Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.
методическая разработка (старшая группа)

Антонова Наталья Александровна

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц: Сентябрь

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

«Наш любимый детский сад»

 Расширять и закреплять знания детей о своем детском саде, о его предназначении, людях, работающих в детском саду. Воспитывать любовь и уважение к сотрудникам дошкольного учреждения,  бережное отношение к детскому саду, чувство привязанности.

Составление детьми рассказов на тему: Беседа на тему: «Кто построил детский сад?»

Беседа: «Кто заботится о нас в детском саду;

Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад);

Рисование на тему: «Наша группа».

Сюжетно – ролевые, дидактические игры по теме.

Чтение произведений, слушание песен по теме.

2 неделя

Родная Страна

« Москва – столица России»

 Уточнить у детей знания о Москве. Дать знания о том, что такое столица, герб, флаг, гимн. Объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Беседа: Летний отдых»

Чтение: стихотворение  З.Александровой «Родина».

Рассматривание иллюстраций из книг о Мытищах.

Беседы: «Как называется наш город и почему?»;  «Почему Мытищи мы называем малой Родиной?»

Настольно – печатная игра: «Путешествие по реке времени. Прошлое земли Мытищинской» (авторская)

3 неделя

Родной город

НОД: «История возникновения города Мытищи»

Сформировать представления детей об исторических корнях города Мытищи(об истории возникновения города ).
воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и величием.
вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории.

Беседы: « Почему наш город называется Мытищи?»; «Что есть в нашем городе?»;

Д/ И: «Знаешь ли ты свой город?»

Привлечение детей и родителей к участию в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города.

Прогулка с родителями по городу. Памятник Ладье у ГДК «Яуза»

4 неделя

Родная Страна

«История возникновения столицы нашей Родины - города Москвы»

 Закрепить знания детей о Москве, полученные в средней группе. Познакомить с историей возникновения города Москва, его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории своей страны.

Чтение: А. Барто «Я живу в Москве»

Привлечение детей и родителей к участию в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города.

Месяц: Октябрь

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

 «Улицы нашего города»

Закреплять знания детей о городе, в котором мы живем. Познакомить с названиями улиц города Мытищи, находящимися рядом с детским садом, их расположением на карте города. Воспитывать интерес к родному городу, его истории, желание беречь и преумножать его красоту.

Прогулка с родителями по улицам города;

 Экскурсия в городской краеведческий музей.

Беседа «Это город мой родной»;

Работа с  картой города Мытищи.

Составление описательного рассказа «Город, в котором я живу»

2 неделя

Родная Страна

Богатство страны

НОД: «Как выращивают хлеб»

 Закрепить знания детей о том, что хлеб – одно из самых главных богатств России, его очень трудно вырастить. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу.

Чтение: М.Глинская «Хлеб»

Рисование Тема: «Хлебное поле».

Работа с пословицей: «Хлеб – всему голова».

Д/ И: «От зернышка до булочки»

Рассматривание репродукции картины И.Шишкина «Рожь».

Чтение: Я.Дяугите «Руки человек

Беседа: « Традиция Хлебосольство».

3 неделя

Родной город

 « Здания в нашем городе»

Познакомить детей с общественными и жилыми зданиями микрорайона, их назначением. Расширять знания детей о профессиях людей социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города.родном городе, учить рассказывать о его достопримечательностях. Вызвать у детей чувство восхищения красотой города, воспитывать гордость за него, желание сделать его еще красивее. 

Рассматривание фотоальбома: «Мытищи в прошлом и настоящем».

Рисование: «Дом, в котором я живу».

Беседа: «Что есть в нашем городе?»

Д/И: « Что за здание?»

4 неделя

Родная Страна

«Транспорт  столицы нашей Родины - города Москвы»

 Уточнить знания детей о транспорте и его назначении. Сравнить транспорт нашего города и столицы. Выяснить у детей, какого транспорта имеющегося в Москве нет в нашем городе.

Чтение: Н.Саконская «Песенка о метро».

Д/И: «Узнай вид транспорта»

Игры с разрезными картинками

Рассматривание иллюстраций по теме.

Сюжетно – ролевая игра: «Поездка на метро»

Месяц: Ноябрь

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

«Городской парк культуры и отдыха»

Уточнить и пополнить знания детей о центральном парке отдыха в городе Мытищи. Рассказать о истории его создания, предназначении. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Словесная игра: «Дополни предложение».

Беседа с воспитанниками на тему: «Что мы Родиной зовём?»

Настольно – печатная игра : “Путешествие по городу”.

Целевая прогулка с родителями. Фотовыставка: « Отдых с семьей в городском парке»

2 неделя

Родная Страна

«День народного единства».

Приобщение детей к истории России.

Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию, нравственно- патриотические чувства к Родине. Дать знания о событиях происхождение 400 лет назад (восстания против поляков).

Презентация на тему: « Россия – многонациональная страна!»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Народы России».

Беседа с родителями: «Что можно рассказать ребѐнку о Дне народного единства?» Папка – передвижка «Истоки праздника».

Чтение: Л.Кассиль «Чей флаг победил?»

3 неделя

Родной город

«Наш город на территории Московской области»

Дать детям знания о том, что такое область. Рассказать, почему область,  в которой находится наш город Мытищи,  считается Московской. Познакомить с картой Московской области. Учить находить свой город на карте.

Экскурсия в Краеведческий музей.

Беседа с детьми на тему: «Мой любимый город Мытищи».

Д/и: «Памятные места родного  города».

Чаепитие, посвящённое Дню матери.

Выставка фотографий «Мамины глаза».

4 неделя

Родная Страна

НОД: «Наш Кремль»

Закрепить знания детей о создании города Москвы. Рассказать детям о Московском Кремле, плане, названиях башен, их назначении. Воспитывать интерес к истории главного города страны.

Создание альбома: «Московский Кремль».

Рассматривание Плана-схемы Московского Кремля, иллюстраций с изображением Московского Кремля (внешний и внутренний виды).

Прослушивание записей песен о Родине, гимна России.

Месяц: Декабрь

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

«Мой родной двор».

Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Мытищи. Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях.

Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица. Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте.

«Путешествие по родному городу».

Дидактическая игра: «Узнай свой флаг» (Герб, Гимн).

Составление рассказа «Дом, в котором мы живём».

Просмотр слайдов «Уголки родного города».

Заучивание стихов о родном городе.

Д/И: « Опиши свою улицу».

2 неделя

Родная Страна

«Народы России»

Расширять знания о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, проживающими на территории Российской Федерации. Формировать чувство гордости за Родину. 

Знакомство с папкой-передвижкой «Народы России».

Подвижные игры народов России.

Аппликация: «Дружат дети всей Страны»

Беседа с родителями «Расскажите детям о их национальности».

Настольно – печатная игра: «Откуда гость?». (Закрепление знаний о народах, населяющих РФ).

3 неделя

Родной город

«Природа родного города»

Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

Дать представление о красоте просторов родного города. Расширить и уточнить представления детей о реках, протекающих в нашем городе, местах отдыха. Продолжать знакомство детей с местом отдыха – Центральным городским парком. Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

Экскурсия  (целевая прогулка с родителями) по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Выставка: «Наш город в картинах художников»

Рисование: «Наш город зимой»

Чтение стихотворений о родном городе, крае.

4 неделя

Родная Страна

«Памятники Кремля»

Познакомить детей с архитектурным памятником – Московским Кремлём.

 Расширять представления детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы – Кремлём; дать знания о плане Кремля, названии его башен; формировать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к истокам русской культуры.

Рассматривание иллюстраций: «Красивые здания городов России».

Беседа: «Царь – колокол». Царь – пушка»

Рассматривание Плана-схемы Московского Кремля, иллюстраций с изображением Московского Кремля (внешний и внутренний виды).

Месяц: Январь

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родная Страна

Народные традиции: Праздник «Рождество Христово»

Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества. Воспитывать интерес, уважение к традициям русской культуры.

Познавательный рассказ: «Традиции праздника: Новый год»

Создание выставки: «Рождественские кружева»

Беседа: «Традиции вашей семьи», «7 – Я»

Привлечение родителей к созданию герба семьи. Выставка работ.

Русские народные игры

2 неделя

Родной город

НОД: «Жостовский поднос»

Познакомить детей с историей создание Жостовской фабрики по изготовлению метеллоподносов. Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые их производят, чувство гордости за свой край, чей промысел известен всему миру. Развивать интерес к историческому прошлому своего города.

Создание выставки в группе на тему: «Художественные промыслы Подмосковья»

Д/И: «Узнай промысел»

Рассматривание иллюстраций из книги: «Мытищинские промыслы»

3 неделя

Родная Страна

 «Города старинные, мастерами славные»

Формировать у детей понятие «русская народная игрушка». Познакомить с разными материалами, из которых  изготавливались игрушки: глина, солома, ткань, дерево на примере Дымковской, Богородской, Филимоновской, Каргопольской игрушек и Матрешек.

Беседа о народных  промыслах;

И/И: «Узнай промысел»

Выставка изделий народных промыслов.

Лепка: «Дымковская лошадка»

Беседа: «Кукла – оберег».

Презентация: «Матрёшки»

4 неделя

Родной город

Экскурсия в библиотеку. Целевая прогулка по ближайшим улицам города.

Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона на примере библиотеки, её назначением. Расширять знания детей о профессиях людей социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города. Воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах. Стимулировать интерес и любовь к своему городу.

Беседа: «Что есть в нашем городе?»

Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека»

Привлечение родителей к созданию «книжек – малышек»

Ремонт книг в группе

Месяц: Февраль

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

«Памятники защитникам отечества в городе Мытищи»

Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

Познакомить с памятниками защитникам Отечества в городе Мытищи.

 Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.        

«Узнай, где я нахожусь?»

Целевые прогулки с родителями к памятникам и обелискам защитников Отечества, возложение цветов.

Беседа: «Что такое героизм?»

2 неделя

Родная Страна

 «Сильны  и могучи богатыри славной Руси»

Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Познакомить с названиями элементов костюма русского богатыря,  названиями  оружия русского воина. Дать знания о том, что прототипом Ильи Муромца на картине В.М.Васнецова был настоящий житель села Большие Мытищи. Воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за богатырскую силу, уважение к русским воинам, желание им подражать;

Русские народные игры

Д/И: «Собери богатыря в дорогу».

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»и др.;

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и  его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

3 неделя

Родной город

 «Защитники Отечества»

Расширять знания детей о государственном празднике – Дне защитника Отечества; Познакомить с понятием «защитник отечества», «армия». Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов,  положительное отношение к службе в армии.

Праздничный концерт для защитников Отечества.

Создание стенгазеты с  поздравлениями.

Спортивное мероприятие с папами воспитанников. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Изготовление подарков папам и дедушкам;

Заучивание стихотворений, песен по теме.

4 неделя

Родная Страна

Русский народный костюм
Задачи:  Познакомить детей с  дать знания о русском народном костюме, назначении отдельных его частей. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Рисование: «Наряды

красных девиц и добрых

 молодцев».

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России;

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей;

Месяц: Март

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Культурная жизнь города Мытищи.

НОД: «Театры нашего города»

Познакомить детей с культурной жизнью родного города Мытищи, с театрами «Огниво» и «ФЭСТ». Дать знания о театральном прошлом города. Развивать интерес к искусству, желание посещать театры.

Целевые прогулки с родителями к зданию театров города Мытищи; походы на спектакли;

 Беседы о театральной жизни города;

 Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением старых и новых театров города.

Игры – драматизации с кукольным театром, разыгрывание ролей из сказок.

Художественное творчество: «Петрушка – весёлая игрушка»

2 неделя

Родная Страна

Голубые реки России

 Расширять представления детей о природных богатствах России. Познакомить детей с названием крупных рек, которые протекают по территории нашей страны, с их особенностями и назначением. Помочь понять детям, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может и губить. Воспитывать чувство любви и ответственности за свою Родину.

Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.

Работа с картой, глобусом.

Беседа: «Волга – труженица». Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение художественных произведений по теме.

3 неделя

Родной город

«Славим тебя человек труда»

Закрепить знания детей о родном городе: его названии, символике, достопримечательностях,  учреждениях. Рассказать о разных учреждения города Мытищи, их предназначении, профессиях людей. Подвести к пониманию значимости труда, Воспитывать чувство уважения к людям, работ

Беседа о профессиях людей, работающих на Дальнем Востоке. (Рассматривание альбома с фотографиями). Фото-вернисаж « Славим тебя, человек труда»

Операция « Чистый участок» (уборка участков детского сада детьми).

4 неделя

Родная Страна

«Как жили люди на Руси»

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта: печь, запечье, рушник); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват и т.д.). Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Беседа: «Быт кретьян»

Лепка: «Чугунок и крынка – посуда по - старинке»

Чтение русских народных сказок.

Привлечение родителей к созданию книжек – малышек на тему: «Предметы быта древней Руси».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Отгадывание загадок

Месяц: Апрель

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Культурная жизнь города Мытищи»

НОД: «Картинная галерея»

Познакомить детей с культурным местом нашего города – Картинной галереей.

Продолжать знакомить детей с известными художниками, с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями их труда.

Формировать умение рассматривать картину. замечая важные детали.

Закреплять знания об особенностях жанров живописи (пейзаж. портрет, натюрморт). 

Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному городу, уважение к знаменитым людям города. 

Рисование: «Мой город Мытищи».

Рассматривание альбома: «Мытищи в  картинах художников».

Привлечение родителей к посещению Картинной галереи.

2 неделя

Родная Страна

Народные традиции

 «Масленица»

Продолжать знакомить детей с народными традициями, воспитать уважение к традициям народа через знакомство с обрядовым праздником «Масленица», к родной культуре. Дать понятие о значении дней Масленичной недели.

Развлечение «Ух ты, масленица!»

Просмотр мультфильма: «Ишь ты, Масленица»

Художественное творчество: «Масленица»

Развлечение на тему: «Масленица»

Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками, играми по данной теме.

3 неделя

Родной город

Предприятия по обслуживанию населения в нашем городе.

 Расширять знания детей о родном городе Мытищи. Дать представление детям о многообразии предприятий, созданных для помощи населению. Познакомить с особенностями их работы, профессиями людей.

Беседа «Районы нашего города».

Оформление альбома «Храмы родного города».

Д/И: «Чей логотип?»,

4 неделя

Родная Страна

 «Широка страна моя родная».

Расширять и закреплять знание детей о родной стране:  территории, богатствах, столице, символах, традициях, культуре, знаменитых людях.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Чтение: М.Исаковский

« Поезжай за моря – океаны»

Прослушивание государственного гимна.

Работа с картой: границы нашей Родины, климатические зоны, полезные ископаемые, природа.

Презентация: «Моя Россия».

Месяц: Май

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Боевая слава города Мытищи

Задачи: Закреплять и пополнять знания детей о Великой Отечественной войне. Рассказать о жизни нашего города  в годы войны. Познакомить с памятными местами города Мытищи; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу.

Конкурс чтецов (стихи о войне)

Чтение произведений о войне

Прослушивание и разучивание песен о войне

Познавательный рассказ: «Памятники и обелиски нашего города».

Компьютерная презентация «Солдаты Победы».

Беседа «День Победы»

Экскурсия к памятнику  Н.М.Распоповой на Бульваре ветеранов

Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны

2 неделя

Родная Страна

«Негосударственные символы России»

Познакомить детей с негосударственными символами России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

Чтение: «Мой брат уехал за границу» О.Высотская

Рисование: Символ России – белая берёза.

Рассматривание фотографий на тему: «Моя Россия»

Д /И, словесные , настольно – печатные игры по теме

3 неделя

Родной город

Викторина: «Знатоки родного города»

Закрепить знание детей об истории родного города и  края, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.

 

Беседа «Знаменитые земляки».

Изготовление альбома «Родной город».

Фотовыставка «Я и любимый город».

Настольно – печатные и дидактические игры по теме.

4 неделя

Родная Страна

 Золотое кольцо России

 Познакомить дошкольников с городами, входящих в состав  Золотого кольца России. Развивать познавательный интерес к культурно – историческому и духовному наследию. Воспитание любви к своей стране.

Рассматривание иллюстраций по теме: «Города, входящие в состав Золотого кольца России»

Создание выставки: «Города старинные – мастерами славные» (Промыслы)



Предварительный просмотр:

Месяц: Сентябрь

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Посещение школьной линейки

(СОШ №10 г.о. Мытищи)

Рассказ воспитателя о значимости обучения  в школе. 

 Создать радостное, праздничное настроение у детей, воспитывать доброжелательное отношение к школе.

Обобщить и дополнить знания у дошкольников о празднике 1 сентября.

Составление детьми рассказов на тему:

« Дети пошли в школу».

Беседы: « Зачем нужны школы?»,  

« Хочешь ли ты в школу, почему?»,

 « Кто учит детей?».

Сюжетно – ролевая игра «Школа».

2 неделя

Родная Страна

« Города России».

Расширять знания детей о стране, в которой мы живём. Познакомить с крупными городами России: Новгородом,  Волгоградом, Санкт – Петербургом и др.; побуждать восхищаться их красотой. Воспитывать патриотические чувства.

Подробно рассказать детям  о северной столице нашей страны – городе Санкт – Петербурге, о курортных городах нашей Страны.

Беседы: « В каких городах ты был?»,

 « Чем отличается город от деревни?

 ( села?)» ( на примере личного опыта и по иллюстрациям).

Чтение рассказов о городах России.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Словесная игра: « Кто в каком городе живёт?» (москвичи – в Москве)

Рассматривание иллюстраций и фотографий разных крупных городов России.

Беседы с детьми о летнем отдыхе.

3 неделя

Родной город

« Мой город – Мытищи».

 Расширять и конкретизировать знания детей о городе, в котором мы живём; его истории, достопримечательностях, традициях, символике. Воспитывать любовь к своей малой Родине – городу Мытищи, её жителям.

Беседы: « Почему наш город называется Мытищи?»;

«Что есть в нашем городе?»;

Д/И: «Знаешь ли ты свой город?»

Рассматривание книг и альбомов по теме «Мой город Мытищи».

Привлечение детей и родителей к участию в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города. Рассказ о фестивале: « Чаепитие в Мытищах».

Прогулка с родителями в городской парк. Сбор природного материала для поделок.

4 неделя

Родная Страна

«Москва – главный город страны»

Закрепить знания детей об истории возникновения города Москва, его основателе. Расширить знания об истории возникновения Кремля. Дать некоторые сведения об истории России.

Рассматривание иллюстраций с видами старой и новой Москвы.

Чтение: Н.Забила «Наша Родина»;Н.Кончаловская «Наша древняя столица»

Привлечение детей и родителей к участию в мероприятиях, посвященных празднованию Дня рождения города в Москве.

Работа с поговоркой «Москва – сердце России».

Месяц: Октябрь

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Мой детский сад.

Беседа: «Кто работает в детском саду?»

 Закреплять знания детей о детском саде. Расширить представления о профессиях людей, которые нужны в детском саду. Познакомить детей с действием машин и механизмов, которые облегчают труд поваров и кастелянши.

Рассматривание фотоальбома:

« Наша группа».

Составление рассказов по картинам из серии  «Мой детский сад».

Изготовление карт – схем: «Наша группа» и « Наш участок в детском саду».

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».

Чтение произведений, пение песен о детском саде.

Игра – беседа: «Детский сад – моя вторая семья».

2 неделя

Родная Страна

Русский костюм

НОД: « Мужская и женская одежда в древней Руси».

 Познакомить детей с разными видами одежды людей в древней Руси, согласно их статусу: крестьяне, дворяне, цари. Учить находить отличия русского костюма от костюмов других народов. Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных народов.

Беседы: « Где в наше время можно увидеть людей в национальных костюмах?»; «По Сеньке и шапка»

(о мужских головных уборах древней Руси).

Игры с переодеванием в русские – народные костюмы, с куклами в русских – народных костюмах.

Д/И: « Подбери головной убор к костюму»; « Что лишнее?»;

« Какого народа костюм?»

Создание выставки в группе: «Куклы в национальных костюмах»

3 неделя

Родной город

 «Район города , в котором находится наш детский сад».

 Дать детям знания о территориальном месторасположении нашего детского сада в городе Мытищи. Познакомить с названием и историей возникновения улицы Сукромка.

Беседы: «Как называется наш город?»; «Реки ,протекающие в нашем городе»; «По дороге в детский сад».

Д/И: «Памятные места родного города».

Настольно – печатная игра:

« Моя малая Родина» (авторская).

Рассматривание книг и альбомов по теме «Мой город Мытищи».

4 неделя

Родная Страна

НОД: «Хлеб – богатство России»

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Беседа: « Батоны и булки не растут на дереве»; «Как нужно обращаться с хлебом?».

Чтение: Ю. Крутогорова

« Дождь из семян», Я. Дяугите

« Руки человека».

Художественное творчество: Лепка «Хлебные колосья».

Составление рассказов по картинкам на тему: «Как хлеб на стол пришёл».

Месяц: Ноябрь

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Символика города Мытищи.

 « Что может герб нам рассказать?»

Познакомить детей с гербом и флагом родного города. Дать представление о том, что герб и флаг являются символами городской власти. Воспитывать бережное отношение к ним. Развивать творческие способности.

Беседы: « Символы государства».

Прослушивание гимна города Мытищи.

Художественное творчество: Аппликация «Герб города Мытищи»

Д/И: «Узнай наш герб» (Гимн, флаг); «Сложи герб их фрагментов»;

« Логическая цепочка» ( с гербами городов Подмосковья)

2 неделя

Родная Страна

«День народного единства»

Познакомить  детей с историческими событиями, связанными с праздником, с памятниками, посвященными им. Воспитывать интерес к своей истории, чувство гордости за свой народ, который не захотел покориться иноземным захватчикам.

Интегрированное занятие для родителей: «Мне довелось родиться на Руси».

Беседы: « Что ты знаешь о своей стране?», « Россияне – граждане России».

Привлечение детей и родителей к участию в мероприятиях, посвященных празднованию Дня народного единства.

Познавательный рассказ: «Юрий Долгорукий – основатель Москвы»

3 неделя

Родной город

«Улицы нашего города».

Познакомить детей с историей названия ближайших улиц родного города. Развивать познавательный интерес к его прошлому и настоящему. Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его красивее.

Д/ И: «Знаешь ли ты свой город?»;

« Прогулка по родному городу»; «Какие улицы есть в нашем городе?»

Художественное творчество: Рисование «Улица,  на которой я живу».

Д/И с использованием плана города: « Как пройти?»; «Найди самую короткую дорогу», « Что где находится?»

Рассматривание книг и альбомов по теме.

4 неделя

Родная Страна

НОД: « Наша Родина – Россия».

 Закреплять знания детей о Родине.  Познакомить с географической картой, учить « читать» её, находить и показывать границу РФ.  Расширять представление о городах,  природе России, познакомить с названиями рек и озёр. Закреплять знания о символах России ( Герб, гимн, флаг).

Чтение и разучивание пословиц и поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций с разными  климатическими зонами России.

Настольно – печатные и Д/И по теме.

Чтение стихотворений из цикла:

 « Моя Родина - Россия».

С. Баруздин « С чего начинается Родина.

Разучивание с детьми песни

Т. Богач « Что зовём мы Родиной?

Месяц: Декабрь

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

НОД: « Прошлое Мытищ в картинах художников».

 Расширить знания детей о прошлом родного города. Познакомить с поэтическим и художественным образом родного города, произведением художников, запечатлевших историю города Мытищи в своих картинах. Воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость, интерес к родному городу, краю.

Беседы: « Что ты знаешь о нашем городе?», « Реки нашего города»,

« Кто такие предки?»

Чтение стихотворений о Мытищах, отрывков из книги Ю. Князева

 « Прошлое земли Мытищинской».

Слушание песен о родном городе.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников о Мытищах, фотографий современных видов города.

2 неделя

Родная Страна

Культура и традиции русского народа. Национальная кухня.

 Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, некоторых исторических событиях, культуре. Уточнить знания о таком понятии как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, о которых им рассказывали. Познакомить с новыми традициями.

Разучивание русской народной игры «На блины».

Чтение русских народных сказок.

Разучивание пословиц и поговорок по теме. Работа с половицей:

 «Щи  да каша – пища наша».

Беседа: « Народы России»;

Привлечение родителей к созданию книжек – малышек по теме: «Национальная кухня».

3 неделя

Родной город

« Мой город – Мытищи».

 Расширять и конкретизировать знания детей об истории родного города и края, его достопримечательностях, традициях, символике. Воспитывать любовь к своей малой Родине – к Мытищам, её жителям.

Беседы: « Твоё любимое место в нашем городе»; « Мой двор».

Рассматривание  иллюстраций  на тему « Мой город в прошлом и настоящем».

Разучивание с детьми песни

 С. Орловой « Город мой любимый».

Настольно – печатная игра: «По реке времени. Прошлое земли Мытищинской» (авторская)

Посещение с родителями памятных мест города.

4 неделя

Родная Страна

Художественные музеи Москвы.

 Закрепить знания детей о том, что такое музей, какие они бывают. Выяснить, в каких музеях Москвы дети  побывали с родителями. Познакомить с музеями изобразительных искусств Москвы: Третьяковской галереей и  музеем изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Закрепить знания о произведениях исскуства , с которыми они знакомились на занятиях по изобразительной деятельности.

Рассматривание репродукций картин известных художников: М.Шишкина, И.Левитана, В.Васнецова и др.

Художественное творчество: Рисование  картин по замыслу. (пейзаж, натюрморт, портрет)

Создание выставки в группе:

 « Картинная галерея нашей группы».

Месяц: Январь

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

« Вода из вековых ключей».

« История создания Мытищинского водопровода».

 Продолжать расширять знания детей за счёт сведений об исторических событиях и явлениях. Закреплять знания детей о том, откуда брали воду наши предки, рассказать, как строились колодцы на Руси. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к истории своего края. Формировать основы экологического сознания и целесообразного взаимодействия с природой.

Рассматривание картины В. Перова

« Чаепитие в Мытищах».

Беседы: « Для чего нужна вода?»,

« Какие реки протекают в нашем городе?», «Почему люди раньше селились вдоль рек?»

Разгадывание с детьми кроссвордов по теме: « Мой город».

Прогулка с родителями к берегу реки Яуза.

Настольно – печатная игра: «По реке времени. Прошлое земли Мытищинской» (авторская)

2 неделя

Родная Страна

НОД: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн».

Задачи: Закрепить знания детей о стране, об истории её возникновения, символике. Воспитывать в детях интерес к историческому прошлому, чувство любви и гордости за свою страну.

Д/И: «Узнай наш флаг» (Герб, Гимн)

Беседы: «Герб Москвы»; «Кто такой Георгий Победоносец?»; «Наш Президент».

Настоль –печатные, словесные и дидактические по теме.

Художественное творчество: Раскрашивание изображений герба и флага России.

3 неделя

Родной город

НОД: « Федоскинская фабрика лаковых миниатюр».

Задачи: Продолжать знакомить детей с народными промыслами нашего края. Познакомить с Федоскинской фабрикой лаковых миниатюр, историей её создания , продукцией. Воспитывать у детей любовь и интерес к родному краю, уважительное отношение к труду.

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства России и родного города Мытищи.

Беседы: « Творение рук человеческих», « Народные игрушки».

Д/И: «  Чудо узоры?», « Узнай промысел».

Отгадывание загадок о изделиях народного промысла.

Беседы: « Города старинные, мастерами славные» ( о народных промыслах).

4 неделя

Родная Страна

« Московский Кремль».

Задачи:  Познакомить с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Беседы: « Главный город страны»,

Рассказы детей о Москве из личного опыта.

Рассматривание иллюстраций с видами старой и новой Москвы, с изображением Кремлей в древних русских городах.

Слушание и пение песен о Москве.

Чтение: Б. Житков « Красная площадь»,

Ф. Глинка « Город чудный, город древний…», И. Векшегонова

« Столица Родины»,

Работа с поговоркой  « Москва – сердце России».

Д/И: « Гость Москвы».

Месяц: Февраль

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

« Жизнь и подвиги

А.В. Суворова».

  Познакомить детей с жизнью и подвигами великого русского полководца А. В. Суворова -  нашего земляка. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти выдающихся людей, прославивших её. Рассказать о памятнике А. В. Суворову, установленном  в нашем городе.

Чтение художественной литературы о жизни и подвигах А. В. Суворова.

Рассматривание репродукции картин В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и худ. М. Иванова «Взятие крепости Измаил».

Выставка в группе на тему: «Знаменитые Россияне»

Целевая прогулка с родителями к памятнику А.В. Суворову в городе Мытищи.

2 неделя

Родная Страна

«День защитника Отечества»

  Закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Познакомить с трудом пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам, чувство гордости за них.

Работа с  картой РФ: границ нашей Родины.

Рассказ приглашенного воина

( папы) о службе в армии.

Беседы: « Наша родная армия»,

 « Что мы называем Отечеством?»

Рассматривание иллюстраций и фотографий с разными видами войск российской армии.

Чтение произведений заучивание  стихотворений, пение песен об армии.

3 неделя

Родной город

«Мытищинский машиностроительный завод».

Познакомить с одним из крупных предприятий города Мытищи.; дать знания о продукции завода, рабочих профессиях. Воспитывать уважение к людям труда, гордость за наш машиностроительный завод как частицу родного города Мытищи

Беседы: «Транспотрт в нашем городе», «Московское метро».

Рассказы детей о из личного опыта на тему: «Поездка в метро».

Д/И: «Знаешь ли ты свой город?»; «Памятные места родного города»

Настольно – печатная игра: «Моя малая Родина» (авторская).

Чтение: Н.Носов «Метро».

4 неделя

Родная Страна

«Богатыри земли русской».

 Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с одним из жанров русского народного творчества – былинами, русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Подчеркнуть, что благодаря былинам  люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу, чувство гордости

Беседы: « Русские богатыри», « Откуда пошло название Русь?»,

« О чём рассказывали былины?»

Чтение былин « Илья Муромец и Соловей – разбойник», « Добрыня и змей», « Святогор – богатырь».

Рассматривание репродукции  картины В. М. Васнецова:

 « Богатыри». (в образе Ильи Муромца изображён наш земляк, живший  давно в селе Большие Мытищи).

Русские – народные подвижные игры, игры с перетягиванием каната.

Д/И: «Собери богатыря в дорогу».

Месяц: Март

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

Культурная жизнь родного города.

Экскурсия в библиотеку №1 на улице А.Матросова.

 Задачи: Дать  детям знания о том, что в нашем городе есть библиотеки, рассказать о их предназначении и людях которые там работают.

Воспитывать уважение к труду библиотекаря, бережное отношение к книгам, желание её посещать.

Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека».

Беседы: « Зачем нужны книги?»; « Кто создает книги».

Работа с пословицей: «Книга – источник знаний».

Работа с планом города: «Как пройти в библиотеку?»

2 неделя

Родная Страна

« Дети разных стран»

Задачи:  Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

Беседы: « Дети разных национальностей», « В каких странах вы побывали с родителями».

Рассматривание географической карты, глобуса, иллюстраций разных климатических зон, народов разных рас.

 Д/И: « Иностранец», « Кто в какой стране живёт?».

Подвижные игры разных стран.

Чтение: Ц. Агелов « Доброе утро, дети Земли!», С. Васильев « Россия»,

Н. Забила « Наша Родина».

3 неделя

Родной город

НОД: « Театры нашего города».

Задачи:Закрепить знания детей о театрах родного города: кукольном театре « Огниво» и театр драмы и комедии« ФЭСТ». Дать знания о театральном прошлом города Мытищи. Познакомить с профессиями людей, работающих в театре, внутренним оформлением и назначением помещений.  Развивать интерес к искусству, желание посещать театр.

Беседы: « Наш город Мытищи», « В каких театрах вы побывали?».

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением старых и новых театров города.

Игра – драматизация с кукольным театром.

Чтение: Н. Евреинов « Что такое театр».

Художественное творчество: Рисование «Театральная афиша».

4 неделя

Родная Страна

« Дальний север. Жизнь народов севера».

 Задачи: Закрепить знания детей о своей стране – России. Познакомить с народами Севера: Якуты, Эвенки, Нанайцы, их образом жизни и видами занятий. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Беседы: « Народы России»,

« Широка страна моя родная».

Рассматривание физической карты России.

 ( Закреплять знания о границе РФ, умение показывать её на карте).

Рассматривание иллюстраций с изображением народов севера в национальных костюмах, природы Севера, северного сияния, животного мира, растительности, полярной ночи.

Чтение сказок народов Севера.

Месяц: Апрель

дата

раздел

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

НОД: «Наши земляки – космонавты».

Задачи:Закрепить знания детей о празднике День Космонавтики. Познакомить с космонавтами – нашими земляками Г.М. Стрекаловым, Е. В. Кондаковой. Воспитывать в детях гордость за своиз земляков, страну.

Организация выставки, посвященной космосу.

Беседа: « Музей космонавтики в Москве», «Памятники и монументы в нашем городе».

Целевая прогулка к памятнику

Г. М. Стрекалову возложение цветов.

2 неделя

Родная Страна

НОД: «День космонавтики».

Задачи:Расширить представления детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К.Э.Циалковским, С.П.Королёвым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Ю.А.Гагарин. Дать знания о том, что первая женщина - космонавт В.Терешкова тоже из России.

 

Беседы: « Кто такие космонавты?», «Планеты солнечной системы»,

« Голубая планета – Земля».

Чтение произведений  о космосе и космонавтах.

Рассматривание фотографий, слайдов, иллюстраций с изображением климатических зон планеты, первого спутника Земли, Белки и Стрелки, видов Земли из космоса.

Создание выставки в группе

3 неделя

Родной город

НОД: «Пансионат Клязьминское водохранилище»

Задачи: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края. Уточнить представления детей о обитателей лесов и водоёмов Средней полосы России. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, чувство гордости и сопричастности к природным богатствам родного края. Побуждать желание побывать в этих местах.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы Подмосковья.  

Чтение стихотворений русских поэтов о природе.

Чтение книг о родном городе.

Беседы: « Твоё любимое место отдыха в нашем городе»; « Мой двор».

4 неделя

Родная Страна

НОД: «История России - царь Петр I».

Задачи:Закрепить знания детей о некоторых моментах истории своей страны. Познакомить с отдельными событиями в истории России времён Петра I – создание русского флота, основание города Санкт  – Петербурга. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, гордость за неё.

Чтение стихотворения В.Брюсова «Москва»

Русские народные подвижные игры.

Беседы: « Россия - многонациональная страна»;

«Как жили люди на Руси».

Пазлы: « Карта России».

Чтение произведений (сказок), в которых упоминается  царь. («Сказка о Царе Салтане» А.С.Пушкина)

Ручной труд:  «Русский флот» (Изготовление корабликов из бросового материала).

Месяц: Май

дата

Тема/ Задачи

Методы и приёмы

1 неделя

Родной город

«Их помнит Россия, их помнит народ».

НОД: « Подвиг Александра Матросова».

Задачи: Расширять представления детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны. Познакомить детей с героическим подвигом А. Матросова. Объяснить на фактах из жизни героев Великой Отечественной войны такие понятия, как «долг перед Родиной», « любовь к Отечеству».Воспитывать уважение и чувство гордости за своих земляков – мытищинцев.

Рассматривание иллюстраций с изображением памятников героям Великой Отечественной войны.

        

Разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Создание выставки: «Боевая слава мытищинцев».

 

Целевая прогулка с родителями к дому по улице А. Матросова. Возложение цветов к мемориальной доске; На Бульвар Ветеранов к памятнику  Н.М. Распоповой. Возложение цветов .

2 неделя

Родная Страна

НОД: « 9 мая – День Победы».

Задачи: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны; как живущие помнят о них.

Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны, ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.

Рассказ о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ – беседа об орденах и медалях.

Чтение произведений, заучивание  стихотворений, пение песен о Великой Отечественной войне.

Приглашение ветеранов и «детей войны»  на праздник, посвященный Дню Победы.

Просмотр с детьми «Сказки о войне». (Автор сказки Любовь Адерихина).

3 неделя

Родной город

КВН «Знатоки родного города».

Задачи: Закрепить представления детей о городском округе Мытищи.: истории его создания, достопримечательностях, культурной и общественной жизни. Продолжать развивать интерес детей к истории города, воспитывать любовь к своей малой Родине – к Мытищам, её жителям.

Целевая прогулка по ближайшим улицам. (Благоустройство города).

Д/ И: «Знаешь ли ты свой город?»;

« Прогулка по родному городу»;

Разгадывание кроссвордов на тему: «Мой город Мытищи».

4 неделя

Родная Страна

НОД: «Мы все – жители планеты Земля».

Задачи: Формировать у детей представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.

Беседа: «Кто такие иностранцы?»; «Глобус – макет Земли».

Упражнение: «Покажи материк».

Д/И : «Страны и континенты»

Словесные игры: «Кто в какой стране живёт?»

Художественное творчество: Коллективное панно «Дружат дети всей Земли».

Чтение произведений по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Ознакомление старших дошкольников с родным городом

Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению  детей с  Москвой....

Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)

Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...

Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем.

Тематическое планирование  по ознакомлению старших дошкольников с  городом Дзержинск и родным краем....

Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»

Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом....

Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом

Данный тематический план поможет в работе педагогом в ознакомлении дошкольников с городом Павлово...