патриотическое воспитание детей страшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья (старшая группа)

Самосудова Елена Анатольевна

обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт педагогической работы по теме:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Подготовила: Самосудова Е.А.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.

Актуальность: Всё чаще и чаще мы слышим такие понятия, как «патриотизм», «нравственность», а  в последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Конечно, я начинала работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви и уважения к своей Родине, чувство патриотизма.

Основной педагогической идеей моей работы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан и патриотов России.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. В своем опыте работы я использую дидактические игры так как она (дидактическая игра) одновременно является формой обучения, наиболее характерной для детей дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат.

 Я использую такие дидактические игры и упражнения как:

«Узнай по силуэту», «Достопримечательности  Бийска»,  «Транспорт Бийска», «Парные картинки», «Лото», «Собери флаг», «Цифра к цифре», «Придумай сказку о городе»…

Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы патриотического воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. А дидактическая игра по патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Вот именно поэтому создала картотеку дидактических игр по патриотическому воспитанию. Предлагаемые игры и упражнения могут быть проведены воспитателем, педагогом-психологом в любое время (на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей). 

Так же в  группе оформила центр гражданско-патриотического воспитания, где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном городе, крае, стране. В нем представлены следующие материалы: фотоальбомы «Хорошо у нас в саду», «Мы живём на Алтае», «Дружная семья», широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, страны, столицы России, снимки достопримечательностей,  иллюстрации и изделия народных промыслов, произведения устного народного творчества (потешки, сказки, былины, пословицы и поговорки), образцы российского герба и флага, а также герба города и Алтайского края. 

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей  во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы  родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем  человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено  особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины  - правильное отношение к обществу, людям.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Во времена Советского государства патриотизм был тесно связан с политической идеологией, т.к. его основу составляет отношение к государству, к нации, к другим странам. В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы А.А. Аронова, М.С. Джунусова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, А.С. Миловидова П.Е. Сапегина, Н.Н. Седовой, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Фарфоровского и др.

 В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, Н. Мазыкина, В.Ю. Микрюков, А.И. Попова, Ю.В. Савин, Е.С. Троицкий и другие ученые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами рус...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...