Семинар для педагогов. Звуковая культура речи дошкольников.
презентация

Алиса Владимировна Бабенко

Семинар о развитии в ДОУ звуковой культуры речи. Важные аспекты, цели и задачи. Возрастные особенности  воспитания у дошкольников звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.pptx698.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание звуковой культуры речи Выполнила учитель-логопед Бабенко А.В

Слайд 2

Определение понятия «Звуковая культура речи». Задачи по воспитанию звуковой культуры речи. Возрастные особенности воспитания у дошкольников звуковой культуры речи. План

Слайд 3

11111 Произносительные качества речи ( звукопроизношение, дикция, речевой слух и речевое дыхание ) 1 11111 Элементы звуковой выразительности речи (мелодика, интонация, темп, ритм, пауза, тембр, интонация) 2 11111 Элементы культуры речевого общения ( общая тональность речи, невербальное сопровождение процесса разговора) 3

Слайд 4

Звуковая культура речи является основной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ей в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО

Слайд 5

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников. Развитие речевого слуха и речевого дыхания Формирование правильного звукопроизношения Развитие средств звуковой выразительности речи(темпа и ритма речи, интонации и т.д )

Слайд 6

Формирование правильного звукопроизношения Родители Педагог Л огопед

Слайд 7

Младший дошкольный возраст Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношение гласных и простых согласных звуков , с использованием обще речевых умений(речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и т.д ) Ребенок учиться: воспринимать и воспроизводить образ слова, передать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием(говорить на выдохе), воспроизводить ритм страхования.

Слайд 8

Особенности усвоения детьми звукопроизношением(ранний и младший дошкольный возраст) Вначале дети усваивают не те звуки которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести: Первым осваивается звук «а»; Затем звуки «и» , «у», которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; Потом в их речи появляются «э» и «о»; Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы».

Слайд 9

Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки( например звук «с» переходит в «ш» чрез стадии «с»- « сь »- «ш»).

Слайд 10

Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и , как правило, один из них либо пропускается , либо искажается ( хотя изолированно ребенок этим звуков владеет). Часто встречаются искажения за счет сокращения слов, пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: « тамвай », « бабан », « тефон ». А так же дети делают перестановки звуков или целых слогов : « скоровода »

Слайд 11

Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Для развития дикции: Шутки – чистоговорки («Бы-бы-бы- идет д ым из трубы» ) Потешки , поговорки, фразы содержащие определенную группу звуков(«У Сани едут сани сами») Упражнения на договаривайте слогов, название слов сходных по звучанию ( «Мишка-мышка») Речевые задания на интонацию( «Ши-ши-ши- где гуляют малыши? Ши-ши-ши- здесь гуляют малыши»).Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Слайд 12

Средний дошкольный возраст Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя: Формирование правильного звукопроизношения; Развитие фонематического восприятия; Развитие речевого дыхания; Развитие умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

Слайд 13

В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей появляются шипящие звуки. Некоторые уже произносят звук Р, однако они еще не владеют им в полную силу. Дети способны повышать и понижать громкость голоса, ускорять и замедлять темп речи, а так же пытаются найти сходства в звучании некоторых слов. Так же в среднем дошкольном возрасте у многих детей наблюдается смазанная, не ясная речь, за счет недостаточной регуляции мышц речедвигательного аппарата и нарушения фонематического слуха- способности правильно слышать фонемы.

Слайд 14

Работа по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста звуковой культуры речи. Правильная четкая не торопливая речь окружающих ребенка взрослых людей; Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, коротких рассказов; Ролевые игры; Музыкальные игры; Проговаривание(пение)слоговых цепочек с сохранными звуками(ПА-ПО-ПУ-ПЫ; БА-БО-БУ-БЫ), чистоговорок , скороговорок; Развитие фонематического слуха и силы голоса: «Скажи тихо-громко», « Скажи медленно- быстро», «Угадай что звучит?», «Угадай чей голос?», «Отхлопай ритм?», «Хлопни когда услышишь звук А(О,У)» ит.д

Слайд 15

Старший дошкольный возраст Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по освоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка, является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыка четкой, правильной, выразительной речи. К концу дошкольного возраста, ребенок в норме должен овладеть правильными произносительными качествами речи: Слышать каждую фонему языка; Не смешивать ее с другими фонемами овладевает их произношением; Элементы звуковой выразительности и культуры речевого общения должны быть достаточно с формированными .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума «Развитие звуковой культуры речи»

Цель - повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при развитии звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников. Звуковая культ...

Семинар - практикум "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников"

Семинар - практикум " Воспитание звуковой речи дошкольников" работа с родителями....

Семинар-практикум по звуковой культуре речи для родителей младшей группы 3-4 года

В данном материале прдложено несколько простейших игр по формированию звуковой культуры речи, пальчикове игры....

Презентация для семинара-практикума с родителями «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на воспитание  звуковой культуры речи детей ст...

Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...

Материалы к семинару-практикуму по теме: "Аспекты формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Данный материал представлен в виде таблицы, в которой нашли свое отражение основные направления работы по данному вопросу. Формировать звуковую культуру речи или ЗКР у детей дошкольного возраста можно...

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры ...