Конспект семинара-практикума «Развитие звуковой культуры речи»
материал по коррекционной педагогике

Букаева Татьяна Ивановна

Цель - повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при развитии звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников. 

Звуковая культура речи- один из компонентов речи, которая формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха, является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их   людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara-praktikuma_dlya_vospitateley53.95 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «СКАЗКА»

г. ПОРОНАЙСКА, 694242   г. ПОРОНАЙСК, ул. ФРУНЗЕ11, тел.: (424-31) 44044,

факс: (424-31) 44044. E-mail:mbdou – skazka 5 @mail.ru

ИИН 6507009971 / КПП 650701001   ОГРН 1026500914824

________________________________________________________________

КОНСПЕКТ

СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

                                                                                 Выполнила:  

                                                                                                              Букаева Татьяна Ивановна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                         учитель-логопед

2019г.

Семинар – практикум

«Развитие  звуковой культуры речи»

Категория участников : воспитатели дошкольных групп.

Ведущий семинара: Учитель-логопед Т.И.Букаева.

Разработчик : Т.И.Букаева.

Оборудование :

-зеркала;

- комплексы упражнений для развития артикуляционного аппарата ;

- телевизор;

-компьютер;

-столы, стулья для участников семинара;

-цветные карандаши ( красного, синего и зеленого цветов)

Предварительная работа :

  1. Изучение программного содержания по звуковой культуре речи в соответствии с

 «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

2. Изучение комплексов артикуляционных упражнений.

План:

Часть І. Теоретическая

1. Воспитание звуковой культуры (сообщение воспитателя логопедической группы)

2. Развитие  звуковой культуры речи  (Букаева Т.И.)

 - классификация звуков русского языка;

-  участие речевых органов в образовании звуков.

Часть ІІ. Практическая

          Работа в группах:

1. Организация работы по звуковой  культуре  речи с детьми дошкольного возраста.

2. Педагогические ситуации. Работа над ошибками.

Ход семинара

Вступительная часть.

Воспитатели заходят в зал.

Уважаемые коллеги!

         Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

        Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

        От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное общение ребенка с окружающими его людьми, степень его социального развития. И сегодня мы будем говорить о звуковом развитии речи детей, а также  необходимых условиях для формирования звуковой культуры речи. Предлагаю ознакомиться с темой нашего семинара - практикума.

Цель - повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при развитии звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Задачи: 

1. Систематизировать знания педагогов по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в умении применять знания в организации работы по звуковой  культуре  речи с детьми дошкольного возраста.

1. Воспитание звуковой культуры

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и слово-произношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

  • развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
  • развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуко-высотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

2. Развитие  звуковой культуры речи /Букаева Т.И./

(Слайд) Культура речи  - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи- один из компонентов речи, которая формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха, является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их   людьми. 

  В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано с различными социальными причинами, ухудшением экологической обстановки, ослаблением здоровья детей и ростом детской заболеваемости.

  По медицинским данным в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перенатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка. Речь страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.На сегодняшний день у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.

 (Слайд ) Недостаточная сформированность звуковой культуры речи может повлечь за собой целый ряд нарушений:

• обеднение словаря ребенка;

• нарушение грамматического строя родной речи;

• задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов.

Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

(Слайд ) Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи детей педагогам необходимо:

- знать возрастные особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста;

- определять задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи;

- создавать условия в группе для развития звуковой культуры речи;

- уметь планировать воспитательно – образовательный процесс.

(Слайд ) Направления работы над звуковой культурой речи ребенка это:

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие речевого дыхания, памяти, слухового внимания, умение различать неречевые звуки;

- развитие мелкой и общей моторики рук;

- развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха (учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук);

- развитие правильного произношения гласных и согласных звуков;

- развитие звукового анализа и синтеза слов;

- работа над голосом, дикцией, темпом речи, интонационной выразительностью.

(Слайд )   Артикуляционная гимнастика- это совокупность особых  упражнений, способствующих укреплению и развитию подвижности мышц артикуляционного аппарата,  развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.  Все артикуляционные упражнения должны проводиться в игровой форме два-три раза в день.  Продолжительность гимнастики — до 5 мин. В комплекс должно входить 4—5 упражнений:  2—3 статических и 2—3 динамических.

/1.ЛЯГУШКА-ХОБОТОК   2.ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ/

(Слайд ) Упражнения на дыхание

  При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.

 Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило:

• воздух набирать через нос, плечи не поднимать;

• выдох должен быть длительным, плавным.

(Слайд ) Неречевые звуки  Звуковые загадки.  /Часы. Будильник. Фотоаппарат. Телефон./

Цель: учиться различать и запоминать неречевые звуки, развивать память, слуховое внимание.        

(Слайд ) Звуковой анализ слова           / С О К/      http://www.artleo.com/pic/201106/1680x1050/artleo.com-3563.jpg

Цель. Развитие звукового анализа.

 (Слайд ) Задание.   Назови место звука (к)  в словах по картинкам.  Где слышим звук (к)?

Цель.  Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

           C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\Мои рисунки\Рисуночки\баклажан.jpg                C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\Мои рисунки\Рисуночки\рисунки в самый умный\i3.gif
C:\Documents and Settings\логопед\Рабочий стол\Мои рисунки\Рисуночки\рисунки в самый умный\i7.gif

Слайд ) Составьте слово из первых букв (синтез слова).

 Цель. Учить составлять слова из звуков.

Слон, корзина, апельсин, зонт, кресло, арбуз. (СКАЗКА)

3. Практическая часть.

Для того, чтобы приступить к практической части нам необходимо разделиться на группы. 

(Слайд ) Задание 1. Какой первый звук слышим в этих словах? Раздели слова на слоги.                                                                       

                       / Пингвин. Лягушка. Носорог.  /                                                                                                                                    

(Слайд) Задание 2.  Придумайте  слова, чтобы звук (К)  находился в начале, середине, конце слова.

(Слайд) Задание  3. Игра  «Слоговой аукцион» Придумайте как можно больше слов со слогами (ЛА   ЛО   ЛУ):

  • лапа, лампа, лайка...
  • лоб, локоть, лось…
  • лук, луна, луковица… .

(Слайд ) Задание  4.  /Игра с мячом. / «Лягушка убегает от цапли»

 Цель: учить определять наличие (отсутствие)  звука (А) ,(П)  в слове, развивать фонематический слух.

Аист        

сыр

 рыба

арбуз

юла

 Повар

укроп

перо

цветок

топор

(Слайд ) Задание  5. Скороговорки  (Одну из них нужно проговорить в быстром темпе, другую – быстро и с  определенной интонацией  (сердито, удивленно, весело…))

       1. Труба трубит, труба поет, трубач по улице идет.

       2.  У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.

       3.  Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Итог:        

Оцените значимость нашего мероприятия в системе своей работы над звуковой культурой речи детей.

Благодарю за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Семинар – практикум для воспитателей «Звуковая культура речи – это очень важно»

Семинар – практикум для воспитателей«Звуковая культура речи – это очень важно»...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...