Консультация "Технологии взаимодействия с семьёй"
презентация

Морчукова Оксана Александровна

В презентации подобран материал  в виде консультации для педагогов по работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologii_vzaimodeystviya_s_semyoy.ppt621 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии взаимодействия с семьёй

Слайд 2

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т.Харрис

Слайд 3

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Слайд 4

Здоровая семья - залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом !!!

Слайд 5

Документы министерств и ведомств РФ отражающие обязанности родителей и педагогов в воспитании детей Семья Семейный кодекс РФ Закон РФ «Об образовании» (ст.64, 65, 104) Конвенция о правах ребёнка Права ребёнка: Сборник документов и статей - М., 1992 Дошкольное учреждение Закон РФ «Об образовании» ФГОС ДО от 17.10.2013 Указ Президента РФ от 1.06.2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы " Концепция государственной Семейной политики в РФ на период до 2025 года от 25.08.2014 г. №1618-р Комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области, на 2015-2019 годы

Слайд 6

Закон РФ ст.18 «Об образовании». «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» СК РФ ст.61. «Родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка» СК РФ ст. 65 «Родители обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию» СК РФ ст.65 «Родители обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жёсткое, уничтожающее человеческое достоинство общение, оскорбление или их эксплуатацию»

Слайд 7

Проведённый анализ показал: 88% родителей признают недостаток педагогических знаний, испытывают трудности в вопросах развития и обучения детей, нуждаются в специальной помощи по подготовке детей к школе. 27% родителей получают качественную информационно-методическую помощь в ДОУ. Нередко наблюдается неоправданная самодостаточность дошкольных учреждений в решении воспитательно-образовательных задач, нежелание, а чаще всего неумение устанавливать контакты и взаимодействие с родителями.

Слайд 8

Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей Представляет единство трёх компонентов : Отношение к ребёнку Представления о ребёнке и способы воздействия (контроль, наказание, предъявление требований и т.д.) Характер обращения с ребёнком

Слайд 9

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной А. С. Макаренко

Слайд 10

Цель воспитания родителей - формирование «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребёнка, правильно организовывать общение с ним и совместную деятельность

Слайд 12

Педагогическая компетентность – это способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребёнка Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации

Слайд 13

Стратегии взаимодействия ДОУ и родителей Привлечение родителей к жизни ОУ Согласованность в подходе к ребёнку Квалифицированная помощь Информированность о жизни ОУ, образовательном процессе Умение разрешать конфликтные ситуации Внешний вид помещений

Слайд 14

Проблемы Педагогическая пассивность родителей Отсутствие у родителей «педагогической рефлексии» Педагог выступает в роли информатора

Слайд 15

Причины (Е.А.Арнаутова, В.П.Дуброва) Низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей, неумение общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства, его значения для формирования личности в целом Несформированность у родителей «педагогической рефлексии»

Слайд 16

Непонимание педагогами того, что в определении содержания, форм и методов с семьёй родители выступают социальными заказчиками Консервативность родительской позиции опеки ребёнка дошкольника Недостаточная информированность Отношение педагогов к родителям как к объектам, находящимся под наблюдением специалистов Стереотип педагогов – передавать научные знания о воспитании

Слайд 17

Ошибки Раздробленный, эпизодический и случайный характер Нет опоры на теоретически обоснованную систему, это приводит к стихийности, недостаточной эффективности работы по психолого-педагогической помощи семье

Слайд 18

Функции взаимодействия образовательного учреждения с семьёй Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса, организуемого ДОУ Психолого-педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность Помощь в воспитании в отдельных семьях Взаимодействие с общественными организациями родителей

Слайд 19

Этапы Информационный Аналитический Содержательный определяет направленность, тематику и формы работы с семьями

Слайд 20

Организация взаимодействия начинается с изучения Состава семьи Особенностей детей и родителей Возрастные особенности Образованности и профессии Жилищно-бытовых условий Материального обеспечения Микроклимата семьи

Слайд 21

Алгоритм изучения семьи 1. Состав семьи, структура (полная, неполная, многодетная, разведены ). 2. Жилищно-бытовые условия. 3. Материальная обеспеченность. 4. Воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный). 5. Характер взаимоотношений в семье: между взрослыми членами (гармоничные, неустойчивые, конфликтные, аморальные). между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, доверчивость, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, бесконтрольность, независимость). позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная, «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, предоставлен самому себе, запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями).

Слайд 22

Типология семьи Благополучная Неблагополучная или асоциальная Семьи группы риска

Слайд 23

Благополучная семья. Материальная обеспеченность. Полносоставность (отец и мать). Благоприятный нравственный и эмоциональный климат. Высокая педагогическая культура родителей.

Слайд 24

Благополучная семья. Материальная обеспеченность. Полносоставность (отец и мать). Благоприятный нравственный и эмоциональный климат. Высокая педагогическая культура родителей.

Слайд 25

Понимающие Родители хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его самого и поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка таким, каков он есть. Чувствительны к потребностям ребёнка, часто говорят о нём, переживают вместе с ним, способны защищать его Покровительствующие Родители хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. Безразличные Мало знают своего ребёнка, не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Их дети хорошо одеты, ухожены, воспитаны

Слайд 26

Неблагополучные семьи. Конфликтная семья. В семье отсутствует один из родителей. В семье живет отчим (мачеха). Ребёнка воспитывают родственники. Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, ссор и драк. Источниками конфликтной ситуации могут быть: невроз одного из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, жестокость), плохие взаимоотношения между родителями, ситуация перед разводом.

Слайд 27

Асоциальная семья. Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни. Пьянство, тунеядство, распущенная половая жизнь. Член семьи имел судимость (сидит в тюрьме).

Слайд 28

Нравственно-неблагополучная семья. Семья внешне благополучная: материально обеспечена, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребёнка. Суть во внутреннем неблагополучии: это семья с неверной нравственной ориентацией: 1. Потребительская ориентация: культ вещей, очень узкий круг духовных, культурных интересов. 2. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективу. 3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность.

Слайд 29

Педагогически-некомпетентная семья. Наиболее типичные ошибки: 1. Авторитарность : стремление подчинить себе ребёнка, неприятие в нём личности, навязывание готовых мнений и решений, непререкаемость родительской позиции, основная мера воспитания – физическое наказание. 2. Попустительство , безнадзорность, бесконтрольность. 3. Гиперопека : защита ребёнка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. 4. Непоследовательность и противоречивость : повышенная требовательность и бесконтрольность, родительская беспомощность, несогласованность требований взрослых в семье, сочетание крайностей воспитания (наказания, избиения).

Слайд 30

5. Гиперсоциальность : повышенная принципиальность, правильность, излишние запреты, нетерпимость к слабостям и недостаткам. 6. Недостаточная отзывчивость : не учитываются возможности ребёнка и его потребности. Стремление навязать ребёнку непосильные цели, дела, режим, например, занятия музыкой, требование отличных оценок. Преобладание отрицательных реакций на поведение (замечания, ругань укоры и т.д.) Положительные реакции (похвала, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму. 7. Инверсия родительских ролей : одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания.

Слайд 31

Подавляющие Отличаются эмоциональным отвержением ребёнка, большим количеством запретов, приказов. Уверены, что хорошо знают ребёнка, но не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью, носят переменчивый, неустойчивый характер. Тревожные Родители отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности плохо знают своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения, поэтому порой жестоки к ребёнку. Отношения характеризуются противоречивостью. Отстранённые позиция негибкая, жестокая; полное отсутствие диалогичности, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большей привязанности к нему. Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладает элемент отвержения. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребёнке достаточно адекватны.

Слайд 32

Семья «группы риска» 1. Многодетная 2. Неполная 3. С приёмными опекаемыми детьми 4. С недееспособными родителями 5. Малообеспеченные (с низким социально-экономическим укладом жизни)

Слайд 33

1. Диагностика (изучение семьи и условий семейного воспитания). Цель: составление паспорта семьи. 2. Дифференциация семей на типы (благополучные, неблагополучные, семьи «Группы риска»). 3. План деятельности с семьями. 4. Пропаганда психолого-педагогических знаний. 5. Коррекция семейного воспитания через взаимодействие с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям. Профилактика девиантного поведения. Обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей.

Слайд 34

Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй

Слайд 35

Коллективные формы: 1. Родительские собрания; 2. Акции; 3. День открытых дверей 4. Педагогический лекторий; 5. Вечер вопросов и ответов; 6. Встреча за круглым столом; 7. Тематические родительские консилиумы; 9. Семейные праздники, вечера в ДОУ: дети и родители; 10.Интеллектуально-творческие игры; 11. Уроки путешествия в мир рукотворных предметов; 12. Клубы; 13. Выпуски газет; 14. Праздничные концерты.

Слайд 36

Индивидуальные формы: 1. Индивидуальные беседы; 2. Индивидуальные консилиумы; 3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Слайд 37

Общие направления работы с родителями Традиционное Просветительское Развивающее общественное управление Интерактивное

Слайд 38

Цель Задачи Содержание Виды совместной деятельности Соответствие педагогической задаче Проблемно-тематический план Создание благоприятных условий для образования и развития детей, где взаимодействие ДОУ и семьи выступает в качестве одного из важнейших условий

Слайд 39

Заполните технологическую карту взаимодействия с семьёй Форма и методы взаимодействия с родителями Деятельность педагога Деятельность родителей Предполагаемый результат

Слайд 40

Методы Активные Интерактивные Активность – способность действовать (словарь С,И,Ожегова) Интерактивность – способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или с кем либо (с человеком)

Слайд 41

Интерактивные методы Метод свободного выбора (беседа, выбор действия или способа общения, свобода творчества) Метод активной позиции (родители в роли знатоков, обсуждение в группах, участие в семинарах, дискуссиях) Методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

Слайд 42

Жадная мать Валентина Осеева Когда мальчик был маленький, люди говорили: - У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам. Когда мальчик вырос, люди говорили: - У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

Слайд 43

Взаимоотношения в семье

Слайд 44

Один раз в месяц Два-три раза в месяц Один раз в неделю Каждый день Пирамида семейного счастья

Слайд 45

Один раз в месяц: 1. Совершайте всей семьёй походы в лес, в театр, в музей, в цирк. 2. Поддерживайте семейные традиции: посещайте бабушек и дедушек, семьи родственников и друзей. 3. Фотографируйтесь всей семьёй, заполняйте альбом фотографиями.

Слайд 46

Два – три раза в месяц: 1. Учите детей домоводству, развивайте хозяйственные навыки. 2. Ведите задушевные беседы о добре, чести, правде, свободе, любви, красоте. 3. Искренне интересуйтесь жизнью своего ребёнка в детском саду, его интересами и увлечениями.

Слайд 47

Один раз в неделю. 1. Проверяйте выполнение ребёнком его обязанностей по дому. 2. Вместе читайте и обсуждайте книги. 3. Устраивайте вечера совместных игр и развлечений.

Слайд 48

Каждый день: 1. Говорите ребёнку: «Я тебя люблю». 2. Воспитывайте вежливость и ответственность. 3. Больше общайтесь с ребёнком в неформальном стиле.

Слайд 49

Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, - это указания и запреты Коммуникативная комфортность P.S. Дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными

Слайд 50

Коммуникативный компонент для этого ищите новые способы общения с ребёнком -на случай, если привычные себя не оправдывают СТРОЙТЕ философию воспитания на желании слышать личность ребёнка ПРИМЕНЯЙТЕ способ воспитания, благодаря которому ребёнок стал бы самостоятельной личностью, уверенной в себе и уважительной к другим задайте рамки, чтобы помочь ребёнку быть самим собой выявите свои стереотипы действуйте в зависимости от того, чего вы хотите от ребёнка, вместо спонтанной реакции на ситуацию

Слайд 51

Личностный компонент Ребёнок должен слышать снова и снова Преобладающее эмоциональное состояние Уровень тревожности Уровень самооценки отличаться от других – нормально совершать ошибки – нормально проявлять негативные эмоции – нормально хотеть большего – нормально выражать своё несогласие – нормально, но помни, что мама и папа – ГЛАВНЫЕ

Слайд 52

Этапы работы Моделирование взаимоотношений Установление доброжелательных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его воспитания посредством сообщения им знаний о ребёнке Ознакомление с проблемами семьи Совместное исследование в вопросах формирования и развития личности ребёнка

Слайд 53

Принципы результативности Доверительные отношения Личная заинтересованность Подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия Утверждение самоценности родителей Эмансипация родителей – освобождение от прежних взглядов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.

 В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания

Файл содержит в себе формы работы с родителями....

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй дошкольника

Данная презентация наглядно отражает мой опыт работы по нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников. Нетрадиционными формами стали проводимые мной групповые вечера-досугов с активным ...