Организация самообразования как одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов
презентация
Данный материал раскрывает последовательность работы педагогов дошкольной организации над темой по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_samoobrazovanie.pdf | 1.01 МБ |
tekst_k_prezentatsii.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация самообразования как одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов
Становление новой системы образования требует от педагога дошкольной организации непрерывного профессионального роста. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную деятельность. В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции воспитателя является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного педагога, который поможет не «отстать от поезда современности», оно расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому-либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда быть воспитателем?
Направление и содержание самообразования определяется самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определённые затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
Старший воспитатель должен учитывать индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к саморазвитию. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чём он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Для реализации дифференцированного подхода в определении направлений профессионального развития педагогов рекомендуется тема самообразования соответственно опыту педагога и педагогическому стажу.
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.), поэтому одна из важнейших задач методической службы ДОУ - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя, методиста. Методическая работа необходима воспитателю: в определении темы, целей и задач; в планировании работы по самообразованию; в ходе реализации плана; в изучении и анализе результативности своей работы.
Старший воспитатель изучает затруднения педагога по проблеме самообразования и помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения за разными сторонами педагогического процесса, помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. В этом случае эффективны индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Важно не только убедить воспитателя углублённо заняться какой-то проблемой, но и осуществлять контроль за тем, как проходит эта работа.
Как правильно сформулировать тему?
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи: 1) деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ и 2) педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Формулировку темы можно сформулировать по схемам (вы их можете видеть на слайде).
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой. В нём указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.
План самообразования педагога
на 2018-2019 учебный год
Ф.И.О. педагога ______________________________
Тема самообразования ________________________
Проблема | Цель | Этап | Содержание работы | Результат |
Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2 недель до 3 лет.
Существует много форм обобщения результатов самообразования. Задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы пробудить творческий интерес к этой работе, посоветовать каждому наиболее доступную форму обобщения результатов самообразования. Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию конспектов.
В процессе работы над темой самообразования и после её завершения педагог представляет наработанный материал.
Результаты работы по самообразованию – источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это конспекты занятий, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, картотеки по определённой тематике и многое другое. Организовываются педагогические гостиные, аукционы (ярмарки) педагогических идей, где педагоги имеют возможность поделиться результатами изучения своей темы по самообразованию.
Важно помнить, что самообразование воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми. Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессиональной компетенции каждого педагога ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
•Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование ЗУНов учащихся.•Оценить актуальность темы самообразования каждого педагога. Дать рекомен...
Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.
Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....
Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации
В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ...
Презентация по теме "Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога"
Самообразование - это самостоятельное преобретение знаний.Самообразование - Целенаправленная работа педагога....
САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...
- Мне нравится (1)