Паспорт проекта «Мои семейные истоки»
проект (подготовительная группа)

Елагина Людмила Павловна

Проект по патриотическому воспитанию - подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_istoki.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта                                                                                                                                                                           Тема: «Мои семейные истоки»

Воспитатели: Елагина Л.П., Клепче Ж.Д.

Характеристика проекта

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь -  май

Актуальность:

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

В настоящее время во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье,  демонстрация в День Победы, мама, которая каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем.

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. Ведь семейные традиции – это особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Приступая к составлению проекта, мы  задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но мы все знаем по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует. Поэтому необходимо формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.

Итак,  проект: «Мои семейные истоки» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

 Цель проекта:

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.

2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.

3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Предполагаемый результат.

Дети будут знать:

- имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

- профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

- прошлое своей семьи;

- народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

- составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;

- ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

- пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);

- смогут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;

- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

- будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители: 

- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

- развито чувство гордости за свою семью;

- уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

- хранить и чтить свои семейные традиции;

- знать свою родословную, минимум до третьего колена;

- знать историю своих реликвий;

- знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

- организовывать семейные праздники;

- делать видеоархив семейных праздников и традиций;

- соберут копилку семейных реликвий.

Педагоги:

- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

- пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

- знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

- создадут копилку народных и семейных праздников;

- уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.

Этапы реализации проекта.

I этап – «У истока» – ознакомительный.

Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап – «Возрождение» - просветительский

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

1. Консультации для родителей:

«Народные праздники», «Сказки, рассказанные на ночь», «Колыбельная для малышей», «Игры, хороводы наших бабушек», «День рождения – только раз в году», «Как удивить детей новогодними подарками?», «Что вы знаете о фольклоре?»

2. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций»,

«Русская национальная кухня»

3. Сбор семейных реликвий.

4. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

5. Занятия с детьми на темы: «Моя семья»,  «Кем я могу гордиться в моей семье»,  

«Моя родословная», «Семейные праздники и традиции», «Песни, игры, хороводы наших бабушек»,  «Герб моей семьи».

6. Родительское собрание «В каждой семье свои традиции»

7. Развлечение «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

8 Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями на музыкальных занятиях

9. Рисование детьми на тему: «Праздник в нашей семье», «Маму свою очень люблю», «Папа и я – лучшие друзья», «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

10. Фотовыставка «Я и моя семья».

11. Видеозаписи семейных праздников.

III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

  1. Конкурс «Моя родословная»

      2. Конкурс «Бабушкин сундук»

      3. Конкурс «Семейный герб»

      4. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями», провести конкурсы:

«Моя родословная» - представление своей семьи

«Герб моей семьи» - домашнее задание

«Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион

«Семейный праздник» – презентация

«Секреты новогодних подарков» – конкурс

«Любимое блюдо моей семьи» - презентация-дегустация.

Вывод:

В ходе реализации проекта цель и задачи были достигнуты.

Очень важно следовать семейным истокам, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Семейный театр"

Паспорт проекта «Семейный театр»(средняя группа)...

Паспорт проекта "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

В данном документе указаны цель и задачи проекта по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре, также показаны основные предполагаемые результаты работы....

Паспорт проекта «Воспитание семейных ценностей и традиций».

Творческий, исследовательский, информационно-поисковый поОбразовательной области: Социализация...

Паспорт проекта "Семейная книга"

Паспорт проекта "Семейная книга"- раздаточный материал в виде книжки...

Паспорт проекта "Создание семейного театра"

Практико-ориентированный проект "Создание семейного театра" осуществляется на базе ДС №21 "Сказка", г. Старый Оскол. Уровень сложности проекта: среднесрочный....

Паспорт проекта по образовательной деятельности «Традиции семейного воспитания»

Паспорт проекта по образовательной деятельности   «Традиции семейного воспитания»...

Паспорт проекта «Семейный бюджет»

Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;(доходы, расходы);Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует отно...