Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и моя Родина»
рабочая программа

Программа патриотической направленности, расчитанная на три года обучения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moya_rodina_do.docx118.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Абанский детский сад №5 «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности

Принято:

На педагогическом совете

протокол от 29.08.2022 № 1

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ №5 «Теремок»

___________ Н.И. Иванова

Приказ от  11.08.2022 №51

по познавательно-речевому направлению развития детей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Я и моя Родина»

Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 5-7 лет

социально-педагогической направленности

базовый уровень

п.Абан

2022 год

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства Просвещения  Российской Федерации от 9.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепции развития дополнительного образования детей; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28.09.2020 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Дополнительное образование детей позиционируется как открытое,

вариативное образование, как социокультурная практика - творческая

созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и моя Родина» социально-педагогической направленности.

Это комплексная программа, объединяющая в себе следующие области: семья, история, культура, природа, достопримечательности.

Актуальность программы

В современном мире, когда теряется связь с историей и культурой своего народа наиболее актуальным становится формирование у детей с раннего возраста высокого нравственно-патриотического сознания, чувства любви, преданности своей семье, малой Родине, хранение и привитие дошкольникам социокультурных ценностей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее по тексту – ДООП)  социально-педагогической направленности «Я и моя Родина» ориентирована на воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, любви к своей семье, детскому саду, своему поселку, району, краю через возрождение исторической памяти и народной культуры, социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Что является актуальным в современном обществе и соответствует новым стандартам дошкольного образования и Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (на всех уровнях образования) и  реализации приоритетных задач, заложенных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», —  заявил президент России Владимир Путин: «Национальная идея России — это патриотизм».

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в основе реализации программы заложена деятельность  по формированию познавательного интереса,  эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет ребенок.

В основе программы лежат четыре модуля, которые логически переходят из одного в другой.

Цель: 

- приобщение дошкольников к  культурно-историческим традициям своей малой и большой Родины.

Задачи:

- воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному посёлку, краю;

- формирование бережного отношения к родной природе;

- расширение представлений о России, о столице своей Родины;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего посёлка, района и края

- формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

1. Домашний адрес (испытывать любовь и принадлежность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом).

2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение).

3. Место проживания: посёлок, край; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; климатические условия; флору  и фауну поселка и края; крупные города края.

4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны, флаг, герб, гимн России).

5. Представителей других национальностей, населяющих наш район (уважать их культуру и традиции).

6. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.

7. Название планеты, на которой живем.

Направленность ДООП «Я и моя Родина» направлена на воспитание  у детей с раннего детства патриотизма, гуманизма по отношению ко всему живому, нравственных и этических качеств. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны, через познание своего края, и поселка.

Организационная модель программы имеет общекультурный уровень, специфика реализации – групповая программа для детей 5-7 лет.

Программа даст возможность дошкольнику приобрести определенный социальный опыт. Развитие нравственных и коммуникативных качеств, помогут дошкольнику успешно адаптироваться в социуме.

Краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности.

Основные достижения детей 5-летнего возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

Достижения детей 6-летнего возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Уровень – базовый. 

Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы: 99 часов.

Срок освоения программы: 3 года.

Форма обучения: очная.

Группа является основным составом объединения. Состав группы постоянный.

Режим занятий:

Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Образовательная деятельность по реализации дополнительной образовательной программы организуется в следующем объеме:

- 5-ый год жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- 6- ой год жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- 7- ой год жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Основная форма организации деятельности – групповая, одновозрастная.

Учебный план

        Учебно-тематический план 1 год обучения        

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теория

практика

всего

Введение

0,5

-

0,5

«Моя семья»

0,5

10

10,5

Выставка рисунков

«Родной поселок»

1

9

10

Экскурсия по поселку

«Мой край»

1

6

7

Природоохранная акция

«Моя Отчизна»

1

4

5

Выставка творческих работ

Итого:

4

29

33

Учебно-тематический план 2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теория

практика

всего

«Моя семья»

1

7

8

Досуг

«Родной поселок»

1

10

11

Презентация проекта

«Мой край»

1

7

8

Выставка творческих работ

«Моя Отчизна»

2

4

6

Досуг

Итого:

5

28

33

Учебно-тематический план 3 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теория

практика

всего

«Моя семья»

1

6

7

Акция «Волонтер»

«Родной поселок»

1

9

10

Экскурсия в Абанский музей

«Мой край»

2

7

9

Литературная гостиная

«Моя Отчизна»

2

5

7

Спортивный праздник

Итого:

6

27

33

Содержание программы

Содержание разделов учебно-тематического плана

1 год обучения

I.Раздел «Моя семья»

1.Тема: Введение

Теория: Беседа с детьми: «Знакомство с курсом».

Практика: -

2.Тема: Что такое семья?

Теория: Беседа с детьми по теме. Просмотр презентации «Моя семья».

Практика: Организованная образовательная деятельность: «Моя семья » Рисование:

« Цветные шары для семьи», сюжетно-ролевая игра: «Семья. Варим обед из овощей»

3.Тема: Дом, в котором я живу

Теория: Беседа с детьми по теме.

Практика: Дидактическая игра: « Кто где живет?». Конструктивная деятельность: «Мой дом»

4.Тема: Дедушка и  бабушка - верные  друзья

Теория: Чтение художественной литературы: « Бабушкин садик».

Практика: Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

5.Тема: Место работы моих родителей

Теория: Беседа: « А где работает мама и папа?»

Практика: Конструктивная деятельность: « Грузовые авто» Дидактическая игра: «Кто                                   где работает? »

6.Тема: Семейные праздники и традиции

Теория: просмотр и обсуждение фотографий принесённых детьми по теме.

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Мой любимый праздник»

7.Тема: Мой любимый детский сад

Теория: Беседа с детьми по теме, просмотр презентации «Наш детский сад»

Практика: Сюжетно-ролевая игра «Работники детского сада»

8.Тема: В группе я не один

Теория: Беседа с детьми по теме

Практика: коммуникативная игра «Ты мой друг, я твой друг»

9.Тема: Мои друзья в детском саду

Теория: Чтение художественной литературы на тему «Дружба»

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование  «Мой лучший друг»

10.Тема: Он большой мой «Теремок»

Теория: Просмотр презентации «Наш детский сад»

Практика: экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями детского сада.

11.Тема Итоговое мероприятие «Наша дружная семья – мама, папа, детский сад и Я!»

Теория: -

Практика: совместная выставка рисунков.

II. Раздел «Родной поселок»

12.Тема: Мой поселок

Теория: Беседа по теме «Мой посёлок»

Практика: Просмотр фотографий посёлка. Дидактическая игра «Собери картинку»

13.Тема: Вот эта улица, вот этот дом

Теория: просмотр презентации по теме: «Улицы, на которых мы живём»

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Моя улица»

14.Тема: Главные улицы моего поселка

Теория: знакомство с главными улицами посёлка Абан, просмотр видео фильма.

Практика: организованная образовательная деятельность: аппликация «Улицы Абана».

15.Тема «Достопримечательности поселка Абан

Теория: просмотр презентации и беседа по теме «Достопримечательности Абана»

Практика: организованная образовательная деятельность: конструирование «Здания  нашего посёлка»

16.Тема Природа Абанского района.

Теория: Чтение художественной литературы: «Уехали» А. Барто

Практика: Организованная образовательная деятельность: аппликация  «Люблю березку русскую». Конструктивная деятельность: « Домики для зверят»

17.Тема: «Беседа о труде Абанцев»

Теория: знакомство с основными предприятиями Абана, просмотр презентации по теме.

Практика: сюжетно-ролевая игра: «Почта», «Магазин».

18.Тема Итоговое мероприятие «Мне все в краю родном мило, мне все здесь душу бередит».

Теория: -

Практика: обзорная экскурсия по посёлку.

III. Раздел «Мой край»

19.Тема: Край, в котором я живу.

Теория: Беседа по теме: «Красноярский край».

Практика: Просмотр видео фильма о Красноярском крае.

20.Тема: Красноярск-столица нашего края

Теория: Виртуальная экскурсия по городу Красноярск.

Практика: организованная образовательная деятельность: конструирование «Городские дома».

21.Тема: Енисей - могучая река

Теория: просмотр видео фильма о реке Енисей.

Практика: организованная образовательная деятельность: аппликация «Большая река».

22.Тема: Природа Красноярского края.

Теория: знакомство с природой красноярского края: просмотр презентации по теме.

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Деревья нашего края».

23.Тема Итоговое мероприятие: «Спасти и сохранить наш край».

Теория: -

Практика: Природоохранная акция: изготовление кормушек и скворечников для птиц (с родителями)

IV.Раздел «Моя Отчизна»

24.Тема: «Я- Россиянин»

Теория: беседа с детьми о жителях России

Практика: просмотр мультфильма о жителях нашей страны

25.Тема: «Москва- столица России».

Теория: Просмотр видеоролика о столице - Москве

Практика: организованная образовательная деятельность: конструирование города из лего

26.Тема: «Государственная символика. Флаг, герб»

Теория: обсуждение и беседа предметов из центра патриотического воспитания (флаг, герб)

Практика: организованная образовательная деятельность: лепка флага России или герба.

27.Тема: «Салют ветеранам»

Теория: беседа и просмотр презентации по теме

Практика: организованная образовательная деятельность: аппликация «Салют»

28.Тема Итоговое мероприятие: «Любовь к земле родится в сердце»

Теория: -

Практика: Выставка творческих работ.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

У детей сформируется  чувство уважения к членам семьи, к родному дому, они будут знать и научатся рассказывать о своих семейных традициях. Сформируется

чувство  уважения к детскому саду и его работникам. Дети получат представления   о самых красивых местах родного поселка, его природе, достопримечательностях; о Красноярском  крае, о Родине.

2 год обучения

Ι.Раздел «Моя семья»

Тема: Моя родня

Теория: понятие родня, беседа с детьми о членах семьи, просмотр фотографий и рассказ о родственниках

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование близких родственников

Тема: Мужчины и женщины в семье

Теория: просмотр мультфильма об обязанностях членов семьи

Практика: сюжетно-ролевая игра: «Семья»

Тема: Семейные традиции и праздники

Теория: Понятие традиция, беседа с детьми по теме с обсуждением традиций  каждой семьи.

Практика: досуг «Семейные посиделки».

Тема: Я – человек.

Теория: беседа с детьми по теме.

Практика: коммуникативная игра «Вообрази, изобрази».

Тема: Бережно относимся к игрушкам в детском саду.

Теория: Беседа с детьми по теме.

Практика: акция: «Вылечи книгу».

Тема: Теремок - наш дружный дом.

Теория: просмотр презентации о детском саде

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Мой Теремок»

Тема: «Профессии сотрудников детского сада».

Теория: Экскурсия по детскому саду, знакомство с сотрудниками детского сада.

Практика: дидактическая игра «Профессии»

Тема: Итоговое мероприятие «Праздники в детском саду»

Теория: -

Практика: досуг-викторина «Теремок – наш дружный дом!»

ΙΙ. раздел «Родной поселок»

Тема: Мой родной поселок

Теория: беседа и рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест Абана

Практика: дидактическая игра «Узнай место»

Тема: История улиц поселка Абан

Теория: просмотр презентации «Улицы Абана»

Практика: викторина «Назови улицу»

Тема: Водоемы Абанского района

Теория: беседа с детьми по теме

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Реки и озёра Абанского района»

Тема: Героям посвящается

Теория: Просмотр презентации «О героях земли Абанской»

Практика: экскурсия к памятнику В.С. Богуцкого

Тема: Культура поселка Абан

Теория: знакомство с учреждениями культуры в Абане 

Практика: экскурсия в РДК

Тема: Труд людей в Абанском районе

Теория: беседа с детьми по теме 

Практика: сюжетно-ролевая игра: «Профессии»

Тема: «От зернышка до хлебушка»

Теория: просмотр видеофрагмента «Как к нам пришёл хлеб»

Практика: реализация проекта «Хлеб всему голова»

Тема:  Итоговое мероприятие «Вот он хлебушек душистый!»

Теория: Фотовыставка «Мой родной Абан»

Практика: Презентация проекта:  «Хлеб всему голова!»

ΙΙΙ.раздел «Мой край»

Тема: Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности)

Теория: чтение литературы о Красноярском крае

Практика: дидактическая игра «Путешествие по Красноярскому краю»

Тема: Чем богат Красноярский  край

Теория: просмотр презентации о полезных ископаемых края

Практика: исследовательская деятельность: «Свойства песка»

Тема: Красная книга Красноярского края

Теория: знакомство с Красной книгой Красноярского края

Практика: виртуальная экскурсия к живописным уголкам края

Тема: Лекарственные растения нашего края

Теория: просмотр познавательного видео по теме

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Растения для лекарства»

Тема: Заботимся о зимующих птицах

Теория: беседа с детьми по теме

Практика: изготовление кормушек своими руками

Тема: Итоговое мероприятие: «Мой край - моя гордость»

Теория:

Практика: выставка творческих работ «Мой край - моя гордость»

ΙV. раздел «Моя Отчизна»

Тема: «Березка – символ нашей Родины».

Теория: чтение художественной литературы по теме

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Белая берёза»

Тема: «Первый космонавт - Ю.А. Гагарин»

Теория: просмотр презентации по теме

Практика: организованная образовательная деятельность: конструирование «Космический корабль»

Тема: «Государственная символика. Флаг, герб, гимн»

Теория: просмотр презентации по теме

Практика: Дидактическая игра: «Подбери флаг и герб»

Тема «…И прадед мой с войны домой вернулся»

Теория: беседа о войне с просмотром  фрагментов фильмов

Практика: экскурсия к памятнику воинам ВОВ

Тема: Итоговое мероприятие «Я - гражданин России»

Теория: -

Практика: развлечение-досуг «Я – гражданин России»

Ожидаемые результаты второго года обучения:

У детей сформируются: представления о малой Родине, о родном посёлке, о достопримечательностях, культуре, традициях Абанского района и  Красноярского края; о замечательных людях, прославивших свой район и край;  о родной стране, о том, что Россия— огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; о флаге и гербе России, мелодии гимна; расширятся представления о том, как в годы войны  храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды.

3 год обучения

I. Раздел «Моя семья»

Тема: «Семья и Я»

Теория: беседа с детьми по теме

Практика: разгадывание ребуса «7Я»,  изготовление панно «Моя семья»

Тема: «Мое имя»

Теория: беседа с детьми по теме

Практика: изготовление именных карточек (бейджиков)

Тема: «Моя родословная»

Теория: беседа с детьми и приглашёнными родителями по теме

Практика: досуг – «Семейные посиделки»

Тема: «Без хозяйки изба плачет, без хозяина двор»

Теория: Чтение и обсуждение пословиц и поговорок по теме

Практика: сюжетно-ролевая игра «Хозяин – хозяйка»

Тема:  «История детского сада»

Теория: просмотр презентации о истории становления детского сада 

Практика: экскурсия по детскому саду с посещением всех помещений

Тема:  «Профессия – воспитатель»

Теория: беседа с детьми по теме

Практика: сюжетно-ролевая игра «Воспитатель»

Тема: Итоговое мероприятие «Как мы помогаем малышам в детском саду»

Теория: -

Практика: театрализованное представление «Оторвали Мишке лапу»

II. раздел «Родной поселок»

Тема: «История моего поселка»

Теория: знакомство с историей посёлка, беседа с работниками Абанского музея

Практика: изготовление фотоальбома «История Абана»

Тема:  «Деревни Абанского района»

Теория: просмотр презентации «Абанский район и его деревни»

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «В гостях у бабушки»

Тема «Все люди братья» (народности Абанского района)

Теория: знакомство с народностями Абанского района, их традициями и обычаями

Практика: прослушивание национальных песен, сказок

Тема: «Знаменитые люди нашего поселка»

Теория: беседа с работниками Абанского музея, о людях прославивших посёлок

Практика: встреча со знаменитыми людьми посёлка (или их родственниками)

Тема: «Предприятия и организации Абана»

(пожарная часть; ООО «Мана»; Абанская СОШ №4; полиция)

Теория: беседа с представителями организаций (пожарный, полицейский, учитель)

Практика: просмотр презентации об основных предприятиях и организациях Абана

Тема: Итоговое мероприятие «Абан - земля моя родная»

Теория: Фотовыставка «Мой родной Абанский район»

Практика: Экскурсия в Абанский краеведческий музей

III.раздел «Мой край»

       Тема: «Край суровый и ласковый»

Теория: чтение литературы о родине, о Красноярском крае

Практика: организованная образовательная деятельность: рисование «Мой Красноярский край»

Тема: «Енисей - батюшка, Ангара - матушка»

Теория: знакомство с картой Красноярского края, определение местонахождения  главных рек

Практика: виртуальная экскурсия по рекам Сибири

Тема: «Деревья и кустарники нашего края»

Теория: знакомство с деревьями и кустарниками, растущими на территории Красноярского края

Практика: экспериментальная деятельность: проращивание ростков из косточек фруктов (яблоко, мандарин, лимон, апельсин)

Тема: «Помогите птицам зимой»

Теория: беседа и просмотр познавательного фильма о зимующих птицах

Практика: приобретение корма и изготовление кормушек для зимующих птиц

Тема:  «Знаменитые люди – славят свой край»

Теория: беседа с детьми по теме, знакомство с людьми,  прославившими красноярский край

Практика: чтение и обсуждение произведений В.П. Астафьева о Красноярском крае

Тема: Итоговое мероприятие «Любовь к земле родится в сердце»

Теория: -

Практика: создание альбома «Наш  родной край»

IV. раздел «Моя Отчизна»

Тема: «Первые в космосе»

Теория: беседа о космонавтах с просмотром видеофильма

Практика: спортивное развлечение: «Мы – космонавты»

Тема: «Государственная символика. Флаг, герб, гимн, президент, правительство страны»

Теория: беседа о государстве – «Российская федерация», знакомство с символикой, слушание гимна 

Практика: изготовление панно из природного материала «Герб Р.Ф.» 

Тема: «Герои нашего времени»

Теория: беседа о подвигах солдат во время ВОВ, просмотр презентации

Практика: оформление праздничных открыток и стенда к 9 мая

Тема: «Часовые Родины»

Теория: беседа и просмотр презентации по теме «Армия и кто в ней служит?»

Практика: спортивное развлечение «Служу России!»

Тема:  «Не посеешь, не пожнешь!»

Теория: чтение и обсуждение сказки «Вершки-корешки»

Практика: посев цветочной рассады для клумб уличных площадок

Тема:  Итоговое мероприятие «Мы дети твои, Земля»

Теория: -

Практика: творческий отчёт

Ожидаемые результаты 3 года обучения:

 У детей сформируются: представления о родном посёлке, о достопримечательностях и знаменитых людях  края, в котором живут дети; патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России.  Повысится уровень  знаний о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна; представления о Москве — главном городе, столице России; о первом космонавте Ю. А. Гагарине и других героях космоса; повысится уровень  знаний о Российской армии».

Условия реализации программы:

Материально-технические условия:

- групповые помещения,

- спортивный зал,

- спортивная площадка,

- прогулочные площадки;

- проектор, экран, компьютер, ноутбуки, интерактивные доски, планшеты;

- интерактивные средства обучения (фильмы, презентации, ролики, экскурсии), фотоальбомы, художественная и справочная литература, оборудование и материалы для творческих работ.

Информационно-методические условия:

- Альбом «Абанскому району» – 70 лет

- Альбом «Абанскому району» – 75 лет

- Памятка – 90 лет Абанскому району

- Альбом «Абану 245 лет»

- Альбом-книга «Они сражались за Родину»

- Папки:

  • «Наши отважные земляки» - биография ветеранов Абанского района
  • «Фронтовые письма» - письма земляков Абанского района, ВОВ
  • «Герои Советского союза – наши земляки» - Капустин, Богуцкий, Степанов
  • «Всё для фронта – всё для победы» - статьи из газеты «Красное знамя» о тружениках тыла
  • «Извещения. Сообщения о гибели солдат с 1941-1945 гг.»

- Альбом фотографий «Село Абан и Абанский район 1961-1966 гг.»

- Альбом фотографий «Культурно-бытовое строительство в Абанском районе»

- Памятка «Абан – медвежий угол» - 240 лет п.Абан

- Альбом «7 чудес Абанского района»

- Памятка «Символика Абанского района. Герб. Флаг. Гимн»

- Альбом «Деревня Зимник – 100 лет» -  история села, люди, события,  факты, воспоминания

- Папка «Из истории наших сёл, деревень» - статьи из газет о населённых пунктах Абанского района

- Альбом «Памятники нашим землякам»

- «Государственные символы Российской Федерации». Наглядно-дидактическое пособие. Е. Краснушкина

- Моя родина-Россия. Наглядно-дидактическое пособие. (Народы, костюмы, праздники. Большая и малая Родина. С древних времён до малых дней. Природа и климат.)

- ЛЭПБУК по патриотическому воспитанию.

- Комплект плакатов «Россия-любимая наша держава»

- Дидактический материал. «Армия России-надёжный щит Родины».

- Дидактический материал «Национальные костюмы Народы России».

- Фильмы и мультфильмы «Три богатыря», «Садко», «Илья Муромец», «28 панфиловцев».

Интернет-ресурсы:

- Сайт «Мульти - Россия» -  http://www.multirussia.ru

- Сайт «Президент России - гражданам дошкольного возраста». - http://детям.президент.рф/

- Онлайн журнал «Школьнику» - http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html/

- Сайт музея - заповедника «Кижи». http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama/

- Сайты предприятий народных промыслов ООО Торговый дом «Семеновская роспись» - https://srosp.com/;

- Сайт АО Хохломская роспись» - https://goldenhohloma.com/;

- Сайт  «Дымковская игрушка» http://dymkatoy.ru/.

- Компьютерная  игра «Детское творчество»

- Компьютерная игра: «Знакомство Домовенка Бу с русскими народными традициями»;

- Компьютерная игра: «Тим и Тишка спасают шедевры русского искусства».

Календарный учебный график  на 2020-2021

1 год обучения

Дата

Тема

Количество часов

15.09

Введение

0,5

1 Раздел «Моя семья»

15.09

Что такое семья?

0,5 (теория)

22.09

Дом, в котором я живу

1

29.09

Дедушка и  бабушка - верные  друзья

1

06.10

Место работы моих родителей

1

13.10

Семейные праздники и традиции

1

20.10

Мой любимый детский сад

1

27.10

В группе я не один

1

03.11

Мои друзья в детском саду

1

10.11

Он большой мой «Теремок»

2

17.11

Итоговое мероприятие «Наша дружная семья – мама, папа, детский сад и Я!»

1

2 раздел «Родной поселок»

24.11

01.12

Мой поселок

2

08.12

15.12

Вот эта улица, вот этот дом

2

22.12

Главные улицы моего поселка

1

29.12

12.01

«Достопримечательности

поселка Абан»

2

19.01

Природа Абанского района.

1

26.01

«Беседа о труде

Абанцев»

1

02.02

Итоговое мероприятие «Мне все в краю родном мило, мне все здесь душу бередит».

1

3 раздел «Мой край»

09.02

Край, котором я живу

1

16.02

02.03

Красноярск-столица нашего края

2

09.03

Енисей - могучая река

1

16.03

23.03

Природа Красноярского края

2

30.03

 Итоговое мероприятие: «Спасти и сохранить».

1

4 раздел «Моя Отчизна»

06.04

«Я- Россиянин»

1

13.04

«Москва- столица России».

1

20.04

«Государственная символика. Флаг, герб»

1

04.05

«Салют ветеранам»

1

11.05

Итоговое мероприятие: «Любовь к земле родится в сердце»

1

        

2 год обучения

Дата

Тема

Количество часов

1 Раздел «Моя семья»

15.09

Моя родня

1

22.09

Мужчины и женщины в семье

1

29.09

Семейные традиции и праздники

1

06.10

Я- человек

1

13.10

Бережно относимся к игрушкам в детском саду

1

20.10

Теремок - наш дружный дом

1

27.10

«Профессии сотрудников детского сада».

1

03.11

Итоговое мероприятие «Праздники в детском саду»

1

2 раздел «Родной поселок»

10.11

17.11

Мой родной поселок

2

24.11

История улиц поселка Абан

1

01.12

Водоемы Абанского района

1

08.12

Героям посвящается

1

15.12

22.12

Культура поселка Абан

2

29.12

Труд людей в Абанском районе

1

12.01

19.01

«От зернышка до хлебушка»

2

26.01

Итоговое мероприятие «Вот он хлебушек душистый!

1

3 раздел «Мой край»

02.02

09.02

Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности)

2

16.02

Чем богат Красноярский  край

1

02.03

Красная книга Красноярского края

1

09.03

Лекарственные растения нашего края

1

16.03

23.03

Заботимся о зимующих птицах

2

30.03

Итоговое мероприятие – выставка творческих работ «Мой край - моя гордость»

1

4 раздел «Моя Отчизна»

06.04

«Березка – символ нашей Родины».

1

13.04

«Первый космонавт -Ю.А. Гагарин

1

20.04

27.04

«Государственная символика. Флаг, герб, гимн»

2

04.05

«…И прадед мой с войны домой вернулся»

1

11.05

Итоговое мероприятие «Я - гражданин России»

1

3 год обучения

Дата

Тема

Количество часов

1 Раздел «Моя семья»

15.09

Семья и Я

1

22.09

 Мое имя

1

29.09

Моя родословная

1

06.10

Без хозяйки изба плачет, без хозяина двор

1

13.10

История детского сада

1

20.10

Профессия-воспитатель

1

27.10

Итоговое мероприятие «Как мы помогаем малышам в детском саду»

1

2 раздел «Родной поселок»

03.11

10.11

История моего поселка

2

17.11

24.11

Деревни Абанского района

2

01.12

«Все люди братья» (народности Абанского района)

1

08.12

Знаменитые люди нашего поселка

1

15.12

22.12

29.12

Предприятия и организации Абана

- пожарная часть;

- ООО «Мана»;

- Абанская СОШ №4;

- полиция

3

12.01

Итоговое мероприятие «Абан - земля моя родная»

1

3 раздел «Мой край»

19.01

26.01

«Край суровый и ласковый»

2

02.02

«Енисей-батюшка, Ангара- матушка»

1

09.02

«Деревья и кустарники нашего края»

1

16.02

02.03

«Помогите птицам зимой»

2

09.03

16.03

Знаменитые люди – славят свой край

2

23.03

Итоговое мероприятие «Любовь к земле родится в сердце»

1

4 раздел «Моя Отчизна»

30.03

«Первые в космосе»

1

06.04

«Герои нашего времени»

1

13.04

20.04

«Государственная символика. Флаг, герб, гимн, президент, правительство страны»

2

27.04

«Не посеешь, не пожнешь!»

1

04.05

Часовые Родины

1

11.05

Итоговое мероприятие «Мы дети твои, Земля»

1

Методическое обеспечение программы:

         Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы: 99 часов (33 часа в год). Освоение программы рассчитано на 3 года и начинается со средней группы.

Группа является основным составом объединения. Состав группы постоянный.

Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня  в очной форме. Образовательная деятельность по реализации дополнительной образовательной программы организуется в следующем объеме:

1 год обучения (средняя группа) – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;

2 год обучения (старшая группа) – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;

3 год обучения (подготовительная группа) – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Основная форма организации деятельности – групповая, одновозрастная.

Принцип реализации программы модульный: 4 модуля: «Моя семья», «Родной поселок», «Мой край», «Моя Отчизна».

Занятия одного модуля повторяются ежегодно в течение всего освоения программы, тематика повторяется в каждой возрастной группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность.

Прием обучающихся в программу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).

Формы и методы работы с детьми:

- Рассказ (диалоги, обсуждения) о достопримечательностях родного края;

- Чтение художественной литературы (в стихотворной и прозаической форме), соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;

- Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;

- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

- Проведение тематических и фольклорных праздников и развлечений;

- Подготовка и проведение тематических выставок (фото, изодеятельности, прикладного творчества), посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее;

- Разработка и проведение детско-родительских проектов (досуги, экскурсионные мероприятия, целевые прогулки, викторины, конкурсы, тематические вечера).

         Формы и методы работы с семьёй:

- Организация фотовыставок, экспозиций детских рисунков и коллажей;    

- Проведение фотоконкурса «Мой родной Абан» (фото на фоне узнаваемого места в посёлке и комментарии к нему);

- Организация выставки рисунков (сотворчество детей и родителей);

-Привлечение родителей к реализации проектов, возможно разработка собственных проектов;

- Весной и осенью проводятся акции по благоустройству уличных  площадок и территории детского сада.  

Контрольно-измерительные материалы:

С целью отслеживания результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы разработан мониторинг для каждого года обучения, который проводится 2 раза в год (в начале обучения  – стартовый и в конце обучения – итоговый).

  Карта  мониторинга  по ДООП «Я и моя Родина» (1 год обучения)

19-20 баллов высокий

18-11 баллов средний

Менее 10 баллов низкий

Раздел

                Критерии

Фамилия, имя ребенка

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

Знает свое имя и фамилию.

Моя семья

Знает имена родителей, дедушек и бабушек.

Знает имена детей в своей группе, имена и отчества своих воспитателей.

Ориентируется в помещении детского сада, знает педагогов, работающих в детском саду (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог)

Знает название района и посёлка, в котором живет

Карта мониторинга по ДООП «Я и моя Родина» 2 год обучения

Критери

Фамилия, имя ребенка

Моя семья

Знает свое имя и фамилию.

с

и

Знает имена, родителей, дедушек и бабушек, место их работы.

с

и

Знает свой домашний адрес

с

и

Знаком со своими семейными традициями, может о них рассказать

с

и

Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции.

с

и

Имеет представление о профессиях сотрудников  детского сада.

с

и

Мой поселок

Знает название посёлка, района в котором живёт.

с

и

Знает названия улиц в посёлке              

с

и

Знает названия водоёмов в районе

с

и

Имеет представления о знаменитых в районе людях

с

и

Имеет представления об основных предприятиях в посёлке и профессиях людей, работающих на этих предприятиях

с

и

Мой край

Знает название края, в котором живёт, столицу края.

с

и

Имеет представление о климатических особенностях края.

с

и

Имеет представление о флоре  края

с

и

Имеет представление о животных края, в том числе и занесённых в красную книгу

с

и

Моя Отчизна

Знает название страны, в которой живёт

с

и

Знает столицу РФ

с

и

Знает государственные символы  (флаг, герб, гимн)

с

и

Имеет представление о космосе

с

и

Знает первого космонавта

с

и

Имеет представление о ВОВ

с

и

Знаком традициями празднования дня победы

с

и

Менее 20 б низкий уровень

 21 – 37 б средний уровень

 38 – 44 высокий уровень

Карта мониторинга по ДООП «Я и моя родина» (3 год обучения)

2 бала- Самостоятельно

1 бал - С помощью воспитателя

0 балов-не называет

Критерии

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

МОЯ СЕМЬЯ

Знает свое имя и фамилию

Знает имена, отчество родителей, место их работы

Знает домашний адрес

Знаком со своей родословной

Ориентируется в помещении детского сада ,знает их название и функции

Знает адрес детского сада

Имеет представление о профессиях  сотрудников детского сада

РОДНОЙ ПОСЕЛОК

Знаком с историей возникновения поселка

Знает название деревень, в районе и народности, проживающие в них

Имеет представление о знаменитых в поселке людях

Знает название организаций района, и их функции

Знает название края в котором живет и ее столицу

Имеет представление о природных особенностях края

Знает название главных рек края

Знает деревья и кустарники растущие на территории края

Имеют представления о людях прославившие свой край

МОЯ ОТЧИЗНА

Знает название страны, ее столицы, символы России (Флаг, герб, гимн)

Знает первых лиц в крае (Президент, губернатор глава)

Имеет представление о профессиях

18 - низкий уровень

19-29 - средний уровень

30-38 - высокий уровень

Список литературы для педагога:

  1. Сборник рассказов нашей землячки А. Ганчицкой «Нечаянная встреча»
  2. «В соавторстве с природой» - детская  книга по экологии (стихи, рассказы, сказки, сочинения и рисунки детей Красноярского края)
  3. Книги поэта Б. Турова (стихи)
  4. Детско-юношески поэтический сборник «Поэтическая капель»
  5. Детско-юношеский поэтический сборник «Свет молодой звезды»
  6. Книга «Наши отважные земляки» - о героях Советского союза
  7. Папка «Солдат – всегда солдат» - современные воины (Чечня, Афганистан) вырезки из газеты «Красное знамя»
  8. Папка «Душой и творчеством ты с нами» - народный умелец И.Ф. Татаринов
  9. Альбом «Устьянский детский дом Абанского района» 1962 г.
  10. Книги Н. Коваля (стихи)
  11. Папка «Природа Абанского района» - из газеты «Красное знамя».
  12.  «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова, Москва 2008г.
  13. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» М.В. Алешина, Москва 2008г.
  14.  «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева, Москва 2003г.
  15.  «Люби и знай родной свой край» Л.Н. Земскова-Названова,  Москва 2007г.
  16. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.
  17. «Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова 2013
  18. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева, 2012, Сфера
  19. «Моя страна», В.И. Натарова, Воронеж, 2005
  20. «Дошкольникам о родной стране» Н. Ф. Виноградова. 2009, Просвещение
  21. «Дошкольникам о защитниках Отечества» Кондрыкинская Л.А.2016 Сфера
  22. «Мой родной дом» Н. Арапова-Пискарева 2007 Мозаика-Синтез

Список литературы для воспитанников и родителей:

1. А. Барто  «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «младший брат»

2. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

3. В. Берестов «Король Люлю»

4. В. Бианки «Аришка – трусишка»

5. В. Вересаев «Братишка»

6. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», «Чики-брык»

7. В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

8. В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

9. В.В. Маяковский  «Что  такое хорошо  и  что  такое  плохо»;

10. Д. Габе «Моя семья»

11. Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мать», «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца»

12. Л. Квитко «Бабушкины руки»

13. М. Зощенко «Показательный ребёнок»

14. М. Дружинина «Девочка наоборот», «Открытка»

15. Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

16. Н. Артюхова «Большая береза»

17. О. Бундур «Про любовь», «Воскресенье», «Семья», «Папу с мамой берегу»

18. П. Воронько «Мальчик Помогай»

19. Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная

20. Т. Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»

21. Я. Аким «Неумейка», «Мужчина в доме», «Мой брат Миша»

22. А. Барто «На заставе»

23. А. Леонов «Шаги над планетой»

24. Е. Благинина «Шинель»

25. К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

26. К. Чуковский  «Федорино  горе» 

27. Н. Носов «Незнайка на луне»

28. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

29.П. Воронько «Мальчик Помогай»

30. Я Сегель «Как я был мамой»

31. А. Митяев «Мешок овсянки»

32. А. Прокофьев «Родина»

33.  А. Твардовский «Рассказ танкиста»

34. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

35. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

36. Е. Пермяк «Мамина работа»

37.З. Александрова «Дозор», «Родина»

38. К. Симонов «Сын артиллериста»

39. Л. Квитко «Бабушкины руки»

40. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

41. М. Родина «мамины руки»

42. М.Ю. Лермонтов «Родина»

43. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

44. С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

45. С. Михалков «Моя улица»

46. А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

47. В. Бороздин «Первый в космосе»

48. В. Кащенко «Найди созвездие»

49. В. Медведев «Звездолёт Брунька»

50. Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

51. А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).

52. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».

53. В. Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»

54. Г. Глушнёв «Мама»

55. З. Воскресенская «Секрет».

56. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.

57. М. Ветров «Мой папа – рыбак»

58. Н. Измайлова «Джигит»

59. С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»

60. Султание «Спасибо, сынок», «Вечерние сказки»

61. Ш. Перро «Мальчик – с пальчик»

62. А. Барто «Веревочка».

63. А. Дугилов «Моя улица».

64. В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»

65. Е. Благинина «Шинель»

66. З. Александрова «Дозор», «Родина»

67. П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

68. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

69. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

70. Ю.А. Гагарин «Вижу землю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Моя Родина-Россия»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»

Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа Туристско-краеведческой направленности «Моя родина, мой Абакан» Старшая группа

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) ПрограммаТуристско-краеведческой направленности «Моя родина, мой Абакан»Старшая группа...