Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Некрасова Диана Вячеславовна

Цель семинара-практикума: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики; пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников с эффективными методами использования нетрадиционных  техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: еловые шишки, фасоль, макароны двух видов, фольга, прищепки, зубные щётки, пуговицы, верёвки, коктейльные трубочки, фото решётки для раковины, зубочистки, губки, рисунок под зубочистки (точечный, карандаши шестигранные.

Ход семинара-практикума:

Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо, что присоединились сегодня к нашему семинару-практикуму. Развитие мелкой моторики – эта актуальная тема на всех этапах дошкольного детства, как в младшем дошкольном возрасте, так и в более старшем. Именно поэтому я пригласила вас на наше сегодняшнее мероприятие.

Начну с того, что как вы знаете движения рук играют важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка. Многими учёными давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. Что мы относим к традиционным способам развития мелкой моторики?

К традиционным относят:

- пальчиковые игры;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;

- продуктивная деятельность: лепка, аппликация, игры с глиной, песком;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам (в более старшем возрасте).

Вторая группа способов развития мелкой моторики – это нетрадиционные способы. Что мы можем сюда отнести?

К нетрадиционным относят:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками,

- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);

- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками;

Почему сегодня мы будем акцентировать внимание именно на нетрадиционных способах? Такой материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме и зачастую в любой группе детского сада.

Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Нетрадиционное использование предметов:

- стимулирует умственную деятельность;

- способствует хорошему эмоциональному настрою;

- повышает общий тонус;

- снижает психоэмоциональное напряжение;

- координирует движения пальцев рук;

- расширяет словарный запас;

- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Сейчас предлагаю вам перейти от теории к практике, но для начала немного размяться. Вообразим, что мы дети и немного поиграем. Давайте разделимся на 2 небольшие команды.

Каждой команде я даю небольшое четверостишье. Вам нужно придумать на него движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.

Команда 1:

Раз, два, три, четыре, пять,

Дождик вышел погулять.

По привычке шел неспешно,

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает:

"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!»

И ушел. Засох газон.

Команда 2:

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Отлично, немного размялись. А теперь перейдем к практике. У вас на столах лишь часть того оборудования, которое может быть использовано в работе с детьми. Давайте рассмотрим каждый из них, и остановимся на них поподробнее.

Приложение 1

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей. Данные приёмы можно использовать как в группе, так и предложить родителям для их совместных занятий с детьми дома.

Я приготовила для вас буклеты (приложение 2), где собрана некоторая теоретическая информация и практические упражнения и игры по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования.

И в заключении хочу провести с вами небольшую рефлексию и получить обратную связь. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». Выбирайте по одной карточке с началом предложения и подумайте, какой фразой вы бы хотели его завершить:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Для своей работы я почерпну…»

«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

«Я впервые услышала о …»

Спасибо вам за вашу работу сегодня, за ваши отзывы. Надеюсь, что данная информация будет действительно актуальна и что-то из сегодняшнего мероприятия вы возьмёте и в свою работу с детьми. Давайте похлопаем другу за работу. Будьте всегда здоровы, и хорошего вам дня!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Мастер-класс для педагогов:«Использование нестандартного оборудованиядля развития мелкой моторики»Подготовила: Воспитатель Д.Н.Мордвинцева Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний п...

Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Цель мастер - класса: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 10 «Улыбка»         Мастер-класс для педагогов«Использование н...