Истории развития шашек и шахмат абсолютно противоположны. Родиной шахмат считается все же Индия. Древний вариант шахмат назывался «чатуранга», а главное отличие этой игры от современных, шахмат, состояло в том, что в ней участвовали не два игрока, а четыре. Фигуры были четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные.

Слайд 6

История шахмат в России насчитывает более 1000 лет. По словам русского историка Исаака Линдера шахматы пришли на Киевскую Русь не позднее 9-го – 10-го века. В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. Они фигурируют в былинах об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Умение играть в шахматы даже приравнивалось к богатырской доблести. Например, былина «Илья и Калин-царь»: «Сидят молодцы во белом шатре, В белом шатре бело-полотняном, Сидят молодцы забавляются, Играют во шашки-шахматы».

Слайд 7

Разница в играх состоит в том, что в шашках фигуры на доске должны двигаться исключительно по диагонали и никак больше. В шахматах же фигуры могут двигаться лишь вперед и только на одну клетку. Также сами правила «поедания» фигурок соперника немного отличаются.

Слайд 8

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам - 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе - 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес.

Игры шашки и шахматы:

-Совершенствуют логическое и абстрактное мышление.

-Развивают память и пространственное воображение.

-Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.

-Закаляют детский характер и психику.

-Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.

-Развивают фантазию и творческие способности дошкольников.

-Воспитывают самостоятельность в принятии решений.

-Способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.

Слайд 9 Методика обучения дошкольников шашечной игре

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса овладела игрой в шашки.

Слайд 10

Педагогические приёмы обучения дошкольников в шашки.

При усвоении игр в шашки можно использовать чтение стихотворений. Ребятам будет интересно послущать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

- «Королевство шашек»

- «Иванушка дурачок и Змей Горыныч»

- «Шашечное царство»

- «Весёлые шашки»

- «Сказка о том, как на Руси в шашки играли»

- «Шашечное сражение»

- «Беглянка»

Слайд 11 Методика обучения дошкольников шахматной игре

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

  1. Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
  2. Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
  3. Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
  4. Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
  5. Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.

Слайд 12

Педагогические приёмы обучения дошкольников в шахматы.

В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

  • «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
  • «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
  • «Правильно - неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
  • «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
  • «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
  • «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
  • «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.

Слайд 13

Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.

Играйте в шахматы и шашки с детьми! Это доставит им удовольствие! А главное являются залогом отличного школьного обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...

Презентация проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Идея проекта   Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего  дошкольного возраста посредством развивающих игр...

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

laquo;Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры ДИП СОНОР

Кычкин Роман ПетровичИнструктор по физическому воспитанию, руководитель кружка ДИП «СОНОР» МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»с. Сунтар РС (Я) «Это не только игра...