Главные вкладки

    Сказкотепия как средство социально-коммуникативного развития в условиях старшей разновозрастной группы в системе ФГОС
    материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    В  рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. Именно в это время наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребенка о личности и социальном поведении. Актуальность социализации обусловлена в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит общения, доброты, отзывчивости, доброжелательности в отношениях людей. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avg_skaz_tekst.docx34.41 КБ
    Файл tezisy_avg_skaz.docx18.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сказкотерапия как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях старшей разновозрастной группы в системе ФГОС

    Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

    В рамках реализации ФГОС более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

    Слайд 2

    Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

    - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

    - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

    - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

    - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

    - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

    - формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

    Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический,  предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

    Слайд 3

    Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС:

    Старший дошкольный возраст

    - Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

    - Использование метода проектов.

    - Использование метода коллекционирования.

    - Использование театрализованной деятельности.

    - Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры)

    - Самостоятельная деятельность детей.

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.) .

    Слайд 4

    Социально-коммуникативное развитие  направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

    Слайд 5

    В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

    1. Социальный - соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
    2. Коммуникативный - умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

    Слайд 6 

    В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

    Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития  параметров прописанных в  ФГОС.  При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника.

    Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых.

    В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и

    Слайд 7

    ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
    Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

    Слайд 8

    Сказ  В настоящее время я работаю с детьми старшей разновозрастной  группы. (4-7 лет). Для достижения высокого уровня   соцально-коммуникативного развития  детей я виспользую метод «Сказкотерапии». При планировании работы  я  подбирала материал для образовательной деятельности:  изучила материалы отечественных специалистов в этой области, подбирала доступные данному возрасту формы, виды и методы работы не только с детьми, но и с родителями. Учитывая тот фактор, что группа является разновозрастной. Работа ведется путем внедрения долгосрочного проекта «По дорогам сказок». Первый этап проекта проходит в летний период во время формирования новой разновозрастной группы, с целью более легкой адаптации детей в новых условиях Программа проекта реализуется посредствам проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата в группе. Срок реализации проекта 10 мес.

    Слайд 9

    Самобытность детской жизни, ее неповторимость, особый взгляд на окружающий мир  лежат в основе содержания проекта «По дорогам сказок» . В условиях введения ФГОС дошкольного образования сказкотерапия  рассматривается как одна из форм  поддержки образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. А метод проекта соответствует инновационным требованиям ФГОС.

    Слайд 10

     В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Я использую сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. По моему мнению, ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения

    Слайд 11

     Сказкотерапия –метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. 

    Дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных ведущих образований личности,  формирует базовые основы личности, достигает оптимального уровня их развития.

    В своей работе я использую методику сказкотерапии, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой.  Я  считаю, что Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения.  Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

    Взяв за основу виды  сказок предложенную Зинкевич-Евстигнеевой в процессе работы с ними,  я определила для себя  классификацию сказок в до:

    Слайд12

    1. Развивающие и обучающие сказки (дидактические),  позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения. Создаются для подачи учебного материала.
    2.  Художественные сказки(К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

    2.1 Авторские, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

    1. Народные сказки– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

    В них часто рассказывается о превратностях жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

    1. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение.
    2. Диагностические сказки, помогают определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
    3. Психологические сказки, способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе

    5.1    Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Такую сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

    5.2 Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

    Слайд 13

    Основные методы сказкотерапии, которые я использую в работе с детьми :

    – Рассказывание сказки.

    – Рисование сказки.

    – Сказкотерапевтическая диагностика.

    – Сочинение сказки.

    – Изготовление кукол.

    – Постановка сказки.

    Для детей 3-4 лет важно делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

    Слайд 14

    Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: 1-музыкальный образ сказки, 2-образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), 3-собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение

     Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов. Эту систему я внедряю в свою деятельность:

    Слайд 15

       Первый этап включает в себя следующие виды работы:

    1. Чтение сказки воспитателем;
    2. Беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное переживание.
    3. Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками).
    4. Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям).
    5. Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

    Слайд 16

    Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

    1. Беседа по содержанию сказки.
    2. Инсценирование эпизодов или всей сказки.
    3. Психогимнастика.
    4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.
    5. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

    Слайд 17

    Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному  социально-коммуникативному развитию.

    В век высоких технологий сказки сменили телефоны и компьютеры.  Родители не читают детям, не разговаривают с ними. Поэтому решила восполнить этот пробел и ввести в жизнь детей сказки, то есть проводить сказкотерапию. В течении года мы читали сказки, обыгрывали их. Я стараюсь, чтобы дети добровольно принимали участие в этой деятельности.

    В играх с детьми я поощряю самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании занятия обсуждения не завязываются сами собой, я расспрашиваю детей о том, какие игры и упражнения им понравились и запомнились, роли каких сказочных героев ребенку хотелось бы исполнить повторно. Во время занятия я обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Если у детей возникает утомление, то я прекращаю работу и плавно переключаю внимание на другой вид деятельности: можно вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки героев, поиграть в кляксы.

    Слайд 18

    Уже можно говорить о положительных результатах, не смотря на то что работа в этом направлении не закончена. Уже сейчас могу сказать, что дети стали более раскованы, они могут высказывать свои мысли, словарный запас у них пополнился, дети стали более адаптированы к социальному миру т к успешно усваивают нормы и ценности принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дети становятся более самостоятельными, их действия целенаправленны. Также могу отметить, что дети стали более эмоционально  отзывчивыми и всегда готовы к совместной деятельности со сверстниками. Сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества, уважительное отношение к семье и обществу. Детьми усвоены основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.  Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками

    Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я создаю необходимые условия для социально-коммуникативного развития и обогащения его воображения.

    Слайд 19

    Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказывать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.  Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки.

    Каждый раз дети ожидают встречи со сказочными героями и увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном.

    В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей ,зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    Слайд 20 Конец!



    Предварительный просмотр:

    Сказкотерапия как средство социально-коммуникативного развития в условиях старшей разновозрастной группы в системе ФГОС

    Пастухова О.В. воспитатель  МБОУ «Бурановская ООШ» п. Бурановка

    1. Сказкотерапия –метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.

    В  рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. Именно в это время наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребенка о личности и социальном поведении. Актуальность социализации обусловлена в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит общения, доброты, отзывчивости, доброжелательности в отношениях людей.

    Работа по формированию социально-коммуникативных навыков в старшей разновозрастной группе в летний период  проводится  мной путем внедрения проекта «По дорогам сказок». Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка.

    Программа проекта  реализуется посредством проигрывания сказок, создания  комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Этот вид оптимален для работы со старшими дошкольниками. Использование уже готовых сказок (народных, авторских) , после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию  связан с жизнью и трудностями ребенка. Работа над каждой сказкой завершается творческой работой, в некоторых случаях совместно с родителями.

    1. В результате внедрения проекта адаптация в старшей разновозрастной группе походит успешно. Происходит становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий ребенка,  развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,  формируется уважительное отношение к взрослым и детям, а также положительное отношение к  различным видам труда и творчества. В младшей разновозрастной группе при становлении социализации особое внимание уделялось сферам общения и деятельности, то в старшей разновозрастой группе больше внимания уделяю сфере самосознания  (Становления Я-образов) ребенка.  Что полностью соответствует требованиям ФГОС.

    1. Таким образом, сказкотерапия является , по моему мнению, наиболее благоприятным и удобным  методом реализации ФГОС в ДОУ. А также является наиболее доступным средством социально-коммуникативного развития, особенно в наших условиях - работа в разновозрастных группах.  Таким образом социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для включения его в социальные отношения. Это легко достигается путем работы в рамках проекта «По дорогам сказок»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья».

    Тематическое занятие по познавательному развитию  для детей старшей  разновозрастной группы на тему: «Моя семья» направленно на   обобщение и уточнение  знания детей о семье, ...

    "Оснащение предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей разновозрастной группе на основе национально-регионального компонента."

    В этой презентации показано, как дети могут развиваться по развитию речи в свободной деятельности в пространстве ближайшего окружения группы с учётом национально-регионального компонента.....

    Конспкт ООД Познавательное развитие ФЭМП в старшей разновозрастной группе. Тема «Знакомство с числом и цифрой 6»

    Конспект ООД Познавательное развитие ФЭМП в старшей разновозрастной группе "Тема "Знакомство с цифрой и числом 6"...

    Открытое занятие по развитию речи в старшей разновозрастной группе.

    Цель: формировать предпосылки учебной деятельности, используя разные виды словесных игр, речевых упражнений.Задачи:- совершенствовать связную, диалоговую речь, её выразительность; активизировать ...

    Сказкотепия как средство социально-коммуникативного развития в условиях старшей разновозрастной группы в системе ФГОС

    В  рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старш...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

    Доклад "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в старшей разновозрастной группе"

    значение развивающих игр для развития детей дошкольного возраста. значение развивающих игр в моей педагогической деятельности....