«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
материал
Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_festivale.docx | 14.25 КБ |
zhurnal_shkola_molodogo_pedagoga.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию одну из возможных форм работы с начинающими и молодыми педагогами – интерактивный журнал «Школа молодого педагога».
Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В связи с этим я как педагог-психолог стараюсь уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию.
Мой журнал предназначен для того, чтобы помочь молодым специалистам войти в профессию и присоединиться к большой и дружной семье воспитателей детского сада. Каждый выпуск журнала планируется посвящать определенной теме, раскрывающей особенности работы с детьми, родителями, другими специалистами ДОУ.
В сентябрьском номере мы познакомили с краткой историей появления детских садов в России, с великим педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским, представили информацию по организации «Школы молодого педагога» в нашем детском саду, а также стадии адаптации молодых педагогов в форме чек-листа.
Темой октябрьского номера станет «Портрет ребенка раннего возраста», педагог с которым мы познакомим молодых специалистов В.А. Сухомлинский, а также расскажем про работу детских садов в первой половине 20 века.
Ноябрьский номер посвятим теме грамотного планирования деятельности воспитателя – «Тайм-менеджмент в работе воспитателя», познакомим с А.С. Макаренко и его теорией воспитания, продолжим путешествие в историю дошкольной педагогики и узнаем, как выстраивали свою работу детские сады во второй половине 20 века.
Журнал остается в группе у воспитателей. В дальнейшем планируется добавить еще несколько рубрик, которые будут посвящены решению проблемных ситуаций в группе, рекомендации по организации деятельности детей дошкольного возраста, игры, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Помимо журнала я разработала психолого-педагогический проект «Школа начинающего воспитателя». Он направлен на создание условий для профессионального роста начинающих и молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность в должности «Воспитатель».
Работа «Школы начинающего педагога» строится исходя из возрастных особенностей детей, в группе которых работает начинающий воспитатель. Занятия в Школе проходят в форме коуч-сессий, консультаций, решений проблемных ситуаций, мастер-классов, просмотра открытых занятий.
Вот таким образом мы организуем работу с начинающими и молодыми педагогами. Надеюсь, что данный опыт работы поможет вам в работе с вашими молодыми специалистами, а наша общая педагогическая семья каждый год будет совершенствоваться и развиваться. А в заключении хочется привести высказывание Артура Шнабеля, австрийского пианиста и педагога: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников». Открывайте двери своим ученикам! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: История детских садов в России Стр. 3 К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики стр. 5 « Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя стр. 6 Слово редактора Уважаемые молодые педагоги! Наш журнал предназначен для того, чтобы помочь вам войти в профессию и присоединиться к большой и дружной семье воспитателей ДОУ! Каждый выпуск журнала будет посвящен определенной теме, раскрывающей особенности работы с детьми, родителями, другими специалистами ДОУ. Сентябрьский выпуск журнала было решено посвятить теме наставничества в дошкольном учреждении. Выбор темы не случаен: 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России». К тому же 27 сентября в нашей стране отмечается День дошкольного работника. В сентябрьском номере Вы сможете познакомиться с краткой историей появления детских садов в России, поближе познакомитесь с К.Д. Ушинским, найдете информацию по организации «Школы молодого педагога» в нашем детском саду.
Первые детские сады в России В России воспитание малолетних детей долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях. Прообразом детского сада были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 г. А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Однако педагогические принципы воспитания малолетних в то время еще не были выработаны. Название «Детский сад», укоренившееся в России в последней трети XIX в., пришло из Германии – от « Киндергартена », основанного в 1837 (одновременно с демидовскими детскими комнатами) в Бад-Бланкенбурге в Тюрингии Ф. Фребелем – педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания. По мысли Фребеля , назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами». У « фребелевской » педагогической системы нашлось немало последователей в России, причем здесь она была обогащена местным опытом. 3 История педагогики
В числе первых « фребелевцев » была С. А. Люгебиль , жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля , одного из учредителей Санкт-Петербургского педагогического собрания. В 1862 она при поддержке мужа открыла первый в С.-Петербурге детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста (второй в России после открытого в 1859 в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского ). Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. С детьми проводились выезды на природу. Воспитательницы приглашали родителей наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы по воспитанию. Заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств. Первые фребелевские детские сады в С.-Петербурге были дорогостоящими заведениями, рассчитанными на детей из состоятельных семей. Плата за одного ребенка в них составляла 3–5 руб. в месяц. Однако опыт их работы был использован при создании детских воспитательных заведений благотворительного характера. 4
5 Великие наставники
6
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. 7 Работа с кадрами
Вопрос создания Школы молодого педагога является современным и актуальным практически для любого дошкольного учреждения. Целью работы нашей Школы является: - создание условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи Школы: - помочь молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми, родителями); - обеспечить постепенное вовлечение молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребности в непрерывном самообразовании; - обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов, поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, формировать интерес к педагогической деятельности; - совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов. 8
«Школа молодого педагога» в нашем детском саду работает давно. Только называлась эта форма методической поддержки молодых воспитателей проще – наставничество. За каждым воспитателем закреплялся наставник. Он помогал войти в профессию, советовал, оказывал консультативную помощь по мере необходимости. Но изменения, происходящие в современном дошкольном образовании, диктуют совершенно другие формы организации работы. Так в нашем ДОУ возникла «Школа молодого педагога». Кого мы зачисляем в Школу? Мы считаем, что не только педагоги, закончившие педагогический колледж совсем недавно должны в нее входить. Это могут быть и специалисты с определенным стажем педагогической деятельности, с наличием квалификационной категории. Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной. 9
Итак, вы молодой специалист, который пришел работать в дошкольное учреждение. Конечно же, Вы не сразу станете профессионалом, а пройдете определенные стадии адаптации. Изучить стадии адаптации вам поможет чек-лист «Молодой специалист в ДОУ: стадии адаптации». 10 Чек-лист «Молодой специалист в дошкольной образовательной организации: стадии адаптации» Новичок Практикант, выпускник педагогического колледжа или ВУЗа. Низкая мотивация, нет опыта, а иногда и знаний. Этап длится 1,5 месяца. Чем больше у новичка бойцовских качеств, тем быстрее он переходит в следующий этап. Уверенный новичок Начинающий педагог, который уверен в своих силах. Высокая мотивация, есть знания, но не хватает профессионализма. Этап длится 2 года.
11 Идеальный работник Опытный педагог, которого ценит руководитель и уважают коллеги. Высокая мотивация, есть знания и опыт. Этап длится 5 лет и дольше, если работник видит результат своих трудов. Перегоревший работник Неизбежный этап Опытный педагог, который на предыдущем этапе не получил поддержки руководителя или коллег
Чтобы стать «Идеальным работником» вам нужно изучать большое количество информации, посвященной проблемам образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Работая с наставником, вы успешно пройдете «Школу молодого педагога» и получите необходимый запас знаний. Удачи Вам, молодые специалисты, и с наступающим, теперь уже и для Вас, профессиональным праздником – с Днем дошкольного работника! 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога
Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...
"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...
Круглый стол «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»
Ø Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.Ø Пом...
Организация самообразования как одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов
Данный материал раскрывает последовательность работы педагогов дошкольной организации над темой по самообразованию....
Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)
С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...
«Повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей через использование коучинг-сессии»
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка...
Наставничество как форма повышения профессиональной компетенции молодых педагогов в ДОУ. Презентация.
Презентация представлена на конкурс профмастерства....