Конспект образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры. Россия мастеровая»
план-конспект занятия (старшая группа)
Декоративно - прикладное творчество позволяет детям познакомиться с различными техниками и стилями искусства, изучить историю и культуру родной страны,самостоятельно создавать оригинальные и красочные произведения. Так же осознать, что творчество имеет ценность и может быть оценено и признано другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры» Россия мастеровая»
Автор конспекта: Приходько Валентина Васильевна, воспитатель.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
- Закрепить знания детей о характерных особенностях русских народных промыслов: Городец, Гжель, Хохлома, Дымка, Филимоново.
- Вызвать желание овладеть навыками изображения элементов городецких узоров в технике «разрезной пластилин».
Развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление
- Развивать речевую активность, повышать выразительность речи
- Развивать умение действовать согласованно
-Развивать у детей творческую активность, эстетическое восприятие, воображение, чувство композиции, цвета, умение передавать колорит городецкой росписи
- Развивать умение составлять узоры по мотивам городецкой росписи
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к русскому народно- прикладному искусству
- Воспитывать трудолюбие
Предполагаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы, способен рассуждать; проявляет устойчивый интерес к разным видам детской деятельности
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения и характерными особенностями русских народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Филимоново, Дымка. Рассматривание иллюстраций по теме. Беседы. Чтение художественной литературы по теме. Дидактические игры. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Заучивание стихотворений.
Методы и приемы: использование наглядности, музыкального сопровождения, проблемные вопросы, пояснения, художественное слово, игра, физкультминутка, коллективная и самостоятельная деятельность детей, анализ.
Материалы и оборудование: проектор; экран; магнитофон; презентация «Сказка о Марье- искуснице»; презентация «Промыслы: Гжель, Хохлома, Городец, Филимоново, Дымка»; Дидактическая игра «Паззлы – народные промыслы», пластилин, дощечки для лепки, стеки, «резачки», бумажные салфетки; аудиозапись «Родина моя – Россия»
Ход
Воспитатель:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлём
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей)
- Что такое Родина? (ответы детей)
- Какое имя у нашей Родины? (ответы детей)
-Как называлась наша Родина в далекие времена? (ответы детей)
Воспитатель: Ходит сказка у ворот, с нами водит хоровод (показ слайд- шоу «Сказка о Марье -искуснице)
Жила- была на Руси, в одном селе девушка Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, и посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали её за это Марья – искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил похитить её, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понёс в своё царство. А Марья-искусница обернулась в Жар – птицу и стала ронять на землю перышки на память о себе. Куда падало перышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость.
Но кощею это не понравилось, перепутал он всё что создали мастера.
Воспитатель: Что же создавали мастера, каким искусством занимались, сможем ли мы разобраться? Необходимо всё разложить по своим местам.
Игра «Собери целое» (паззл - картинки промыслов: Гжель, Хохлома, Филимоново, Городец, Дымка, лежащих хаотично. Собрать в единое, элементы определённого промысла)
Воспитатель: Назовите пожалуйста промыслы (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ли вы назвали промыслы, узнаем ответив на вопросы! (дети отходят от стола с паззлами)
Воспитатель: Дымковский промысел
- Где зародился промысел? (ответы детей)
- Чем знамениты дымковские мастера? (ответы детей)
- К какому празднику делали дымковские игрушки? (ответы детей)
- Какую глину мастера использовали для изготовления игрушек? (ответы детей)
- Почему игрушки имеют белый фон? (ответы детей)
- Какие узоры использовали мастера для росписи игрушек? (ответы детей)
На экране появляется картинка Дымковского промысла
Ребёнок:
Есть в России уголок,
Где из труб идёт дымок,
Оттого – то деревенька
Дымково зовётся.
Знаменита деревушка
Яркой, глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
Пёстрыми фигурками:
Барышнями, расписными петухами,
Курицами, индюками,
Барашками игривыми,
Веселит, ласкает взор
Пёстрый, радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки.
Змейки, ленточки и точки.
Воспитатель: Гжельский промысел
- Чем прославились гжельские мастера?
- Чем роспись гжельских мастеров отличается от других росписей? (ответы детей)
- Что мастера изображали на своих изделиях? (ответы детей)
На экране картинка Гжельского промысла
Ребёнок:
Только скажем слово «Гжель»
И увидишь зимний день – небо, снега белизну и теней голубизну
Все изделия из Гжели фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе розы, и ромашки украшают вазы, чашки…
То мазочек, то листочек, там цветок, тут завиточек,
Три мазка широкой кистью – появился синий листик,
Поработал кисти кончик – распускается бутончик.
И прекрасные узоры так притягивают взоры
Воспитатель: Городецкий промысел
- Чем прославились городецкие мастера? (ответы детей)
- Что любят изображать на своих изделиях городецкие мастера? (ответы детей)
На экране картинка Городецкого промысла
Ребёнок:
Расписное донце прялки
Изучаем мы с тобою,
Здесь игривые лошадки
Нам кивают головою
А диковинные птицы тянут свои крылья в небо
Может стоит научиться
Рисовать и нам всё это?
Верю, дело мы осилим,
И освоим Городец,
Чтобы красоту России
Донести до всех сердец!
Воспитатель: Хохломской промысел
- Чем прославились мастера хохломы? (ответы детей)
- Из чего изготовлены эти предметы? (ответы детей)
- Что изображают на изделиях? (ответы детей)
- Почему говорят «Золотая Хохлома»? (ответы детей)
На экране картинка промысла Хохлома
Ребенок:
В Хохломе не слыхали о зиме:
цвет зеленый от весны,
красный цвет – от лета,
солнца осени полны
золотые ветры.
От землицы – черный цвет,
черный цвет – от ночи
травок ветреных просвет,
кружева цветочков.
Солнца злато, ночи тьма,
расцветает Хохлома!
Воспитатель: Филимоновский промысел
- Какие изделия делают мастера филимоновского промысла? (ответы детей)
- Из какого материала они изготовлены?(ответы детей)
- По какой особенности можно отличить филимоновские игрушки от других игрушек? (ответы детей)
- Я назову цвета, а вы скажете какой из них филимоновские мастера не применяют в своей работе: красный, желтый, зеленый, оранжевый? (ответы детей)
На экране картинка промысла Филимоново
Ребенок:
Длинношеие зверушки
скачут по дорожке.
У лошадок - только ушки,
У коровок - рожки.
У барашка и оленя рожки побогаче.
Чудо-глину добывают и звонкую свистульку вылепляют, обжигают
И полоской украшают: красной, желтой, синей и зеленой.
А на грудку к петушку солнышко уселось,
Чтобы деткам весело свистелось!
Воспитатель: Поработаем и мы как мастера!
Физкультминутка:
Привезли мы глину из далека (обводят перед собой одной рукой другую)
Ну –ка за работу, чудо – мастера! ( идут по кругу взявшись за руки)
Слепим, высушить поставим в печь (ладонь к ладони «лепят», присесть)
Печка жаром пышет (сжимают и разжимают пальцы в кулаки)
А в печи – не калачи (машут перед собой указательным пальцем)
А в печи – игрушки (поворот вокруг себя)
А потом распишем (пальцы в щепотку, «рисуют» волнистую линию) Игрушки будут непростые, а волшебно – расписные! (разводят руками перед собой
Воспитатель:
-Какие умелые мастера у нас в России, создают так много прекрасного и прославляют нашу страну!
- Про таких людей говорят: «Мастер на все руки»
- Какие ещё пословицы и поговорки говорят нам о труде? (дети говорят знакомые пословицы и поговорки о труде)
«Умелые руки не знают скуки», «К большому терпению придет и умение», «Хочешь есть калачи, так не седи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «Глаза боятся, а руки делают», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Дело мастера боится», «Кто труда не боится, того и лень сторонится».
Воспитатель:
-Замечательные пословицы вы знаете!
-Ребята, посмотрите, перышко! До нас долетело перышко Марьи – искусницы, куда она перышки бросала там и появлялись мастера.
- Предлагаю стать сегодня мастерами и изобразить с помощью предметов помощников узоры в стиле одной из знакомых вам русских народных росписей – Городец.
- Посмотрите на предметы, работы будем выполнять в технике «разрезной пластилин».
-Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, то они помогут вам.
-Ещё одним помощником для вас будет музыка и песни, которые всегда сопровождали труд русских мастеров.
(звучит русская народная музыка, дети выполняют работы)
Воспитатель: Посмотрите на свои работы и скажите, всё ли у вас получилось что вы задумали? - С чем возникли трудности? (ответы детей)
- Какие элементы узора у тебя получилось сделать?
Воспитатель: Я радуюсь, смотря на ваши работы, вы обладаете умением творить прекрасное, возможно вы сможете других научить этим премудростям, а в будущем прославите нашу Родину – Россию.
Полюбуйтесь чудом!
Городецкой красотой
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастера может быть и среди нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года Тема: «Божья коровка в гостях у детей»
Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года...
Конспект образовательной деятельности детей ii группы раннего возраста "Солнышко и дождик"
Конспект образовательной деятельности детей 2 группы раннего возраста...
Конспект образовательной деятельности детей средней группы по познавательному развитию. Тема «Почему воду нужно беречь?»
Конспект образовательной деятельности детей средней группы по познавательному развитиюТема «Почему воду нужно беречь?»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1225472-1586158097.jpg)
Примерный конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в группе раннего возраста по теме: «Едем в гости к бабушке»
Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, любовь и глубокое уважение к дорогому человеку – к бабушке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/28/picture-491857-1435514098.jpg)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА на тему «Вот какое солнышко».
Формировать у детей представление о роли солнца в природе весной.Расширять представления детей о том, что весной солнце, согревая землю даёт возможность растительному миру изменяться. Активизировать с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в группе раннего возраста по развитию речи на тему: «Чья мама? Чей малыш?».
Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных; учить правильно называть их и их детенышей; угадывать животное по описанию...