Консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста: поощрение или наказание?"
консультация

Бердникова Надежда Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

 «Методы воспитания детей дошкольного возраста: поощрение или наказание?»

  

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок успешно социализировался в обществе, стал полноценной достойной личностью. Для этого ребёнок должен прислушиваться к взрослым, подчиняться их требованиям и соблюдать определённые правила. Ведь родители желают только самого лучшего своим детям и  плохому не научат. Однако не все дети готовы беспрекословно слушать маму и папу и подчинятся установленным ими правилам. Часто родители сталкиваются с тем, что поведение ребёнка становится неуправляемым. Родители начинают бить тревогу. Что же делать? Взрослые используют всевозможные  способы, чтобы  контролировать  поведения ребенка. Рассмотрим некоторые способы контроля:

• негативные: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

• позитивные: просьба, похвала, поощрение.  

Так сказать, у всех родителей свой подход к воспитанию.

Рассмотрим некоторые способы воспитания с точки зрения их эффективности. Самым демократичным способом воспитания  конечно же является просьба.  Хотя это не всегда так, особенно малоэффективно, применяемо к  маленьким детям. Например: не имеет  смысла уговаривать ребенка не трогать острые опасные предметы в тот момент, когда его рука уже почти коснулась лезвия ножа. Целесообразнее объяснить ребёнку, что это очень опасно.

Таким образом, можно сделать вывод, что без замечаний и запретов воспитывать ребенка практически невозможно. С помощью замечаний и запретов можно пресечь недопустимое поведение малыша. Важно чтобы запреты, требования или замечания взрослых подействовали на ребенка. Они должны быть им услышаны и правильно приняты к сведению. Как же эффективно выдвигать свои требования и запреты? Рассмотрим ещё один метод воспитания детей такой, как  наказания.

Наказания, без сомнения, помогают добиться желаемого результата и естественно дисциплинируют ребенка. Однако не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания. А также страх.  Это  может перерасти в агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать вам назло.

Это может привести к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, а также подавить проявление инициативы у детей. Он будет бояться самостоятельно принимать те или иные  решения. Тем самым это может значительно усложнить его жизнь в будущем. Ребёнок потеряет уверенность в себе и свои силы.

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях.

Наказание обязательно должно быть справедливым. Самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет только пользу.

Каждый ребёнок индивидуален.

Поэтому, очень важно учитывать его индивидуальные особенности. Например, гиперактивного ребёнка нельзя постоянно наказывать, читать нотации и кричать на него. Это приведёт только к ухудшению его поведения. С такими детьми напротив нужно общаться спокойно, проводить воспитательные беседы в дружелюбной обстановке.

Ребенка нельзя наказывать: когда он болен, плохо себя чувствует,  перед сном или сразу после сна, во время еды.

Ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка, когда он искренне старается что-то сделать, но у него не получается. Возможно, у него ещё не достаточно знаний или умений. Лучше ему помочь и сделать всё, чтобы он поверил в свои силы. Ребёнок будет вам очень благодарен и это поспособствует более доверительным  отношениям между вами. А это очень важно касаемо  детско-родительских отношений. Нельзя наказывать ребёнка без причины, а только потому, что у вас нет настроения. В этом нет его вины!

Что касается физических наказаний, они не допустимы, поскольку отрицательно сказываются на личности ребенка. Хотя зачастую поведение детей  абсолютно не поддаётся контролю.  Не помогают ни запреты, ни уговоры, ни просьбы. У взрослых нет другого выбора, кроме как применить физическую силу. Однако родители обязаны контролировать свои эмоции и постараться найти подход к своему ребёнку без применения физической силы.

В процессе воспитания ребенка необходимо использовать такие методы как похвала и поощрение. Психологами доказано, что положительные эмоции намного эффективнее отрицательных. Похвала помогает ребенку обрести уверенность в себе. Внимание, ласка, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает от родителей, помогут  достичь поставленной цели.

Похвала состоит из двух компонентов – родительских слов и выводов детей. Слова мамы и папы должны иметь четкую положительную оценку поступков своих чад. Для того чтобы дети могли сделать из них вывод о себе и своих способностях.

Однако похвала бывает разная и не всякая приносит пользу. Как правильно хвалить ребенка?

- Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко. Это не дает никакого стимула к его развитию.

- Не стоит захваливать ребенка, тем более, если это неискренне. Похвала теряет свою ценность. Ребёнок привыкнет к тому, что его постоянно хвалят, вследствие чего разовьётся эгоизм.

 Очень важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что люди не столь высоко оценят его действия, как он сам считает, то это может привести к нервозным состояниям.

Приведём пример правильной похвалы: «Спасибо тебе  за то, что ты привел в порядок свою комнату». И неправильная похвала: «Ты у меня просто молодец!». Правильная похвала: «Ты нарисовал  красивый рисунок». Неправильная похвала: «Ты просто настоящий художник».

Ни в коем случае, нельзя ставить в пример ребёнку другого ребёнка. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативное отношение  друг к другу, неправильное соперничество.

И в заключении, при применении тех или иных методов воспитания, в первую очередь нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация "Поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Содержание материала поможет разобраться в друх разных мирах мальчики и девочки....

Консультация "Трудности в воспитании детей дошкольного возраста"

данная консультация рассказывает какие трудности возникают у воспитателей при воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Воспитание детей дошкольного возраста: поощрение и наказание» (семинара-практикум)

Повышение компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста....