Упражнения для развития голоса
материал

Петренко Ирина Владимировна

Подборка упражнений для развития голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_golosa.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

дидактические игры и упражнения
для развития тембра (высоты) голоса для дошкольников


Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Хороший оратор должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса

Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного, звука комплекса. Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение №2 «Повтори так-же»

Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Упражнение №3 «В гостях у сказки»

Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Упражнение № 4 «Измени звуки»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:
Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Упражнение № 5 «Измени звуки»

Петь звуки и назвать звуки в сочетаниях

АУ УАИ

УА АИУ
АИ АУИ

ИА ИУА

ИУ ИАУ
УИ УИА
Пример: АУИ: 1 –А, 2 –У, 3 –И.

Упражнение №6 «Колокольчик»

В лесу, на опушке, живет колокольчик
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснется, в лесу раздается
Его недовольное грубо ЛА-ЛА
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА
Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,
Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА

Упражнение №7 «Мы шагаем»

Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Воспитатель предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:
Большие ножки
Шли по дорожке.
ТОП-ТОП-ТОП
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ

Упражнение №8 «Кто кем становится»

Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.
Жил – был маленький ЩЕНОК.
Он подрос, однако.
А теперь он не щенок-
Взрослая…. (СОБАКА)
ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем
Подрастал и стал…. (КОНЕМ).
БЫК, могучий великан,
В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)
Толстый увалень БАРАН-
Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)
Этот важный КОТ пушок-
Маленьким…. (КОТЕНКОМ)
А отважный ПЕТУШОК-
Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)
А из маленьких гусят
Вырастают…..УТКИ
Специально для ребят, тех, кто любит шутки

Упражнение №9 "Кто боится прививки?"

Предметные картинки выкладывают перед детьми.
Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.
Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

Упражнение №10 "Угадай-ка"

Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.
Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
У меня живет котенок?

Упражнение №11 «Разговор овощей»

Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.
Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.
Горох: « Ох! Ох! Ох»!
Тыква: « Ква! Ква! Ква!»
Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»
Репа: « Па! Па! Па!»
Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.
(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)

Упражнение №12 «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)
Каркала певица,
Охрипла и потом
Стала петь беззвучно
И с закрытым ртом.
«Кар-р, ка-а-арр…»

Упражнение №13 «Рыбка»
Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)
Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»

Упражнение №14 «Грибная семья»

Меж еловых мягких лап (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)
Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)
Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)
Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития голоса"

Учит малыша, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко.   Менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный т...

Игры и упражнения для развития голоса

 Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни.   Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни....

Игровые упражнения для развития голоса

Игры, которые научат детей говорить голосом разной силы, высоты, сформируют умеренный темп речи....

Упражнения для развития голоса

Упражнения для развития голоса...

Сборник логопедических упражнений для развития голоса

Пособие поможет развить речевое дыхание и сделать речь плавной и выразительной...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития голоса"

Материал будет интересен родителям, музыкальным руководителям....