Проект для детей старшей группы "Мы танцуем"
проект (старшая группа)

Сергеева Алевтина Анатольевна

В проекте представлена работа по танцетерапии с детьми 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_23.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок»

филиал муниципального образовательного учреждения

«Новоржевская средняя школа»

  

 

Проект

«Мы танцуем».

для детей старшей группы

(5-6 лет)

Воспитатель Сергеева А.А.

2023г.

г. Новоржев

 

                                   

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Актуальность  проекта
  • Цели, задачи, ожидаемый результат и продукт проекта
  • Краткая аннотация проекта
  • Механизм реализации проекта
  • План мероприятий
  • Ресурсы
  • Риски и пути преодоления рисков
  • Выводы
  • Список литературы
  • Приложение

 

                                                         Введение  

Что самое дорогое в жизни человека? Конечно, здоровье.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Согласно исследованиям специалистов, более  75% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей  является одним  из главных направлений  деятельности всего общества  и приоритетной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  В силу своего возраста ребёнок – дошкольник не может сам позаботиться о своём здоровье, поэтому  ответственность возлагается на нас, взрослых, родителей и педагогов. 

К сожалению, состояние  здоровья  современных детей заметно ухудшается год от года.

На мой взгляд, этому способствуют:  

  • неблагоприятная экологическая обстановка,
  • неправильное питание детей,
  • малоподвижный образ жизни, 
  • влияние гаджетов,
  • переутомление в детском саду, связанное  с повышенными нагрузками.

 

Перед педагогами ДОУ стоит задача:  организовать деятельность дошкольников  во время их пребывания в детском саду,  так,  чтобы дать каждому ребенку оптимальную  физическую нагрузку с учётом его способностей и возможностей.    

В своей работе я использую разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, которые                    в комплексе  получили  общее название «Здоровьесберегающие  технологии».               

Т.е. технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Из наиболее  распространенных видов  здоровьесберегающих  технологий,                в своей работе я применяю следующие:    

Утренняя  и бодрящая гимнастика 

 Физкультурные минутки 

 Пальчиковая гимнастика

  Гимнастика для глаз                                                                                                                         

Подвижные и спортивные игры 

Активный отдых.

Но наблюдая за детьми, я обратила внимание, что в перерывах между деятельностью  они часто танцуют и делают это с большим удовольствием, поскольку  танцы, являются более щадящей формой физической нагрузки, чем утренняя  гимнастика или спортивные игры, так как имеют эмоциональное наполнение, поэтому дети получают от танцев радость и удовлетворение.

 Мои  наблюдения натолкнули меня на мысль об использовании  танца, как средства здоровьесбережения  детей. Тем более,  в  последние годы дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей, одним из которых   является метод танцевальной терапии  

Танцевальная терапия – оздровление человека средствами танца и движения.

То есть, танцевальная терапия  основывается на том, что танцевальные движения благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека.

Цель танцевально-оздоровительной работы с детьми:

содействовать физическому развитию  и укреплению психического здоровья дошкольников   средствами музыки и ритмических движений.

Задачи танцевально-оздоровительной работы с детьми :

1. Укрепление физического и психологического здоровья детей;

2. Совершенствование  двигательных  способностей детей;

3. Развитие  социально-коммуникативных  способностей детей.

Я решила использовать   метод танцевальной терапии   в качестве средства здоровьесбережения  своих воспитанников, реализовав проект для старшей группы «Мы танцуем».

Почему?                                                                                                                                             Я считаю, что танцевальная терапия -  та технология здоровьесбережения, которая необходима детям, поскольку  является более щадящей формой физической нагрузки, чем утренняя  гимнастика или спортивные игры, так как имеет эмоциональное наполнение, поэтому дети получают от танцев радость и удовольствие.

Танцевальные упражнения   способствуют улучшению мышечного тонуса, избавляют от нервных перегрузок, являются отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, решают проблемы гиподинамии.                                                                           Прыжки и вращения, насыщающие танцы, способствуют развитию вестибулярного аппарата и учат ребёнка ориентироваться в пространстве,  развивают координацию движений и чувство ритма.                                                                                                  Движения под музыку не только оказывают  воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.                                                         В танцевальной терапии нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танцевальной деятельности.  

                                      Актуальность проекта

 Метод танцевальной терапии  можно и необходимо использовать не только на  занятиях, но и  в свободной, самостоятельной  деятельности дошкольников. Танцевальная терапия содержит  в себе функции, которые позволяют современным  дошкольникам решать  и многие  психологические задачи:

  • Развлекательная – создание  благоприятной атмосферы в коллективе;
  • Релаксационная – снижение  напряжения, вызванного  негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • Коммуникативная – объединение  детей в группы, сотрудничество и  взаимодействие  между собой;
  • Воспитательная – формирование моральных  и нравственных качеств;
  • Обучающая – усвоение и закрепление   знаний, умений, навыков;
  • Развивающая – развитие  двигательной активности; речи, внимания, памяти, мышления;
  • Коррекционная – «исправление » эмоциональных, поведенческих  и других проблем  ребенка.

  Если  следовать  формуле, что  «учиться  надо весело….», то  лучшего  материала  для   деятельности  с детьми  просто  не  придумаешь.                В игровой форме дети осваивают  и закрепляют  движения общей и мелкой моторики, учатся  ориентироваться в пространстве,  слышать  ритм  музыки и речи,  общаясь друг с другом с помощью танца.

 

                       Цели, задачи, ожидаемый результат проекта.

Цель проекта:  содействие физическому развитию дошкольника средствами  танцевальных движений;  развитие  социально-коммуникативных способностей дошкольников.

                            Основные задачи проекта

  • Создать условия для социально-коммуникативного  воспитания детей посредством использования коммуникативных танцев;        
  • Способствовать  здоровьесбережению дошкольников , используя танцы.

                      Направления  воспитательной работы:

  • развитие  эмпатии, сочувствия  к партнеру, эмоциональности  и выразительности  невербальных  средств общения;
  • развитие  позитивного  самоощущения, что связано  с состоянием  раскрепощенности, уверенности  в себе, ощущением  собственного  эмоционального  благополучия, своей  значимости      в детском коллективе, сформированной  положительной  самооценки

                                      Ожидаемый результат

Что я ожидала  от внедрения танцевальной терапии  в образовательный процесс?

  1. Укрепление физического  и психического здоровья воспитанников.
  2.  Развитие  социально – коммуникативных способностей дошкольников  

                                                   Механизм реализации проекта

Поэтапный

Этапы реализации проекта

1-й этап Организационный

Цель: Изучение литературы по данной проблеме,

 накопление методического материала, аудио и видео записей коммуникативных танцев и игр.

Для получения информации  я  обращалась к  интернет-ресурсам:  

https://srcart.ru/metodicheskaya-rabota

psychologyjournal.ru

педталант.рф

infourok.ruДошкольное образование

nsportal.ruДетский сад

vospitatelds.ru

Просматривала видео танцевальных игр, коммуникативных танцев.

Составила тематический план использования элементов танцевальной терапии, подобрала соответствующий репертуар.

2-й этап Диагностический

Цель: Выявление начального уровня  социально-коммуникативного развития детей  и анализ посещаемости воспитанниками детского сада.

3-й этап Практический

Цель:  Реализации проекта.

4-й этап Обобщающий

Цель: Исследование  и анализ результатов  проекта.

Тип проекта: Теоретико – практический 

Участники проекта: дети, воспитатель группы, родители.

Срок реализации проекта:  краткосрочный (01.02.2023 – 01.04.2023)

Степень распространенности:

  • Представление проекта в ДОУ.
  • Публикация материалов проекта на интернет-сайте.

В основу данного проекта  положены  следующие общепедагогические принципы:

  • воспитывающего обучения,
  • доступности и постепенности,
  • последовательности и систематичности,
  • наглядности,
  • сознательности,
  • прочности.

Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

  

                                   Модель реализации проекта.

I.Диагностика

  1. Использование данных мониторинга по социально-коммуникативному развитию воспитанников старшей группы в начале и конце  текущего учебного года.
  2. Анализ посещаемости детьми детского сада с 1.09.2022 по 30.04.2022  и с 01.09.23 по 30.04.23.

II. Методическая работа

  1. Организация  предметно-пространственной развивающей среды (наличие портативной  колонки, usb-носителя).
  2. Создание картотеки танцевальных игр и упражнений.
  3. Составление тематического плана использования коммуникативных танцев и музыкальных игр.
  4. Подбор консультационного материала для родителей.
  5. Обобщение и представление опыта работы.

Ш.  Взаимодействие  с детьми

   Использование элементов танцевальной терапии в свободной двигательной деятельности  и в качестве альтернативы физкультурным минуткам в ходе образовательной деятельности.

1. Релаксация. Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации телеэкрана, частые простудные и инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Нервная система детей ослаблена. Многие дети дошкольного возраста не могут уснуть во время тихого часа. Поэтому детям перед сном необходимо несколько минут расслабления – релаксации. Наиболее эффективный способ – музыка (мелодичные классические произведения Бетховена, Шопена, Моцарта, Чайковского и др., звуки природы).

2. Танцевальные игры-превращения. Они  развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности («Карнавал животных», «Прекрасные цветы», «Насекомые»).

3. Ритмические упражнения под чтение стихов. Это  развивает у ребенка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогают ребёнку сочинить свой собственный танец, научат импровизировать под музыку. («Вперед четыре шага, назад четыре шага…»)

4. Свободная импровизация  в движении - произвольное выражение своих эмоций под музыкальное произведение.

5. Коммуникативный танец – это танец с простыми, лёгкими, игровыми компонентами. Он вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.

VI.  Взаимодействие с родителями (законными представителями)

  1. Индивидуальные беседы о значении  двигательной активности на здоровье детей.
  2. Консультации  «Зачем ребёнку танцевать?», «Двигательная активность – путь к здоровью».
  3. Участие в праздниках, развлечениях.

V . Работа с педагогами

     1.Выступление на педагогических советах.

2.Организация единого подхода к проведению музыкальных и физкультурных занятий в старшей группе.

3.Организация и  проведение совместных  праздников и развлечений для дошкольников.

  Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта:

 

Целевая группа

       Деятельность

Период

Дети дошкольного возраста

1.Использование коммуникативных танцев и музыкальных игр в свободной и совместной деятельности и в ходе непосредственной образовательной деятельности.

2. Развлечения  и праздники с включением в музыкальный репертуар коммуникативных танцев.

В течение реализации проекта

Работа с родителями

В коммуникативном танце – игре нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Стоит рассмотреть вариант включения репертуара такого рода для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Родители

 Консультации:

«Двигательная активность путь к здоровью»;

«Зачем ребёнку танцевать?» «Что такое детская коммуникабельность» и др.

В течение реализации проекта

Педагоги

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Совместные праздники и развлечения

«Праздник Покрова»,

«Моя мамочка самая спортивная», «Новый год », «Прощание с ёлочкой», «Как дети Федоре помогали», «Праздник Благовещения»

В течение реализации проекта

Консультации

«Коммуникативные музыкальные танцы – игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

 Мастер класс

«Внедрение коммуникативных танцев в образовательный процесс»

Ресурсы, необходимые для внедрения проекта:

Портативная колонка

 Аудио  записи коммуникативных танцев и игр  

 

 Риски и пути  их преодоления.

  • В процессе работы появилась проблема недостатка методической литературы по использованию танцев с детьми дошкольного возраста. Поэтому в перспективы работы над проектом    я включила:
  • поиск  и включение  в воспитательно-образовательный процесс  новых форм оздоровления детей;
  • разработка новых форм взаимодействия с семьей;
  • обобщение опыта, распространение его по области через мастер-классы, семинары, интернет.

 

                                                          Вывод

  

 Танцы и отдельные танцевальные движения являются и  прекрасным средством здоровьесбережения  дошкольников .  

Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая, основанная на движениях под музыку, программа будет развивать  не только  музыкальный слух, но и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе.

 Занятия танцами   способствуют улучшению мышечного тонуса, являются отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия.

Повторяющиеся движения танца, способствуют развитию вестибулярного аппарата и учат ориентироваться      в пространстве,  развивают координацию движений и чувство ритма, способствуют исправлению осанки и улучшению общего здоровья.

    Помимо  решения проблем здоровья с помощью танцев можно решать проблему коммуникабельности и раскрепощения ребёнка- дошкольника.  Поскольку многие коммуникативные танцы и музыкальные игры построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. 

Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Сколько ярких и незабываемых эмоций создают у детей музыка и движение. Это дарит ребёнку состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки,   развитию  физических качеств и укреплению здоровья детей.    

     Применив танец, как средство здоровьесбережения детей и как средство социально-коммуникативного развития дошкольников, я пришла к выводу:

Дети  стали более эмоциональными, коммуникабельными; стали ответственнее относится к поручениям, научились  свободно выражать свои чувства и эмоции.  Использование танцевальной терапии в воспитательно-образовательном процессе положительно  влияет    на  развитие  социально-коммуникативных навыков детей,  способствует , развитию творческих способностей детей.  И конечно  способствует  укреплению  физического и психического здоровья детей

Приложение к проекту.

  1. Диагностические данные.
  1. Уровень посещаемости детьми детского сада за 2021-22 уч.г. и за 2022-23 учебный год.

        (Синий – 2021-22 уч.год; красный -2022-23 уч.год)

  1. Результаты мониторинга воспитанников старшей группы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

НГ – 3,7б. КГ -4,3б. (+0,6б)

Анализ мониторинга показал, что большинство детей стараются соблюдать правила и нормы поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе; могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Дети понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества. Дети хорошо освоили  навыки  дежурства по столовой. Имеют предпочтения в игре, выборе видов  труда и  творчестве. Многие воспитанники проявляют интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе играм с правилами, сюжетно-ролевым играм, могут предлагать варианты развития сюжетов, выдерживают принятую роль. Но испытывают трудности в определении скрытых мотивов героев литературных произведений.

Вывод: в следующем учебном году  следует больше внимания уделять совместному обсуждению произведений художественной литературы, учить детей анализировать и оценивать поступки и действия героев произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Танцующие краски Победы»

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования «Эбру»....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....