Круглый стол «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»
материал

Прокопьева Наталия Николаевна

Круглый стол

«Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol-_prokopeva_n.n.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»

Цель:

  • Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
  • Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
  • Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.

Задачи:

  • Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;  
  • Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  • Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.

Участники: молодые педагоги, стаж работы до 3х лет

Ход работы:

Игра «Воспитатель: кто это?» Уважаемые педагоги, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

 Игра «Качества»

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.
У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

Воспитатель 21 века – это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;


 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.


Информационная компетенция – объем информации педагога о себе,  о воспитанниках , родителях, о коллегах.


 Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

 

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Условия профессионального роста:

  • Самообразовательная работа   

- Что в неё входит? Или  из чего она состоит? (Задать  вопрос молодым педагогом, выслушать и потом озвучить список ниже…)

  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
  • Обзор в Интернете
  • Посещение семинаров, конференций.
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
  • Изучение информационно-компьютерных технологий.
  • Участие в конкурсах различного уровня.
  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

 

ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Существует семь позиций и всего лишь одна из них адекватная, приводящая к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Определите, какая позиция воспитателя вам больше подходит, а в определении этого вам помогут сказочные герои:

  1. Карабас-Барабас.
  2.  Мальвина.
  3.  Красная Шапочка.
  4. Спящая красавица.
  5. Наседка.
  6. Снежная королева.
  7.  Мери Поппинс.

1.Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.

Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

2.Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.

3.Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Она в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант.  

Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач.

4.Спящая красавица. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).

      Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.

      Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

      5.Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.

      Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.  

6.Снежная королева. Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем.  Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

7.Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».

Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе  эти стороны,  преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.

Самая адекватная из позиций  Мери Поппинс, к ней надо стремиться.

 

     Рефлексия: заполнение анкеты «Анкета для молодого воспитателя ДОУ»

                   

Анкета для молодого  воспитателя ДОУ

1. Ф.И.О.

2. Дата рождения

3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация)_____________________________________________

4. Семейное положение______________________________________________

5.Какой стаж Вашей педагогической деятельности?

•        Только начал свою профессиональную деятельность;

•        От 1 до 2 лет;

•        От 2 до 3 лет;

•        От 3 до 5 лет;

6. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?_______________________________________________________

7.Что в профессии воспитателя вы считаете самым главным?______________

_________________________________________________________________

8.Какими личностными качества, по-вашему мнению, должен обладать воспитатель?___________________________________________________________

9.Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)? ____________________________________________________

10. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?___________________________________________________________

11.Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

•        Да, изменилось в лучшую сторону;

•        Да, изменилось в худшую сторону;

•        Нет, осталось прежним;

•        Затрудняюсь ответить;

•        Другое

12. С какими трудностями Вы столкнулись в работе?_______________________

_________________________________________________________________

13.В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

•        Тревожность, неуверенность в своих силах;

•        Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;

•        Пессимизм, чувство собственной неполноценности;

•        Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;

•        Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;

•        Страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями дошкольников;

•        Другое

14. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

_________________________________________________________________

15. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? _____________

_________________________________________________________________

16.Что является источником повышения вашего профессионального уровня?

•        Изучение методической литературы, учебных пособий;

•        Изучение научно-педагогических журналов;

•        Изучение научных статей в сети Интернет;

•        Изучение электронных учебников и книг;

•        Другое

17.Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще?__________________________________________________________________

18.Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?

•        Признание Вашей работы;

•        Уважение со стороны коллектива;

•        Хорошая заработная плата;

•        Хорошие условия работы;

•        Возможность самосовершенствоваться;

•        Стабильность, надежность организации;

•        Творческая деятельность;

•        Высокое разнообразие деятельности;

•        Возможность работать с детьми;

•        Другое

19. Что Вас привлекает в работе коллектива:

•        новизна деятельности;

•        условия работы;

•        возможность экспериментирования;

•        пример и влияние коллег и руководителя;

•        организация труда;

•        доверие;

•        возможность профессионального роста.

20. Что Вам хотелось бы изменить?_____________________________________

_________________________________________________________________

21.Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?_________________________________________________________

22.Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт?__________________________________________

23.Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое?

24.Чем бы Вы хотели увлечь детей?___________________________________

25.Чем на Ваш взгляд вы могли бы быть полезны детям?____________________

_________________________________________________________________

26. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»

Ø Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.Ø Пом...

«Повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей через использование коучинг-сессии»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка...

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29464948","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества

Материалы выступления на Городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североральского городского округа. Тема: "Реализация части ОП ДО, формируемой участн...

«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя

Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...