Семинар – практикум для воспитателей и старших воспитателей ДОУ «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы по познавательному развитию»
методическая разработка

Расширить знания воспитателей и ст. воспитателей по организации работы в ДОУ по познавательному развитию.

Повысить профессиональное мастерство в процессе активного педагогического общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей и старших воспитателей ДОУ «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы по познавательному развитию»

Цель: Расширить знания воспитателей и ст. воспитателей по организации работы в ДОУ по познавательному развитию.

Задачи:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей и старших воспитателей в образовательной области «Познавательное развитие».
  • Расширить знания участников семинара о формах и  методах работы с педагогами.
  • Повысить профессиональное мастерство в процессе активного педагогического общения.

Ход мероприятия

I Теоретическая часть

Тема семинара очень обширная и многогранная. Сегодня же я предлагаю нам с вами вспомнить о том, что же такое, собственно говоря, познавательное развитие и из каких тематических блоков оно состоит. И, конечно же, мне хочется познакомить вас с работой, которая ведется в нашем детском саду в данном направлении.

В  ФГОС ДО сказано: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» состоит из таких разделов, как:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление с миром природы
  • Ознакомление с социальным миром

 Как же повысить компетенции педагогов по познавательному развитию? Что необходимо для того, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным, грамотным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?

Постоянно находясь в поиске подходов к организации работы с коллективом, старший воспитатель ставит цель: научить педагогов создавать  условия и систему работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.  

И обозначает задачи:

  • Повысить уровень знаний и  педагогическое мастерство воспитателей.
  • Оказать методическую поддержку  педагогов в области познавательного развития детей дошкольного возраста.
  • Осуществлять мониторинг уровня компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития в области познавательного развития детей дошкольного возраста.

В своей работе старший воспитатель может использовать следующие формы работы по повышению педагогической компетентности:

Традиционные :

Педагогический совет

Семинар-практикум

Консультация 

Открытые просмотры образовательной деятельности    

Представление передового педагогического опыта

Педагогическая диагностика 

Смотр-конкурс 

Инновационные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:

Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.

Деловая игра  - операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс. (например, процесс обучения детей звукобуквенному анализу. Педагоги делятся на две группы: воспитатели первой группы объясняют материал педагогам второй группы, которые выступают в роли детей. Организатор просит педагогов объяснить "детям", что такое звук. "Дети" должны вести себя в соответствии с ситуацией: если объяснение не точно – могут "не понимать", неправильно выполнять задание (в данном случае моделируется конкретная операция).

Аквариум - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на присутствие наблюдателей.

Метод мозговой атаки, или банк идей – рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.

Педагогический ринг – это форма проведения методического мероприятия, которое ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Педагогическая мастерская – педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.  

Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности.

Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.

ИКТ технологии:
- электронные рассылки материалов
- онлайн конференции, семинары
- вебинары;
- скайп-консультации
- презентации на собственных сайтах педагогов;
- тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДО
- виртуальные методические выставки образовательных ресурсов
- Интернет - мастерские

Все эти формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов. Они ориентированы на широкое взаимодействие педагогов не только со старшим воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности педагогов в образовательном процессе.

В нашем учреждении постоянно ведется работа по повышению мастерства педагогов в данном направлении. Она осуществляется через реализацию задач годового плана, самообразование педагогов, прохождение курсов повышения квалификации.

Ежегодно при составлении годового плана ставлю одну из задач по познавательному развитию, например в 2020 – 21 уч. Году ставили задачу:

- «Создание условий для организации опытно–экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии  с требованиями ФГОС ДО». Реализовывали ее через проведение:

  • Семинара «Создание условий для организации и проведения опытов и экспериментов в условиях ДОУ и группы».
  •  Консультаций для родителей «Влияние опытно-экспериментальной деятельности на познавательное развитие ребенка».
  • Тематический контроль в ДОУ позволяет провести мониторинг уровня профессионального мастерства педагогов.

В рамках тематического контроля «Организация опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками» использовала следующие приемы контроля:

  • метод наблюдения НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старших группах,
  •  конкурс «Лучшая мини-лаборатория по опытно-исследовательской деятельности»,
  • анализ планирования по данному вопросу,
  • Коучинг - сессию с педагогами по применению новых педагогических технологий.

Итоги  и анализ проведенной работы обсуждались  на педагогическом совете «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

В 2021 – 22 уч. году продолжили работу по данному направлению, поставили задачу: «Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по познавательному развитию детей в процессе разных видов детской деятельности»

Задачу мы решали  с помощью активных методов работы с пед. Коллективом. провели:

  • Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
  • Тематический контроль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в ДОУ».
  •  Конкурс «Лучший уголок по экологическому воспитанию».
  •  Просмотр НОД по сенсорному развитию в группе раннего возраста «В гостях у зверят».
  • Просмотр НОД по ФЭМП в подготовительной логопедической группе «Путешествие в страну математики».
  • Педагогический совет в форме педагогического ринга «Формы и методы работы с детьми по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО».

Проводимая работа с коллективом позволила транслировать опыт работы ДОУ по познавательному развитию на ММО воспитателей: Воспитатель Артеменко Ю. В. показала  развлечение «Путешествие в страну Математики»; Курникова О. Г. провела для воспитателей мастер-класс «Квест-игра по математике»; Афанасьева Т. П. обобщила опыт работы по теме «Формирование математических представлений у старших дошкольников» с показом презентации.

В апреле 2022 года учреждение стало сетевой инновационной площадкой ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмики и программирования для дошкольников м младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».

В текущем учебном году продолжаем работу по познавательному развитию, поставили задачу: «Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования у дошкольников функциональной грамотности с детьми дошкольного возраста». Решаем ее через проведение:

  • Деловой игры «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
  • НОД по функциональной грамотности в подготовительной логопедической группе
  • Деловой игры «Функциональная грамотность дошкольников в ДОУ»
  • Занятия по кружковой деятельности по ПиктоМиру в старшей логопедической группе
  • Участие в муниципальном конкурсе проектов по функциональной грамотности.

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что педагоги ДОУ постоянно повышают свою компетентность по познавательному развитию дошкольников, умеют:

  •  грамотно планировать, подготавливать и осуществлять процесс образовательной работы с детьми по познавательному развитию;
  •  использовать современные инновационные технологии в образовательном взаимодействии с детьми по познавательному развитию;
  •  использовать разные методы и приемы по познавательному развитию.

II Практическая часть

Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, которую применяю для  стимулирования познавательного интереса и креативности педагогов.

             

Для начала, необходимо разделиться на 2 команды и придумать название.  

Итак, мы начинаем. Желаю командам удачи и успехов в предстоящем состязании.

 

Разминка

Вопрос 1

Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание» и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

 Вопрос 2

Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

Вопрос 3

Перечислите методы, которые вы используете для повышения познавательной активности детей.

/Игровые приемы, воображаемая ситуация, игры-драматизации, наглядность, сюрпризные моменты, элементы новизны, д/и на сравнение, анализ, группировку и классификацию, моделирование, конструирование, путешествие по карте, умение отвечать на вопросы, использование различных форм повторения, опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения и пр…/

Вопрос 4

Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

 

1 задание

ФГОС ДО определяет задачи Познавательного развития дошкольников, т.е. Познавательное развитие предполагает …

Необходимо выбрать правильное определение по ФГОС:

  1. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
  3. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве; владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  4. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  5. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;  включает приобретение опыта в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

2 задание

Образовательная область Познавательное развитие Основной образовательной программы «От рождения до школы»  содержит подразделы.

Нужно найти лишние подразделы:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление с миром природы
  • Формирование основ безопасности
  • Ознакомление с социальным миром
  • Ребёнок в семье и сообществе 

3 задание

Соотнесение технологии с её целью (карточки разрезаются)

 

ИГРОВАЯ

технология

 

Цель данной технологии не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ технология

Главной целью внедрения данной технологии является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители

 

МОДУЛЬНАЯ технология

 

Цель данной технологии - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, через развитие знаково-символической деятельности дошкольников

 

 

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ технологии

 

Цель данных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

 

 

технология ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

 

Цель технологии - развитие свободной творческой личности ребенка, через развитие умения находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний

 

 

 

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ  технология

 

Цель данной технологии заключается в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа»

 

 

4 задание

Выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности.

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Обобщение полученных данных.

5 задание

Разделите игры по блокам познавательного развития в ДОУ:

ФЭМП

  1.     «Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
  2. «Подбери фигуру» Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
  3. «Хватит ли?» Цель: формировать умение видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
  4. «Хватит ли?»
  5. Цель: формировать умение видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

        Ознакомление с окружающим

  1. «Вершки и корешки» Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.
  2. «Узнай и назови» Дидактическая задача: Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.
  3. « Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
  4. «Угадай, что в мешочке?» Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
  5. «Кто чем занимается» Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. «Что было бы, если из леса исчезли…» Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
  2. «Закончи предложение» Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…»
  3. «Кто больше знает?». Цель: развивать память, находчивость, сообразительность. Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан (или другой предмет), спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
  4. Игра «Тонет - не тонет» Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; (прозрачность, плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
  5. Игра «Фантастические гипотезы» Цель: Побудить определять материал по его свойствам, закрепить умение задавать вопросы. Ход: дети стоят полукругом, напротив воспитатель с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает по очереди мяч детям. Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет». Выигрывает тот, кто первый называет загаданный материал.

6 задание

Решить кроссворд

1. Затруднение, неопределённость, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься. /проблема/

2. Предположительное знание, не доказанное логически и не подтверждённое опытом /гипотеза/

3. Современный и наиболее интересный способ решения любой проблемы / проект/

4. Практическое действие с целью проверки решений проблем, познавательных задач /эксперимент/

5. Путём какого действия можно увидеть и сформулировать проблему /наблюдение/

6. Режимный момент, наиболее способствующий самостоятельному познавательному развитию ребёнка /прогулка/

7. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира /познание/

 

Вот и подошла к концу наша деловая игра, а вместе с ней и семинар - практикум.

III Рефлексия.

А сейчас я предлагаю вам оценить мероприятие. Перед вами цветочки разных цветов. Кому все было понятно и все понравилось, прикрепите на магнитную доску красный  цветок, кому понравилось, но не все было понятно – желтый, а кому не понравилось и не понятно – синий. Вот такой пестрый цветочный луг у нас с вами получился. Всем спасибо за оценку моего труда! До новых встреч!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Работа старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

    Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и...

Работа старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависи...

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать ус...

Работа старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы ...

«Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе ФЭМП у детей.»

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а так же остальным педагогам ДОУ. Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведен...