Дополнительная общеобразовательная программа "Россия - Родина моя"
рабочая программа

Козлова Оксана Геннадьевна

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rossiya_rodina_moya_s_3_do_7_let.docx149.3 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Утверждаю:

Заведующий  МДОУ

«Детский сад №9 «Радуга»

               ___________ Т.С.Ивашкевич

                   __________________ 2023 г.

Дополнительная

общеобразовательная программа

"Россия – Родина моя"

https://cf.ppt-online.org/files/slide/a/A13eDwBGUzOmxSnv70QqJ26sPyZjNp5g4XfEri/slide-5.jpg

Воспитатель

высшей квалификационной

                                              категории Козлова О.Г.

                              Балабаново,2023

Проявлении патриотизма в разных возрастных группах.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

Формирование любви к Родине, по мнению Ю. Е. Антонова и Л. В. Левиной: – «в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира;

 – в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;

 – в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности»

«Позитивное отношение взрослых (педагогов и родителей) к родной стране, ее истории и культуре, их компетентность по проблеме развития начал гражданственности у дошкольников — знание традиций, истории, фольклора и умение заинтересовать этим детей.

  1. Пояснительная записка

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда, способствующая воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие «патриотизма» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Программа «Моя родина – Россия!»  направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития.

Отбор содержания циклов программы, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлёнв соответствии со следующими принципами:

- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию материала в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции в соответствии возрастными возможностями и особенностями образовательных областей и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип культуросообразности, обеспечивающим становление личности ребенка на основе ознакомления с культурой своего народа, этнических особенностях своего региона;

-принцип преемственности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка;

- принцип минимакса – создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

- принцип творчества – образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом и краем.
  • Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  • Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

II. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».

 4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
  • Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей,  их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

III. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, области.
  • Иметь представление о символике города, области.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, округа.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусстварусских поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Направления работы по реализации Программы

  • Работа с детьми
  • Создание РППС.
  • Совместная работа воспитателей и родителей.
  • Самообразование воспитателей.
  • Привлечение социальных партнеров.

Формы работы с детьми. 

  • беседы;
  •  игры; 
  • проведение совместных праздников;
  • просмотр фильмов;
  • презентации;
  • организация выставок
  • творческие вечера

Планирование воспитательно-образовательного процесса по  нравственно-патриотическому воспитанию проводятся  в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.

Младшая группа: вторник                                                             15.30 – 15.45

Средняя группа: вторник                                                               15.30 – 15.50

Старшая группа: вторник, четверг                                                15.30 – 15.55

Подготовительная группа: вторник,      четверг                          15.30 – 16.00

Календарно – тематический план

Младшая группа (3-4 года)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Октябрь

Беседа «Моя семья»

 «Мама, папа, я моя счастливая семья»

Беседа на тему: «Для чего человеку имя?»

 Игра "Полное" и "неполное" имя

Словесная игра «Назови ласково»,

«Позови меня.»

Но

ябрь

Знакомство с трудом мамы

Беседа с детьми о своих мамах «Мамы есть у всех»,

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рисование «Цветочки для любимой мамочки». 

«Разноцветные шары для мамы»

Декабрь

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

«Мои бабушка и дедушка»

Сюжетно – ролевая игра: «К нам бабушка приехала».

На пороге Новый год

Январь

Рисование

«Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Беседа на тему «Мои друзья»

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Просмотр мультфильмов о дружбе.

Февраль

«Мои папа и дедушка»

Беседа «Знакомство с праздником День защитника Отечества»

Изготовление подарков к празднику.

Беседа «Как стать сильным?»

Март

«Мои мама и бабушка».

Рисование «Для мамыбукетик  я нарисую. Порадую милую, дорогую».

С/р игра «Дочки – матери». 

Акция «Помоги растению».

Апрель

«Мой любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников

Беседа «Моя группа и мои друзья по детскому саду».

Заучивание потешек

Аппликация Детский сад»

Май

Город, в котором я живу

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Моя улица

Рисование на тему «Моя улица»

 и «Дом, в котором я живу»

Работа с родителями.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Консультация: "Предметно - развивающая среда в ДОУ как средство нравственно-патриотического развития ребенка"

Ширма: " Как преодолеть трудности в общении у детей "

Октябрь

Беседа: «Растим детей добрыми и отзывчивыми»

Беседа: «Как быть добрым в окружающем его мире»

Ноябрь

Беседа: «Культура поведения вашего ребенка в окружающем мире»

Рекомендации: "Устное народное творчество в нравственном воспитании ребенка»

Памятка: "С чего начинается Родина"

Декабрь

Семейная ассамблея: «Правила взаимоотношений детей со сверстниками

и взрослыми»

Рекомендации: "Зимние народные забавы детей"

Январь

Акция: "Поможем птицам зимой!"

Родительское собрание: " Культура поведения детей 3-4 лет."

Февраль

Консультация: «Растим будущих защитников родины»

Патриотическое воспитание детей 3-4 лет"

Рекомендации: "Воспитание у детей духовно- нравственных качеств"

Март

Консультация: «Воспитание у детей младшего возраста любви и уважения к взрослым и их труду"

Семейный календарь: "Игры - драматизации в развитии нравственных качеств у дошкольников"

Ширма: "Трудовые поручения младших дошкольников в ДОУ и дома"

Апрель

Семейная ассамблея: «Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников»

Ширма: "Художественно - эстетическая деятельность дошкольников"

Май

Консультация: «Воспитываем детей добрыми и отзывчивыми по отношению к окружающему миру"

Рекомендации:" Экологическое воспитание детей. Меры осторожности в природе"

Средняя группа (4–5 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Октябрь

Беседа « Осень на улицах города»

 Краткосрочный проект: «Растительный мир нашего края»

« Моя родная природа»

Рисование«Люблю березкурусскую».

Ноябрь

 «Счего начинается Родина?» (улицы города).

Целевая прогулка по улице Московской

Достопримеча

тельности родного города

Игра-путешествие

 «Мой город»

Декабрь

«Моя семья» – любимые

занятия родителей и других

членов семьи.

В гостях у бабушки в деревне»

«Чудо – чудное, диво – дивноезнакомство с разнообразием русских народных игрушек.

Традиции празднования

Нового года

Январь

Природо-охраняемая акция «Покорми птиц зимой».

Беседа«Дружат дети на планете».

«Эти мудрые сказки!»

«Золотые руки мастеров»

 Знакомство с

народным прикладным

 искусством.

Февраль

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки – солдаты»

 – о государственном

 празднике «Защитники Отечества».

Досуг «Рота, подъём!»

 «Традиции моей семьи»

Март

«Наша мама лучше всех».

«Традиции россиян»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками.

Русские народные промыслы.

Русская матрёшка

Слушание народных песен,

закличек

Апрель

«Мой город», рассматривание альбома о городе Балабаново.

«Моя Родина – Россия»

«Москва – столица нашей Родины»

Знакомство детей с флагом

 России.

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

«Правила, по которым мы живем»!»

«Здравствуй лето!»

Работа с родителями:

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Семейный календарь: "Ознакомление дошкольников с миром природы.

Экологическое воспитание "

Беседа: "Воспитание у детей доброжелательного отношения к сверстникам и окружающему миру".

Октябрь

Консультация: «Значение художественной литературы в развитии познавательных способностей детей»

Рекомендации: " Как знакомить детей с миром природы в семье"

Ноябрь

 Беседа: «Труд детей дома. Кормушки для птиц и как их сделать.»

 Рекомендации: «Дети - друзья природы» 

«Влияние домашних животных на развитие ребенка»

Декабрь

Консультация: «Наши привычки – привычки наших детей»

«Трудовое воспитание в семье и ДОУ и его влияние на воспитание детей»

Январь

Беседы: «Как отвечать на детские вопросы об окружающем мире»

Родительское собрание: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе»

Февраль

Консультация: «Социально - коммуникативное развитие детей 4-5 лет».

Рекомендации"Растим будущего мужчину"

Март

Консультация: «Роль дидактических игр на познавательное развитие»

Фото- конкурс: «Я и мой питомец»

                           Апрель

 Консультация: "Художественно - эстетическое развитие детей 4-5 лет

 Беседа: «Книги, которые вы читаете дома детям».

 Рекомендации: «Правила общения с птицами».

         Май

Консультация: «Нравственно -патриотическое воспитание подрастающего поколения» Это интересно знать:» Влияние природы на познавательное

развитие детей»

Конкурс чтецов: День Победы

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Октябрь

1.Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

2.Рисование. «Смешанный лес»

1. Знакомство с профессией спасателя.

2.Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

1. Рассказ воспитателя «О символике родного края».

2.Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе».

Рассматривание карты

 России,

 карты Калужского края

2. Знакомство с глобусом

Ноябрь

1.Беседа «Чем славится

Наш город» (на основе наглядного материала).

2.Достопримечательности улицы Московской

1.Экскурсия к памятнику на улице Московской.

2.  Составление коллективного рассказа «Моё родное Балабаново» по предложенному плану воспитателем

1Целевые прогулки по улице Московской.

2. «Поиграем в экономику» (деловая игра)

1.Викторина

 «Что ты знаешь о своей

 маме»

2.Выставка рисунков

 «Мама лучшая на свете»

 посвященная Дню матери.

Декабрь

1.Досуг «Чаепитие».

  2.Создание полочки красоты.

1.Знакомство с народной игрушкой.

 2. Чтение рассказа Ушинского «Как рубашка в поле     выросла».

1.Закрепление представлений у детей о жилище русских     людей об их одежде. Показ презентации по теме.

2.Знакомство с предметами  быта и утвари.

1.ОД «Новый год у ворот».

2. Беседа на тему

 «Традиции празднования

Нового года»

Январь

1.Беседа на тему  «Традиции русского народа».

2.Разучивание русских народных игр, хороводов.

1Беседа на тему «Народно-прикладное искусство».

2.Игровая ситуация «Встреча гостей».

1.Просмотр презентации «История русского костюма».

2.Музыкальный досуг.

1.Знакомство с народной

 игрушкой.

2.. Чтение рассказа

 Ушинского «Как рубашка

 в поле     выросла»

Февраль

1.Рассказать детям о русских богатырях. 

2.Чтение былин о русских богатырях.

1.Виртуальная  экскурсия «Путешествие по городам ДревнейРуси».

2.Творческое задание. Лепка из пластилина доспехов   богатырей.

1.Художественное творчество «Подарки для Защитников Отечества».

2.Рассказ  о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину.

1.Беседа на тему

 «ЗащитникиРодины»

2.Спортивные соревнования

с участием пап

 «Смелые и ловкие».

Март

1.Беседы: «Мамино сердце», «Нас не разольешь водой».

2.Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

1.Пальчиковая гимнастика: «Мамочка».

Разучивание стихотворения о маме

2.Описательный рассказ: «Как мы поздравляли мам».

1.Познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с русской матрёшкой.

2.Изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше»

1.Прослушивание русских народных песен. Заучиваниечастушек.

2.Русская народная игра «Золотые ворота».

Апрель

1. Беседа на тему «Наш многонациональный детский сад».

2.Беседа и рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России »

1.Беседа «Что такое космос» с показом мультфильма.

2.«Юрий Гагарин. Он покорил космос»

1.Беседа « Первая женщина космонавт».

2.Просмотр презентации «Солнечная система»

1.Народные промыслы Калужского края.

2.Художественное творчество по промыслу Калужского края

    Май

1.Познакомить детей  с  событиями  Великой  Отечественной войны.

2.Чтение художественной литературы о ВОВ.

1.Просмотр презентации «Дети войны»

2.Тематический праздник «День Победы».

1.Беседа «Сказки добрые друзья».

2Викторина по сказкам

Итоговая игра – викторина

 «Россия – Родина моя»


Работа с родителями

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому

 и гражданскому воспитанию »

Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со взрослыми»

Октябрь

Консультация: «Влияние родительских установок на нравственное

воспитание детей»

Беседа: " Права ребенка"

Ноябрь

Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России"

Рекомендации:«Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»

Декабрь

Консультация: «Нравственное воспитание детей. Правила общения в

окружающем мире»

Рекомендации: "Как организовать уголок книголюба дома. Книги, которые

воспитывают гражданина своей страны"

Январь

Стенд:«Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим

и социальным миром»

Февраль

Консультация:«Семья и семейные ценности. Традиции ».

Беседа: "Наши добрые дела , их значение для окружающего мира»

Март

Семейная ассамблея: " Мама моя и я"

Беседа: « Согласие между родителями- средство в развитие нравственности

 у детей»

Апрель

Консультация: «Памятные места героического прошлого нашего поселка"

Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего города»

Май

Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»

Семейная ассамблея: " С чего начинается Родина! "

Участие в шествии - Бессмертный полк.

Подготовительная группа (6–7 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Октябрь

1.Беседа с детьми о их семье.

2.Рассматривание семейных фото.

1.Рисование «Дом, в котором я живу».

2.Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»

1.Выставка  детских рисунков: «Моя семья»

2. Словесная игра «Кто кем кому приходится»

С  1.Сюжетно-ролевая игра «Семья».

11 2. Проблемная ситуация

« «Кто уберет игрушки?».

Ноябрь

1.Моя малая Родина

2.Знакомство детей с  г. Балабаново.

1.Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе».

2. Знакомство с символикой города

1.Составление коллективного рассказа «Моё родное Балабаново». Д.И. «Узнай герб города»

  1. Познакомить детей с

 природой родного края.

  1. Просмотр фильма о природе

Калужского края.

Декабрь

1.Беседа на тему  «Традиции русского народа»

2. Традиции русского чаепития

1.Игровая ситуация « Встреча гостей».

2.Просмотр презентации « История русского костюма».

1.Жилище русских людей; их одежда. Показ презентации по теме.

2.Предметы русского быта

  1. Дидактическая игра

 «Изба, терем и дворец».

  1. Создание мини-музея

 «Русская изба»

Январь

1.«Наше государство - Российская Федерация».

2.«Я гражданин Российской Федерации».

1.Рассказать детям о символах России. Познакомить с описанием и значением символов герба России.Прослушивание гимна Российской Федерации.

2.«Правительство РФ».

1.Беседа на тему «Президент страны».

2. «Москва – столица нашей Родины».

1.Просмотр презентации

 «Достопримечательности Москвы».

2.Беседы «Музеи Кремля»,

 «Чем запомнилась Москва?»

Выставка рисунков

 «Моя  Москва».

Февраль

1.Знакомство с Конституцией Российской Федерации

2.Обсуждение ситуации «Страна без законов»

1.Оформление альбома «Мои права».Игра «Трон»

2.Рисунки на тему «Ребенок имеет право на…»

1. Беседы на тему «Народные промыслы»,

 «Устное народное творчество»

2.Рассказ  о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину.

Операция «Радость» изготовление

 подарков и вручение солдатам воинской части

Праздник– День Защитника Отечества.

Март

1. «Мама – самое прекрасное слово на земле. 

2.Рисование портрета мамы

1.«Все профессии нужны, все профессии важны»

2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери»

1.Подбор и заучивание народных песен, дразнилок, закличек.

2.Разучивание народных игр.

1.«Одежда.Какой она была?

 История и современность "

2.Руский народный костюм

Апрель

1. Презентация «Многонациональная Россия»

2.Беседа на тему «Наш многонациональный детский сад».

1.Беседа «Что такое космос»

2. Просмотр презентации «Солнечная система»

1.«Знаменитые россияне»

2.  Познакомить детей со знаменитыми российскими       спортсменами.

 Малые Олимпийские игры (соревнования между группами)

1.Великие композиторы:

П.Чайковского, М.Глинки,

С.Рахманинова, М.Мусоргского

 (прослушивание произведений).

  2. Дидактическая игра

 «Узнай и назови».

Май

1.Познакомить детей  с  событиями  Великой  Отечественной войны.

2.Чтение художественной литературы о ВОВ

  1. Изготовление оригами «Голубь мира».Рисование «Салют Победы».
  2. Празднования 9 Мая

1.Викторина «Конкурс знатоков родного города».

2.Беседа «Сказки добрые друзья».

1. Рисование на тему

 «Моя любимая сказка».

2.Итоговая викторина

 «Моя Родина  - Россия»

Работа с родителями:

Дата

Тема

Сентябрь

Консультация для родителей: "Как создать родословную своей семьи". Семейный календарь: "Воспитание любви и уважение к природе родного края у дошкольников.

Октябрь

Беседа: Я, моя семья и Родина - единое целое" Ширма: «Русское народное

прикладное искусство и традиции»

Ноябрь

Семейный календарь: «Духовно – нравственное воспитание детей через

знакомство с русским народным творчеством.» Ширма: " Патриотическое и нравственное воспитание дошкольников. Растим гражданина своей Родины"

Декабрь

Акция:«Наши меньшие друзья! Поможем птицам" Беседа:" "Воспитание у

детей любви к Родине через ознакомление с окружающей природой. "

Январь

Беседа: «Книги о России, их значение в гражданско - патриотическом воспитании дошкольников» Семейный календарь: "Нравственно- духовное развитие  дошкольников через художественное творчество"

Февраль

Семейный календарь: « Согласие между родителями- это важно» Рекомендации: " Растим юного защитника Родины" Оформление газеты, посвященной Дню Защитника Отечества» Выставка рисунков: «Наши замечательные папы»

Март

Консультация: «Роль родителей в возрождении русских традиций в семье»

 Беседа:" Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу"

 Стенд: " К празднованию ВОВ" Фотовыставка « Мы- мамины помощники»

Апрель

Семейный календарь: оформление альбома с родителями: " Чтобы помнили

 потомки. Ветераны наша гордость" Проект: " От кольчуги до пилотки"

 Посещение музея поселка: " Боевая слава"

Май

Консультация:"Как создать герб и флаг своей семьи". Семейный календарь: " Патриотическое воспитание в условиях семьи. Памятные места героического

 прошлого нашего поселка" Выставка рисунков: «Этих дней минувших слава!»

 Участие в шествии - Бессмертный полк.

 Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Балабаново, Калужского  края, их символика).
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу,

 Для этого проводятся:

  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в краеведческий музей г.Балабаново;
  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Экскурсия к «Братской могиле», возложение цветов

Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты, атлас;
  • символика, глобус и т.д.

Используемая литература

  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  • Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  • Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  • Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  • Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  • Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  • Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  • Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  • Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  • Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  • Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  • Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  • Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя малая Родина"

построение системы коррекционно-развивающей работы в л огопедической группе на основе использования краеведческого материала...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Россия – Родина моя»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Моя Родина-Россия»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и моя Родина»

Программа патриотической направленности, расчитанная на три года обучения детей дошкольного возраста....

Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»

Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»...