Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ" (Разновозрастная группа)
проект

Марина Михайловна Третьякова

Проект" Опытно - эксперементальная  деятельностьв условиях ДОУ "

Цель проекта: Создание условий для формирования основного целосного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Степняковский детский сад»

«Обособленное подразделение  д. Тарай»

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ" (Разновозрастная группа)

                                                                    Выполнила: воспитатель

                                                                    Третьякова М.М.

2022г

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ" (Разновозрастная группа)

Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка  дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта: 

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, соль, воздух, вода, снег).

 - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 - Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 - Привлекать родителей к совместной деятельности.

 Актуальность 

   В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Общая характеристика проекта:

Тип проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – декабрь), информационно- практикоориентированный.

Вид проекта: Исследовательский

Участники проекта: воспитанники разновозрастной дошкольной группы, воспитатель.

Формы взаимодействия: 

С детьми:

- непосредственно образовательная деятельность;

-  продуктивная деятельность;

- игровая деятельность.

Срок реализации с сентября  по декабрь, занятия планируются по два в месяц.

 Цели проекта:

 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка  дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. Задачи проекта: 

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, снег, воздух, вода).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Методы проведения: 

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

 • Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Этапы проекта: 

Подготовительный этап: · создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы); · определение целей и задач проекта.

 Реализация проекта: 

1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.

2. практическая часть:

• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

 • связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, аппликация.

Ожидаемые результаты: · Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира; · Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

 Реализация проекта: 

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. 1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

 1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: · специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); · природный материал (камешки, песок, семена и т.п.); · утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); · прочие материалы - лупы, термометры. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7.Подборка практического материала, включающего: Работу с детьми: · конспекты НОД с элементами экспериментирования; · перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; · картотеку опытов и экспериментов. Работа с родителями: · консультации для родителей по данной теме; памятки.

 2 этап – основной: 

- непосредственно образовательная деятельность;

 - совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность. Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности. Работа с родителями. Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

3 этап – заключительный:

 В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению. Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в разновозрастной  группе:

Сентябрь: Сбор материалов.

Октябрь: Беседа «О свойствах бумаги и ее значении »

Ноябрь : Дидактическая игра «Свойства воздуха», Д/и « Кому нужен воздух?»

Декабрь: Прогулка «Следы на снегу», Чтение художественной литературы: Н. Виноградова «Книга зимы», Сладков «Зимовка».

Опыты и эксперименты: «Снег пушистый, лёгкий», «Снег тает от тепла».

Опыты и эксперименты: «Соломинка- пипетка» , « Где спрятался воздух».

Опыты и эксперименты: «Вода бывает разная», «Достань монетку, не намочив руки».

Опыты эксперименты: «Загадочная бумага»

« Крутиться , вертится»

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa392.35024\1696060718174.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7004.44415\1696060718186.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7004.417\1696060718196.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7004.6957\1696060718205.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7004.13820\1696060718231.jpg

Используемая литература: 

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебнометодическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

 4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: ЛинкаПресс, 1997 .

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной инклюзивной деятельности с детьми в разновозрастной группе ЗПР по теме: «Зимушка - зима» с использованием информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ

Задачи:¢ Стимулирование познавательной активности детей;¢ Расширение знаний детей об окружающем мире;¢ Уточнение и систематизация признаков и особенностей зимы, доступных пониманию детей, с помощью ка...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Сказкотепия как средство социально-коммуникативного развития в условиях старшей разновозрастной группы в системе ФГОС

В  рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старш...

Сказкотепия как средство социально-коммуникативного развития в условиях старшей разновозрастной группы в системе ФГОС

В  рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старш...