План кружковой работы по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Скоро в школу мы пойдём"
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам.заведующего

МБДОУ г. Иркутска

детского сада № 175

Е.Д.Черкашина

ПЛАН

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по познавательному развитию детей

в подготовительной к школе группе № 3

«Скоро в школу мы пойдём!»

                                                                                                                               Разработали: воспитатель группы

                                                                                                                                                 Мотчанова И.П.

г. Иркутск, 2023-2024 г.

План кружковой работы в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдём!"

 

Пояснительная    записка

      Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.  

      Успеваемость  учащегося  начальной школы, качество усвоения  им знаний в школьный период  во многом зависит от дошкольной подготовки. Почему один ребёнок  хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается  с серьёзными проблемами?   Дело не только  в наличии или отсутствии способностей, но и в том, какое развитие  получали способности в первые шесть-семь лет  жизни ребёнка.   К сожалению,  большинство  современных  детей   предпочитают компьютер или телевизор, чем занятия  в прописях  или  какие-нибудь  серьёзные игры.   Чтобы  помочь детям подготовиться  к школьной   жизни, мы разработали  программа   кружковой работы «Скоро в школу мы пойдём!».

По содержанию занятия носят интегрированный характер, то есть объединяют знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Целесообразно сказать, что обучение детей не ограничивается занятиями. Задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания и вне занятий. С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне занятия. Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества, коммуникативности и произвольности, что способствует эффективной подготовке детей к школьному обучению.

Программа включает в  себя:

1.Игры  и  задания   по развитию речи.                                                                      

2.Развитие  математических  способностей.                                                     

3.Упражнения  на развитие   мелкой  моторики  пальцев.                                              

4.Игры на развитие логического мышления, памяти, внимания.

Цель  : 

Создать условия для развития познавательных способностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

Формировать   умения детей  внимательно слушать и выполнять задания, отвечать  на вопросы  полным ответом.  

Развивающие:  

Развивать у детей логическое и образное мышление, речь, внимание, память.  

Способствовать у детей высокую  интеллектуальную способность.      

Воспитательные:

*Воспитывать у детей  аккуратность  во время  выполнения заданий.

Используемые методы:

Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

Программа рассчитана на один год обучения для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут во вторую половину дня. Занятия по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте носят комбинированный, комплексный характер.

   План    кружковой работы «Скоро в школу мы пойдём!»

Сентябрь

Тема занятия

Цель занятия

Методические приемы

1

Считаем вместе

Продолжать формировать математические представления, умения отвечать на вопросы «сколько?», «на сколько?», «чего больше?». Уметь отгадывать математические загадки. Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве, используя слова «вперед, назад, влево, вправо, слева, справа, впереди, сзади и т.д.». Развивать наблюдательность

1.Игровое упражнение «Сколько машин и в каком направлении едут?».

2.Задание «Нарисуй столько же кружков (квадратов, и т.д.), сколько предметов ты увидел».

3. Задание «Повтори узор».

4. Отгадай математические загадки.

5. Практическое задание с цифрами и геометрическими фигурами.

6. Задание «Расставь знакомые цифры по порядку».

2

Работа с палочками Кюизинера

Развивать зрительный глазомер, мелкую моторику рук

Игровое упражнение  «Зоопарк»

Строим по схеме  

3

Один-много

Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

1.Упражнение в образовании множественного числа, в правильном употреблении слов в родительном падеже (шар – шары, мак – маки, и т.д.).

2. Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных.

3. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.).

4. Задание «Сколько слогов в словах?»

5. Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово в множественном числе).

4

Что изменилось?

Развивать пространственные представления детей, умение замечать и определять пространственные изменения, пользоваться соответствующими понятиями (слева, справа, рядом, около). Формировать умения детей воспринимать предмет целостно, «достраивать» недостающие его части. Закреплять навыки счета в пределах 5. Содействовать развитию умения обдумывать и планировать действия.

  1. 1. Подвижная игра «Что изменилось?» (несколько детей встают в круг, остальные закрывают глаза. Ведущие меняются местами. Дети определяют, что изменилось. Например «Маша стояла слева от Миши, а теперь справа от него…»)
  2. 2. Работа с карточками (дети отвечают на вопросы «Сколько мячей (пирамидок)?», «Что про них можно сказать?», «Найди отличие»)
  3. 3. Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия».
  4. 4. Задание «Укрась коробки».

5. Задание «Расставь знакомые цифры по порядку (1,2,3,4 и т.д.)

5

Ориентирование на плоскости

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Овладение строчкой.

1.Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом.

2.Игра «Кто за кем?».

3.Ориентирование на плоскости (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, между, рядом).

 4.Составление различных композиций из геометрических фигур.

 5.Составление из кружков разной величины снеговика, раскрашивание его голубым карандашом

6

Решение логических задач

Продолжать учить  детей  решать логические задачи, развивать  мышление, речь,

внимание

Упражнения:

«Развиваем  живую и неживую природу», «Назови предмет»

Задания: «Реши задачу», «Нарисуй предмет»

Октябрь

1

Штриховка слева направо

Подготовить мелкую мускулатуру рук к письму и научить основным элементам письма

 1.Подготовительное упражнение.

 2.Штриховка слева направо.

 3.Рисование на арбузах черных полосок.

 4.Игра с пальчиками.

 5.Раскрашивание арбузов зеленым карандашом.

 6.Обведение и раскрашивание контурных  изображений больших бусин – красным, средних – желтым, а маленьких – зеленым карандашом.

 7.Штриховка сверху вниз. Обведение по контуру вишенки красным карандашом. Штриховка вишенки.

 8.Физкультминутка.

 9.Рисование на зонтике разноцветных горошин.

 10.Штриховка волнистыми линиями.

2

Оригами «Кораблик»

Развивать мелкую моторику рук

3

Найди звук

Закреплять умение детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Совершенствовать умение  называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

1. Рассматривание картинок.

2. Задание «Найди слова с одним и двумя слогами».

3. Составление схемы звукового состава слов, обозначающих картинки.

4. Задание «Найди слова, которые начинаются с одинакового звука».

5. Задание «Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «р»(«рь»), «л» («ль») и т.д..

6. Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах».

Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще, например, «На сучках висят шары, посинели от жары», «Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко» (Слива) и т.д.

4

Работа с палочками Кюизинера

Закреплять умения детей составлять геометрические фигуры из палочек (полосок),  умение создавать образ, конструируя его из заданных палочек, развитие воображения

1. Игра – конструирование «Собачка», «Кошечка»

Рисуем цветными палочками (полосками)

2. «Дом и мебель для матрёшки»

3. Игровое упражнение «Сделай фигуру»

4. Игра «Делаем забор»

5

Учимся отвечать на вопросы

Совершенствовать умение детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. Закрепить знания детей о временах года.

1. Практическое задание «Проведи дорожку от каждого животного к своему домику» (дети проводят дорожку от каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и цифра животного были одинаковыми).

2. Задание «Вылепи цифры из пластилина».

3.Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число).

4. Логическое задание «Время года».

5. Игра по картинке «Что напутал художник?»

6

Звук – слог - слово

Совершенствовать умение находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Продолжать развивать представления о звуке, слоге, слове. Развивать умение детей выполнять игровые задания творческого характера

1. Рассматривание картинок с изображением видов транспорта.

2. Беседа по картинкам (как назвать все предметы одним словом, сколько слогов в словах, какой звук встречается во всех этих словах и т.д.)

3. Составление детьми предложений с любым словом.

4. Игра «Угадай вид транспорта» (по первому и последнему звуку дети угадывают задуманный воспитателем вид транспорта, например, «с – т» (самолет) и т.д.).

5. Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте"

7

Рисование и раскрашивание

Отрабатывать умения выполнять штриховку и росчерки; выполнять различные элементы письма

1. Раскрашивание рыбок.

2.Рисование полосок на мяче.

3.Штриховка петлями.

4.Обведение линий простым карандашом

8

Работа с счётными палочками

Отрабатывать умения работать со схемой

Упражнения со схемой (картотека)

Ноябрь

1

Учимся быть наблюдательными

Совершенствовать умение детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. Закрепить знания детей о временах года.

1. Практическое задание «Проведи дорожку от каждого животного к своему домику» (дети проводят дорожку от каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и цифра животного были одинаковыми).

2. Задание «Вылепи цифры из пластилина».

3.Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число).

4.Логическое задание «Время года».

5.Игра по картинке «Что напутал художник?».

2

Назови одним словом

Закрепить умение находить слова, точно оценивающие ситуацию. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий) и др.).

2. Слушание стихотворения Е.Серовой «Подскажи словечко» (дети подсказывают нужные слова)

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает – слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко.

Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох!

-Вот чудак, - смеется брат,- твой горох– ведь это…(град).

От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит…(тень).

3. Задание «Придумай рассказ» (дети должны придумать рассказ со словами, заданными воспитателем).

4. Задание «Объясни значение слова и составь с ним предложение».

5. Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит названия предметов, ребёнок должен вернуть мяч и назвать эти предметы одним словом).

3

Работа с кроссвордом

Формировать умение у детей отгадывать кроссворды, учить логически мыслить, делать выводы, умозаключения

Тема: «Животные, птицы, рыбы»

4

Штриховка

Развитие моторики и координации руки

1.Правила штриховки (закрепление).

2.Штриховка петлями и полуовалами.

3.Рисование полосок на панцире черепахи.

4.Обведение линий слева  направо простым карандашом.

5

«Уроки Самоделкина»  

Развитие моторики и координации руки

Работа с бумагой, ножницами

6

Это правда или нет?

Совершенствовать умение находить неточности в стихотворном тексте. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Продолжать совершенствовать умение составлять простые небылицы и путаницы

1.Слушание стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» (дети замечают, чего на свете не бывает).

«Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей.

- Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?-

2. Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.).

3. Придумывание детьми небылиц или путаниц.

4. Игра «Только весёлые слова» (игра движется по кругу до тех пор, пока «веселые» слова не иссякнут, например, «клоун», «радость», «смех» и др.)

7

Знаешь ли ты геометрические фигуры?

Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал). Формировать умение анализировать предметы и изображения с точки зрения их формы. Упражнять в счете в пределах 10.

1.Работа с математическими наборами

2.Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения).

3.Упражнение «Посчитай палочки и составь из них геометрические фигуры».

4.Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их».

5.Дидактическая игра «Домино».

8

Ориентирование в пространстве

Закреплять  умения ориентироваться на плоскости, обводить по контуру, штриховать

1.Ориентировка в пространстве – движение в заданном направлении (вперед, назад, вверх – вниз, направо – налево).

2.Штриховка в разных направлениях.

3.Игра с пальчиками.

4.Штриховка петлями.

 5.Рисование разноцветных квадратиков на салфетке.

Декабрь

1

Учимся мыслить логически

Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний

1.Задание «Каждой игрушке своя коробка».

2.Логическая задача «Чей это хвост?».

3.Отгадывание математических загадок.

4.Логическая задача «Найди ошибку художника».

5.Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения).

2

Найди другое слово

Совершенствовать умение точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; точно характеризовать объект. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать речь как средство общения.

1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «крепкая ткань» (прочная), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком), «крепкий сон» (глубокий) и др.)

2. Игра "Слова мячики" (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий-громкий», «говорить-молчать»).

3. Задание «Придумай предложение со словом».

4.Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.)

5. Игра "Автобиография" (вначале воспитатель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ, дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь; тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.)

3

Работа с блоками Дьёнеша

Познакомить детей с символикой, развивать внимание, мышление, память

Отрицание цвета, формы, размера

4

Штриховка. Письмо спиралью.

Повторить правила штриховки.

Развивать у детей  зрительное восприятие, внимание, память

1.Штриховка слева направо и сверху вниз контурных изображений овощей.

2.Загадки об овощах.

3.Штриховка крючками.

4.Штриховка белочки коричневым  карандашом (сверху вниз).

5.Письмо спиралью.

5

Работа с кроссвордом, ребусом

Учить детей логически мыслить, делать выводы, умозаключения

Книга «Кроссворды и ребусы для детей»

6

Ориентирование в пространстве

Формирование умения ориентироваться на плоскости, обводить по контуру, штриховать

1.Ориентировка в пространстве – движение в заданном направлении (вперед, назад, вверх – вниз, направо – налево).

2.Штриховка в разных направлениях.

3.Игра с пальчиками.

4.Штриховка петлями.

5.Рисование разноцветных квадратиков на салфетке

7

Дождь – дождик - дождище

Совершенствовать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжать учить детей подбирать определения к изображенным на картинках предметам. Развивать словарь детей. Активизировать употребление образных слов, сравнений, эпитетов.

1. Задание «Найди другое слово и объясни» (воспитатель называет слово, а дети находят другое и объясняют, как оно стало звучать – ласково, грубо…; например, «дом-домик-домище», «нога-ножка-ноженька-ножища» и т.д.)

2. Задание «Назови детенышей животных».

3. Упражнение «Дополни начатое предложение», например, «Дети пошли в лес, чтобы…» и др.

4. «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий - громкий»).

5. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.).

8

«Уроки Самоделкина»  

Развитие моторики и координации руки, фантазии, мышления

Работа с природным материалом – по замыслу детей

Январь

1

Учимся группировать предметы

Формировать умение детей группировать предметы, опираясь на их различные свойства и признаки. Закрепить знание состава числа 10. Способствовать умению ребенка строить простейшие умозаключения

1.Игровое упражнение «Будь внимательным».

2.Беседа с детьми по картинке «Что общего?».

3.Логическое задание «Раздели предметы на группы».

4.Задание на группировку предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала).

5.Задание «Расскажи, что видишь».

2

Работа с палочками Кюизинера, счётными палочками,

Отрабатывать умения работать со схемой

Картотека схем

Выкладывание из палочек своего имени

3

Найди другое слово

 Совершенствовать умение точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; точно характеризовать объект. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать речь как средство общения.

1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «крепкая ткань» (прочная), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком), «крепкий сон» (глубокий) и др.)

2. Игра "Слова мячики" (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий-громкий», «говорить-молчать»).

3. Задание «Придумай предложение со словом».

4.Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль

4

Штриховка в разных направлениях

Развитие творческого воображения

1.Игра «Где мое место (Построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами.)

2.Штриховка в разных направлениях.

3.Рисование треугольников на платочке.

4.Обведение фигур в калейдоскопе.

5.Раскрашивание светофора.

5

Ознакомление с рабочей строкой в тетради.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

1.Игра «Назови соседей».

2.Штриховка контурных изображений правой и левой перчаток (слева направо).

3.Рисование треугольников на крокодиле.

4.Раскраска звездочек.

5.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей строкой.

6.Правила посадки при письме.

7.Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

8.Письмо короткой наклонной палочки.

6

Решаем арифметические задачи в пределах 10

Совершенствовать умения детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале, записывать задачи, пользуясь знаками «минус», «плюс», «равно».

Упражнять в счете по осязанию. Развивать умение не только решать игровые задачи, но и самостоятельно их формулировать.

1.Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение.

2.Составление задачи по картинке на вычитание.

3.Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки».

4.Игровое задание «Сравни предметы по величине и количеству»

Февраль

1

«Уроки Самоделкина»  

Отрабатывать навыки работы с бумагой, ножницами

Поделки из бумаги (по замыслу детей)

2

Штриховка геометрических фигур в разных направлениях

Развитие умения

штриховать фигуры в различных направлениях; ориентироваться в рабочей полосе

1.Штриховка геометрических фигур в разных направлениях.

2.Письмо коротких и длинных наклонных линий.

3

Придумай рассказ

Совершенствовать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений

1. Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.).

2. Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.).

3. Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.).

4.Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.)

4

Классификация предметов

Закрепить классификацию предметов, упражнять в составлении описательного рассказа

Д/игра «Составь цветок», упражнение «Подбери слово».

5

Решение задач

Совершенствовать умения детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за».

1Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение.

2.Составление задачи по картинке на вычитание.

3.Упражнение в счете наощупь.

4.Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки».

5.Игровое задание «Сравни предметы по величине и количеству».

6

Ориентировка  во времени

Закреплять навыки на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения.

1.Беседа с детьми о днях недели.

2.Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку».

3.Игра «Когда это бывает?»

4.Задание «Цифры и точки».

5.Отгадывание загадок.

7

Правила красивого письма

ориентироваться на листе; писать в рабочей полосе; видеть различные по форме фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).

1.Штриховка в разных направлениях.

   2.Правила красивого письма.

   3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху

8

Графический диктант

Отрабатывать умение ориентироваться на листе бумаги

Март

1

Игра – загадка

Выделять и писать элементы печатных и письменных букв, писать печатные буквы в тетрадях; формировать простейшие навыки анализа слов

1.Игра – загадка «Чьи глаза? Чьи уши? Чей нос? Чей хвост? Чьи лапы?»

   2.Рисование штрихом зайчонка, медвежонка.

   3.Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху.

2

Решение задач

Совершенствовать умения детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за».

1. Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения).

2. Составление детьми задач по картинкам.  

3. Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо),  наклоняются, топают ногой и т.д.)

4. Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д.

3

«Уроки Самоделкина»  

Отрабатывать навыки работы с природным материалом, развивать фантазию, внимание

По замыслу детей

4

Мой четвероногий друг

Закреплять умение составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные средства связи между частями высказывания. Способствовать активному использованию в речи детей наиболее походящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств

1. Сюрпризный момент «Щенок потерялся».

2. Задание «Опиши щенка» (дети должны описать щенка так, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру).

3. Дидактическая игра «Построим дом для щенка» (дети «строят» конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия (что умеют делать собаки); кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку).

4. Чтение воспитателем начала рассказа о щенке.

5. Составление детьми продолжения и окончания рассказа.

6. Подведение итогов занятия

5

Штриховка в разных направлениях. Дорисовывание.

Подготовка к письму элементов букв.

 Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки

1.Штриховка в разных направлениях.

2.Дорисовывание гусей.

6

Поиграем

Совершенствовать монологическую форму речи. Совершенствовать умение составлять рассказ о предметах, опираясь на характерные признаки. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом.

1. Сюрпризный момент «Пришло письмо».

2. Задание «Посмотри рисунок и скажи, чего не хватает» (чашка без ручки, чайник без носика и т.д.)

3. Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет).

4. Игра «Магазин» (воспитатель-продавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды).

5. Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.)

7

Графический диктант

Отрабатывать умение ориентироваться на листе бумаги

Картотека схем

8

Игры с счётными палочками, палочками Кюизинера

Отрабатывать умения работать со схемой,

продолжать  учить детей с помощью схем выкладывать  буквы; отрабатывать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку

Игра – конструирование «Мастерим мебель для комнаты»

Выкладывание из палочек букв

Апрель

1

Учимся запоминать

Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать задачи», пользуясь знаками «плюс», «минус». Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

1.Игровое упражнение «Запомни и нарисуй».

2.Задание «Придумай задачу на сложение по модели».

3.Задание «Придумай задачу на вычитание по модели».

4.Игровое задание «Найди для каждого хоккеиста его форму».

5.Игра «Кто где находится».

2

Ориентируемся во времени

Закреплять навыки на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения.

1.Беседа с детьми о днях недели.

2.Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку».

3.Игра «Когда это бывает?»

4.Задание «Цифры и точки».

5.Отгадывание загадок.

3

Часы

Закрепить представления детей о часах и их назначении. Упражнять в счете в пределах 20. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «впереди», «позади», «рядом» и т.д.

1.Отгадывание загадок о часах.

2.Знакомство детей с разными видами часов (настольные, настенные, и т.д.) и беседа о них.

3.Рассказ воспитателя о часах (движущиеся стрелки, цифры, время, показываемое стрелками, минуты и часы).

4.Игра «Что, где?» (в игре с мячом дети отвечают на вопросы воспитателя по ориентировке в пространстве, например, «Кто рядом с тобой, что впереди тебя и т.д.)

5.Игра «Отгадай число» (дети с помощью наводящих вопросов отгадывают задуманное число в пределах 20).

4

Работа с кроссвордом, ребусом

Учить детей логически мыслить, делать выводы, умозаключения

5

Штриховка

По замыслу детей

6

«Уроки Самоделкина»  

Отрабатывать навыки работы с бумагой, развивать мышление, внимание

Оригами «Цветок»

7

Графический диктант

Отрабатывать умение ориентироваться на листе бумаги

Схемы, карточки

8

Мы читаем

Упражнять детей в чтении, выделять в слове заданный звук

Май

1

Четные и нечетные числа

Закрепить у детей знания о с четных и нечетных числах. Закрепить названия геометрических фигур. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом», «около».

1.Отгадывание загадок и использованием геометрических фигур (например, «кто раз в году наряжается» - дети выстраивают из геометрических фигур изображение елки).

2.Работа с цифровыми карточками от 1 до 20 (по указанию воспитателя дети выдвигают в верхний ряд карточки с четными числами, в нижнем ряду остаются нечетные).

3.Игра «Чет – нечет» (дети со своими цифровыми карточками от 1 до 20 по указанию воспитателя распределяются в два круга – четные и нечетные числа).

4.Игра «Расскажи, что видишь».

5.Дидактическая игра «Найди предмет похожий на квадрат (треугольник, круг и т.д.)».

2

Мы читаем

Упражнять детей в чтении, выделять в слове заданный звук

3

Работа с кроссвордом, ребусом

Учить детей логически мыслить, делать выводы, умозаключения

4

«Уроки Самоделкина»  

Отрабатывать навыки работы с бумагой, ножницами

Оригами «Муха»

5

Графический диктант

Отрабатывать умение ориентироваться на листе бумаги

6

Развлечение «Хотим всё знать!»

Закрепление пройденного материала

Литература:     

 О. Узорова Е.Нефёдова.    «1000 упражнений для подготовки к школе.

О. Узорова, Е.Нефёдова « 300 узоров. Готовимся к школе».  

«Вся   дошкольная  программа. Чтение».  С. Е. Гаврина, Н.Кутявина, С.Щербинина   «Школа для дошколят».  О.В. Дыбина  «Я узнаю мир».

Тетради  с заданиями    «Делим  слова   на   слоги»,   «Изучаем     грамоту»,   «Изучаем математику», «Проверяем  знания   дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе

Пояснительная запискаЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинс...

Программа кружковой работы по познавательному развитию "Почемучка".

Программа расчитана на 1 год обучения. Предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Соответсвует ФГОС....

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в природный мир Урала»

Расширить знания детей об Урале, уточнить представления о писателе П. Бажове.Активизировать словарный запас детей по теме «Природный мир Урала».Развивать чувство прекрасного через украшени...

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе

Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...

План кружковой работы «Напиши письмо сове» в подготовительной группе

Задачи программы кружка:- актуализировать представления детей о жизни лесных жителей;- совершенствовать интерес к объектам растительного и животного мира, взаимосвязи природы и человека;- воспитывать ...

Конспект итогового занятия «Познавательное развитие» ФЭМП подготовительная группа Тема: «Скоро в школу»

Цель: закрепить знания детей, полученные на занятиях по математике:  Задачи:Образовательные: продолжать учить детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10; умени...