конспект ООД «По страницам книжной истории» Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Рудакова Марина Владимировна

Тема: «По страницам  книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

- стимулирование  познавательно-исследовательской  деятельности  путем исследования свойств природных материалов;

-  активизация  диалогической речи, обогащение активного  словаря;

- использование различных форм работы с детьми;

- развитие  у детей  творческого  воображения  путем использования активных форм обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_stranitsam_knizhnoy_istorii.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 31

городского округа города Райчихинска

 Амурской области

конспект ООД

«По страницам книжной истории»

Старшая группа

Провела: воспитатель 1 квалификационной категории:  Рудакова М.В.

Конспект НОД

Тема: «По страницам  книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

- стимулирование  познавательно-исследовательской  деятельности  путем исследования свойств природных материалов;

-  активизация  диалогической речи, обогащение активного  словаря;

- использование различных форм работы с детьми;

- развитие  у детей  творческого  воображения  путем использования активных форм обучения.

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

- Меня зовут Марина Владимировна Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно  верно – это  флешка, а как вы думаете для чего она  нгужна? комната, в которую  вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ. А на чем можно попасть в прошлое

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

 (Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг.  (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки.  Этой страной правили  фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные  природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали  все материалы.  Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз  и нарисуйте  что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? ( ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте  попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? ( ничего)

- Как же так, а почему?( дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

роверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того,  чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как  они это делали  (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину,  и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени под музыку)

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае.  (передают палочку по кругу).

- Ребята, следующей страной, куда мы  отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд),  он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

 Поэтому я предлагаю вам  сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики!

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили.... молодцы.

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки,  потому что в Древнем Китае было принято работать,  сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали  маленькими кусочками  и потом эти странички сшивали, получались  шелковые книги. 

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и  написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф!  Вот  это — горы,  этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать  понравившийся иероглиф  на ваших  шелковых страницах.

-Берите  кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет:  китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели -  была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются  с палочкой в «машине времени»  под музыку)

- Мы с вами перенеслись в современный мир. Флаг какого государства вы видите на экране?  А город узнали?

Я приглашаю вас посетить книжную выставку, где мы с вами познакомимся с самыми разными книгами.

История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом. Позже появилась бумага и были созданы печатные книги.777777777777777

-Ребята, я хочу вам задать очень важный вопрос: скажите, а как же сохраняют информацию  в наше время?

(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)

-А где еще можно? ( на дисках, в компьютере, в письмах)

Сегодня как раз на адрес вашего детского сада пришло видео письмо.

(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)

(Видео письмо из Центральной районной детской библиотеки)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я живу в городе Строитель и работаю в Центральной районной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя  на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти  работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)

-Молодцы!  Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ?  (ответы детей)

Тогда давайте вместе с вами произнесём слова «Мы – молодцы!!!» (3 раза с разной силой голоса)

 Спасибо вам большое! В память о нашей встрече хочу подарить книги, которые пополнят вашу групповую библиотеку.  До новых встреч! До новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно!!!

Самоанализ.

Непосредственно-образовательная деятельность проведена с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Страницы книжной истории». Программное содержание. Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащение словаря. Учить работать самостоятельно в группе. Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм. Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений. Задачи: - дать знания об основных моментах истории книги; -познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага. -затронуть историю книги; -вспомнить современные технические средства сохранения данных; -развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи; -развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения различные видов художественной деятельности. - в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран : Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения. -поддерживать физическую активность детей. Во время образовательной деятельности были использованы различные виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение художественной литературы, игровая, что позволило связать отдельные представления в целостную картину. Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей выведения за пределы непосредственного практического опыта освоением представления об элементарных географических и исторических представлений.. Можно было наблюдать научность, логичность и доступность подачи материала, прослеживать историческую цепочку развития книги: первые книги Египта далее Китай- шёлковые книги, бумага. В целях патриотического воспитания была затронута Русь и далее современность. Считаю, что образовательная деятельность соответствовала познавательному уровню, интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей группы. Все дети справились с предлагаемыми заданиями.самостоятельно. Мною были использованы различные методы: эксперимент, наблюдение, демонстрация видеоматериалов с использованием икт, рассказ, беседа, игра. Для повышения активности детей мною были использованы следующие приёмы: 1.Воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей. 2.Элемент новизны- необычное начало, которое сразу соединило, сосредоточило внимание детей. Далее сама форма образовательной деятельности заинтересовала детей и держала их интерес на высокой ноте в течении всего времени. Приемы активизации самостоятельного мышления детей использованные в образовательной деятельности : создание проблемной ситуации, мозговой штурм, сравнение материалов, обобщение, получение знаний. Результатом применения перечисленных методов считаю самостоятельность, сосредоточенность, целенаправленность действий и мыслей в течение занятия можно было отметить высокую активность, заинтересованность, позитивный настрой, желание принять участие в предлагаемых событиях со стороны детей. Общение носило диалогический характер, присутствовала речевая активность детей, она прослеживалась в ответах на вопросы. Преобладает партнёрская форма работы – взрослые рядом с детьми в кругу. В процессе деятельности детям было разрешено свободно передвигаться, общаться. Позиция взрослого- все дети в поле зрения, чтобы можно было общаться, задавать вопросы, помогать. Содержание деятельности носило интегрированный характер, где главенствующую позицию занимало познание и художественно-эстетическое развитие дополненные другими областями. Во время образовательной деятельности проводилась физкультминутка в виде корригирующей гимнастики. Организация рабочего пространства обеспечивало смену поз детей. Можно было наблюдать рациональное размещение материалов, при этом были соблюдены дидактические правила и санитарно-гигиенические требования. Во время привлечения детей к образовательной деятельности использовались видео и фотоматериалы, а также нетрадиционные материалы песок, глина, деревянные палочки, ткань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"

конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект занятия "По страницам книжной истории"

Познавательно-исследовательское развитие...

конспект НОД Тема: «Страницы книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.Задачи:- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природ...

Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого  реального места. Используя в образовательной деяте...

Конспект по познанию "Путешествие в историю" старшая группа

конспект по познанию "Путешествие в историю" старшая группа...