Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Снеговичок и волшебные снежинки»
план-конспект урока по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад №54 п. Михайловка

Конспект занятия

по развитию звуковой культуры речи

«Снеговичок и волшебные снежинки»

Выполнила: Голубева Г. В.

                                                                                                              воспитатель


Задачи:

Коррекционные:

  • Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
  • Вызывать правильное соотношение звуков «С», «З» посредством артикуляционной гимнастики;
  • Производить анализ и синтез звуков в словах;
  • Произносить звуки в словах, предложениях.

Развивающие:

  • Развивать психологическую базу речи (внимание, память, воображение);
  • Развивать слуховое внимание детей, а на его основе фонематический слух;
  • Уточнять и обогащать словарь, развивать функции словоизменения;
  • Закреплять понятие о месте звука в слове;
  • Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

Воспитательные:

  • Воспитывать потребность ребенка в общении;
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент (на занятие приходит Снеговичок, приносит заколдованные волшебные снежинки, просит детей расколдовать снежинки)

  1. Снежинка №1 – загадки

С: Вы узнаете, какие мы будем изучать звуки, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках.  Какой первый звук в словах-отгадках?

Пушистый ковер                                                             Наступили холода,

        Не руками ткан,                                                                 Обернулась в лед вода,

Не шелками сшит,                                                            Длинноухий зайка серый

При солнце, при месяце                                                  Обернулся зайкой белым.

Серебром блестит.    (Снег)                                        Перестал медведь реветь,

                                                                                 В спячку впал в бору медведь.

Странная звездочка с неба упала,                                    Кто скажет, кто знает,        

Мне на ладошку легла и пропала.          (Снежинка)      Когда это бывает?   (Зимой)

        В гору бегом, с горы кувырком.  (Заяц)

Дети называют звук «С» и «З». Произнесение звуков детьми з-з-з-з, с-с-с-с хором и индивидуально.

  1. Снежинка №2 – артикуляционный уклад звуков «С», «З»

Артикуляционный уклад звука «С» перед зеркалом

Губы растянуты в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, сильная, идет по центру язычка (ладонь для контроля тыльной стороной у рта). Горлышко «молчит» (ладонь для контроля тыльной стороной на гортани). Звук «С» согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружочком.

Артикуляционный уклад звука «З» перед зеркалом

Губы растянуты в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, слабая, идет по центру язычка (ладонь для контроля тыльной стороной у рта). Горлышко «дрожит», голосок работает (ладонь для контроля тыльной стороной на гортани). Звук «З» согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим кружочком.

  1. Снежинка №3. Произношение звуков «С», «З» в слогах.

Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а … (са), с’, и … (си), с, у … (су), з, а … (за), з’, и … (зи), з, у … (зу).

Произношение звуков «С», «З» в словах.

А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Придумайте имя» со звуком «С» (Саша, Слава), «С’» (Сема, Сеня), «З’» (Зина), «З» (Зуля, Зоя).

  1. Снежинка №4 – игра «Повтори правильно».

 Произносится вопросительно, утвердительно, удивленно, радостно.

За-за-за, за-за-за                                                 Са-са-са, са-са-са

Здесь привязана коза.                                     К нам летит оса.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы                                        Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Мало травки у козы.                                       Не боимся мы осы!

Зу-зу-зу, зу-зу-зу                                                 Су-су-су, су-су-су

Отвязали мы козу.                                                 Видел кто из вас осу?

За-за-за, за-за-за                                                 Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Залезай в сад коза.                                                 Мы не видели осы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу                                                    Са-са-са, са-са-са

Привязали мы козу.                                          Отгадайте, где оса?

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

  1. Снежинка №5

Давайте поиграем в игру, закройте глаза, если вы услышите звук «З» хлопните в ладошки, а если звук «С» потопайте ножками.  Самолет, стол, зефир, стул, замок, зуб, задвижка, самовар.

Назовите слова, где звук «С» находится в начале, в середине и конце слов: санки, колесо, автобус. Найдите место звука «З» в словах: заяц, ваза.

  1. Снежинка №6 – игра «Доскажи словечко»

Са-са-са, са-са-са прилетела к нам оса (говорим громко-тихо-шепотом; вместе со взрослым, затем индивидуально)

Су-су-су, су-су-су кот прогнал осу (проговариваем быстро, медленно)

Предлагается детям закончить фразу самостоятельно и повторить фразу разными голосами и с разной интонационной выразительностью:

Са-са-са … там летит оса

Су-су-су … как прогнать осу, … я боюсь осу

  1. Снежинка №7 – чтение стихотворения

- Зайчик, зайчик, где гулял?

- На полянке танцевал!

- Где ты белочка скакала?

- Я орешки собирала!

- Эй, зверята, где вы были?

- Мы снега лепили!

А теперь снеговичок просит произнести это стихотворение громко и медленно, шепотом и быстро. Предлагается детям рассказать стишок по ролям (дети – зверюшки, педагог – автор, от имени снеговика) с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией.

  1. Снежинка №8 – физкультурная минутка

Снеговик читает стихотворение, дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

Выпал беленький снежок,                             Снег, снег, белый снег

Соберемся мы в кружок.                                Кружит, падает на всех,

Снег, снег, белый снег                                   Мы из снега ком слепили,

Засыпает он нас всех.                                      Потом куклу смастерили.

Мы на саночки садимся                                  Снег, снег, белый снег,

И под гору быстро мчимся.                            Кукла вышла лучше всех,

Снег, снег, белый снег,                                   Дети к вечеру устали,

Мчимся мы быстрее всех.                               Все в кроватках задремали.

Дети все на лыжи встали,                               Снег, снег, белый снег,

Друг за другом побежали.                               Спят ребятки крепче всех.

  1. Снежинка №9 – закончи фразу, чтоб получилось складно:

Сы-зы-сы-зы мягка шерстка у … (козы)

Се-зе-се-зе дадим сена мы … (козе)

Ось-ось-ось ест осинку … (лось)

Оси-оси-оси по лесу бродят … (лоси)

Зы-сы-зы-сы хвост пушистый у … (лисы)

Я поехал на машине … (у меня порвалась шина);

Побежал за стрекозой … (тут же встретился с козой);

Я разбил сегодня чашку … (и сорвал в лесу ромашку);

Зацепился я за сук … (а под ним сидел барсук);

Под столом лежала кошка … (рядом с ней стоит лукошко).

  1. Снежинка №10 – игра «Один-много» с использованием картинок

Сосулька – сосульки

Снежинка – снежинки

Шар – шары

Мороз – морозы

Зима – зимы

Сугроб – сугробы

Заяц – зайцы

Сколько слогов в словах зима, сосулька, шар?

Подберите слова сходные по звучанию

Снежинка – пылинка; лягушка – подушка; корзина – малина

  1.  Снежинка №11. Произношение звуков в словах и словосочетаниях

Назовите ласково слово зима (зимушка, зимонька). Зимой в какой лес мы пойдем? (В зимний лес) Какую одежду оденем? (Зимнюю одежду) Какие сапоги? (Зимние сапоги) Какую шапку? (Зимнюю) Чувствуете какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом)

  1. Итог занятия, рефлексия

Снеговичок благодарит детей за расколдованные снежинки с выполненными заданиями, дарит раскраски, прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Волшебный мир звуков»

Упражнять детей в различении на слух знакомого звука в дифференциации звуков С – З. Задачи: Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух; Упражнять в отчетливом произнесении задан...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»

Конспект  комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звука «С»

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группеТема: «Волшебный мир звука «С»Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста для четкого произношени...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...