Проект " Мир микробов"
проект (старшая группа)

Надежда Грызлова

Проект "Мир микробов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mikrob.docx358.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Захаровская средняя общеобразовательная школа дошкольное отделение-                            

детский сад №22

                         

«Мир микробов!»

Выполнила: Воспитатель

Грызлова Н.А

Д. Шарапово 2022-г.

Актуальность проблемы

Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости» - так гласит народная мудрость. Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания. Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями.

Полное название проекта: «Мир микробов!».

Продолжительность проекта: среднесрочный, 1 мес.

Тип проекта по количеству: групповой.

Тип проекта по содержанию: интегративный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Возраст детей: 4-5 лет

Цель проекта: Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 

Методы исследования

-Познавательное развитие: выращивание плесени на хлебе.

-Опыты.

- Речевое развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование – раскраска изображений микробов.

Лепка – Лепим микробов.

Физическое развитие:

Физминутки:«Водичка – вода», «Чистая водица»

Работа с родителями: беседы, памятки.

-Просмотр мультфильмов:

«Скорая помощь и микробы

«Фиксики. Микробы »

Беседы: «Что микробу хорошо, что микробу плохо» «Чистота – залог здоровья».

Кто же такие микробы?

Это очень маленькие, мелкие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в специальный прибор, который называется «микроскоп».

Мы узнали, что у микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются.

У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Или еще один пример, были микробы в земле. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом он пошел домой и принимал пищу грязными руками. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.

Для того чтобы расти микробам нужно питание. Питаются микробы всем: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т.п.

Наглядно рост микроорганизмов можно увидеть, проведя небольшой эксперимент.

Опыт №1.

Цель: проследить динамику роста микроорганизма.

Метод: эксперимент.

Оборудование: пластмассовая тара с крышкой, кусочек черствого хлеба.

Ход эксперимента: кусочек хлеба необходимо поместить в стеклянную тару, на дне которой находится несколько капель жидкости (воды). Закрыть тару крышкой. Через несколько дней вы увидите, что на кусочке образовался небольшой налет зелено-голубого цвета. Это плесень (одна из разновидностей микроорганизмов).

Если кусочек оставить лежать в посудине еще на несколько дней, то увидим, что плесени станет в два раза больше. Вскоре весь кусочек покроется густой «меховой шапкой».

https://documents.infourok.ru/2d284c47-5cee-4875-a404-d1979e79abb8/0/image001.pnghttps://documents.infourok.ru/2d284c47-5cee-4875-a404-d1979e79abb8/0/image002.png

Вывод: проделанный эксперимент показывает быстрый рост микроорганизмов.

У микробов есть еще одно интересное свойство. Они не только быстро растут, но и размножаются. Динамику появления новых микроорганизмов можно увидеть в процессе следующего опыта.

Опыт №2

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Материалы: пульверизатор, вода.

Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрируем», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей.

Опыт №3

Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.

Материалы: зеркало, медицинская маска.

Ход эксперимента: нужно взять зеркало и подышать на него – оно «запотело». Затем нужно надеть медицинскую маску и еще раз подышать на зеркало, оно осталось чистым.

Вывод: когда человек заболевает, нужно носить маски они защищают от микробов.

Опыт №4.

Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.

Метод: моделирование.

Оборудование: пластилин, влажная салфетка, доска для лепки.

Ход эксперимента: отделите от общего куска кусочек пластилина. Скатайте из него шарик. Это будет один большой взрослый микроб. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две равные части. Получится два новых микроорганизма.

Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же как и первый микроб. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите его к нашим молодым микробам. Как будто они выросли. И эти два микроба в свою очередь делятся на две части (каждый). Теперь их четыре. И эти микробы, в свою очередь, тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.

IMG_0800IMG_0801IMG_0802IMG_0803

Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается.

В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – дупло в зубе (кариес) и его полное разрушение.

 Опыт №5.

Цель: очистить руки от микробов.

Оборудование: перец черный, жидкое мыло, 2 таза с водой.

Ход эксперимента: В блюдце наливаем воду, сверху сыпем молотый черный перец (микробы). Подносим палец к блюдцу, перец прилипает к пальцу. Затем наносим жидкое мыло на палец, подносим снова к блюдцу, все микробы расходятся от мыла.

Вывод: мыло не дает микробам находятся на руках. Надо мыть руки чаще с мылом.

Опыт №6.

Цель: показать, как передаются микробы от человека к человеку.

Оборудование: мука, тарелка

Ход эксперимента: в тарелку насыпаем муку, пачкаем свою руку в муке и здороваемся с детьми, у детей на руке остаются (следы от муки )микробы передались на руку человека.

Вывод: нужно мыть руки после каждого касания поверхности и тд.

Способами борьбы с вредными микробами являются:

- принятие душа и ванны;

- закаливающие процедуры (приучать себя к жаре и к холоду);

- соблюдение правил личной гигиены (чистить зубы, умываться, мыть руки, причесываться, подстригать ногти)

- мытьё посуды, фруктов и овощей;

- следить за чистотой одежды и обуви;

- уборка в квартире.

Но большинство микробов для нас не опасны. Даже, наоборот, бывают очень полезными. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, йогурт, простоквашу, творог, сыр и многие другие вещи.

Речевое развитие:

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Разучивание загадок о микробах, о гигиене.

Художественно-эстетическое развитие:

-Рисование – раскраска изображений микробов.

 -Лепка – Лепим микробов.

Цель: познакомить детей с понятием микробы; дать представление о том, что они собой представляют, об их пользе и вреде и о том, как защитить себя от болезнетворных микробов. Научить рисовать микробов.

Задачи:

- развитие познавательного интереса;

- формирование понимания важности заботы о собственном здоровье;

- развивать память, мышление, внимание;

- познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными микробами;

- вызвать у детей положительные эмоции.

Просмотр мультфильмов, беседа о микробах.

Заключение:

1.В процессе исследований выяснили, что человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. 2.Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

Для детей

1.Опыты, Выращивание плесени

Разговор после опытов:

Воспитатель: вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, оно называется «Микроб».
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом.
Как вы думаете, когда они находятся вне организма человека, они могут причинить вред человеку?
Дети: Нет!
Воспитатель: А когда могут вредить?
Дети: Стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас.
Воспитатель: А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война.
Воспитатель: Если побеждают полезные бактерии, то что с нами произойдёт?
Дети: Мы выздоравливаем быстро.
Воспитатель: А если побеждают вредные микробы?
Дети: То мы начинаем болеть.
Воспитатель: Как мы узнаём, что мы заболели?
Дети: У нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.
Воспитатель: И что нужно делать?
Дети: И тут уже мы далжны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.
Воспитатель: Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить?
(Ответы детей)
Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти картинки.
Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
(Рассуждения детей)
Картинки:
Ребенок - пальцы в рот;
Ребенок грызет ногти;
У ребенка грязные руки;
Ребенок и собака;
Берёт в рот игрушку;
Облизывает пальцы;
Грязные овощи.
Воспитатель: Давайте вспомним главные правила здоровья:
(Дети формулируют правила)
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы;
- мыть руки по мере загрязнения;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти;
- проветривать комнату;
- заниматься физкультурой;
- закаливаться;
- кушать витамины и т. д.
 

2.Речевое развитие:

 Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Разучивание загадок о микробах, о гигиене. Загадки о здоровом образе жизни

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

2.Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран с водой.)

3.До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят ... (душ).

4.Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Гребешок.)

5.Грязнулю всегда выручает ... (вода).

6.Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)

7.У нее с утра дела:

Чистит зубы добела. (Зубная щетка.)

8.Светленько, чистенько,

Посмотреть любенько. (Зеркало.)

9.Не стукнет, не брякнет,

А ко всякому подойдет. (Сон.)

10.Резинка Акулинка пошла гулять по спинке,

И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка.) 

3.Художественно-эстетическое развитие:

-Рисование – раскраска изображений микробов.

 -Лепка – Лепим микробов.

Цель: познакомить детей с понятием микробы; дать представление о том, что они собой представляют, об их пользе и вреде и о том, как защитить себя от болезнетворных микробов. Научить рисовать микробов.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, и тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

 3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся

4.Физ. минутка с элементами самомассажа «Неболейка»
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!

5. Просмотр мультфильмов. Заключительные беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осторожно микробы"

С целью обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни был ра...

Проект "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу"

Проект "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу"...

Проект "С микробами не дружу, я здоровьем дорожу!",2019г.

Самое ценное в нашей жизни- здоровье...

Эколого –исследовательский проект «Мир микробов»

Эколого –исследовательский проект    «Мир микробов»Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская средняя...

Исследовательский проект "Осторожно, микроб"

Краткосрочный проект с учебным материалом...

Проект «С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу»

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо. Им бывает...

Проект "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу!"

Самое ценное в нашей жизни- здоровье. В нашем ДОУ задача укрепления здоровья всегда была приоритетной. Дети дошкольного возраста имеют мало знаний о своем "здоровье", у них не сформировано п...