Дидактические пособия по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников.
презентация к уроку (старшая группа)

Саитова Алия Фаритовна

Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего ДОУ, новое и еще неизученное (до некоторых пор) направление дошкольной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.42 КБ
Файл Презентация2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Дидактические пособия по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников.

«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда, во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать» 

                                                                                                                                В.А.Сухомлинский

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего ДОУ, новое и еще неизученное (до некоторых пор) направление дошкольной педагогики. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребѐнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

 - игры с предметами;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберѐм ящик с инструментами».

 Настольно-печатные игры

Игра «Сварим борщ и компот». Игра направлена на формирование у детей представлений об овощах, фруктах, ягодах.

Вариант 1«Назови и расскажи».

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ» — овощи, на кастрюле с названием «Компот» — фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает.

Вариант 2: «Классификация «овощи, «фрукты» и «ягоды».

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием«овощ»«фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из негоКомпот или борщ? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в борщ — овощи).

Вариант 3«Что здесь лишнее?»

Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Борщ» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему? Аналогично проводится игра с кастрюлькой «Компот».

Варианты заданий:

одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке;

рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).

Дидактическая игра-пазл «Профессии»

Это развивающая игра, предназначенная для детей от 3 до 6 лет, с помощью которой ребенок узнает об основных профессиях и научится составлять логические пары: профессия и предмет, связанный с этой профессией.

Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – работе людей на благо общества. В занимательной игровой форме дети познакомятся с представителями различных профессий и их орудиями труда, а также потренируют произвольное внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук, станут умнее и рассудительнее. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.

Набор состоит из сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из четырех фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображен представитель одной из профессий, например, учитель, повар, врач, музыкант и т. д. А на угловых карточках каждого блока изображены предметы, которыми он пользуется в своей работе. Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Так дети быстрее запомнят, чем именно занимается представитель каждой профессии на своей работе.

Пазлы «Профессии»

Данная игра направлена на развитие памяти, речи, мышления, концентрацию внимания

В игре могут участвовать от 2-х до 12-ти игроков. Побеждает тот, кто

быстрее соберёт пазл с изображением выбранной профессии.

Игра «Четвёртый лишний»  (профессии)

 Цель игры: Закрепление способа классификации предметов по существенному

признаку, обобщение.

 Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные,

 Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

 Оборудование: 8 карточек, на каждом изображены 4 предмета, 3

предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний.

• Форма организации:

• Ход игры: Можно играть как с одним ребенком,

так и с группой детей. У ребёнка две задачи. Первая: ребенок должен посмотреть и

выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному

признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор. Вторая задача: Назвать профессию, кому

понадобится это оборудование (вещи) для работы.

Дидактическая игра «Типы профессий»

Цель: систематизация знаний детей о типах профессий.

В игре могут участвовать 2-4 игроков.

Правила игры:

Предлагаемая напольная игра - бродилка, направленная на раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста, приглашает пройти по каждому типу профессий («человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – техника», «человек – образ»).

Ход игры:

Игроки (дети) сами раскладывают карточки по полу в любой последовательности. Сами распределяют очерёдность хода. В свой ход игрок бросает кубик и делает столько шагов по карточкам вперёд, сколько выпало на кубике. Игрок может проходить мимо карточек, занятых другими игроками или останавливаться на них рядом.

Если игрок встал на карточку с типом профессии "Человек - природа"с числом 1, то он называет одну профессию этого типа (например, садовник). Если на карточку с профессией этого же типа, но с числом 2, то должен назвать две профессии (например, ветеринар, эколог). Если с числом 3, то называет три профессии. Игроки не должны дважды называть одну и ту же профессию.

Если игрок встал на любую цветную карточку, он пропускает ход.

Победителем является тот, кто первым доходит до конца, пока не закончатся все карточки.

Карточки с типами профессий:

«Человек – человек»: продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, врач, медицинская сестра, официант, администратор, тренер по спорту, судья, адвокат, работник полиции, менеджер, психолог, журналист, следователь…

«Человек – Техника»: слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник, сантехник…

«Человек – Природа»: садовник, цветовод, птицевод, животновод, охотник, рыбак, лесоруб, агроном, ветеринар, эколог, лесовод, геолог, ботаник, зоолог, метролог, пчеловод…

«Человек – Знак»: бухгалтер, экономист, почтальон, стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь, корректор, редактор, программист, чертёжник…

«Человек – Образ»: архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор, дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, шлифовщик, маляр, повар, кулинар, парикмахер, стилист, модель, стеклодув…

Игра «Удочка» или «Назови профессию».

Игра предназначена для детей 5-7 лет.

Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщённые названия профессий, различать трудовые действия. Развивать внимание, мышление. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Игровое правило«Ловит» карточку удочкой и отвечает тот, кого выбрал воспитатель

Игровое действие: Выбор карточки при помощи удочки, рассказ.

Ход игры: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку при помощи удочки и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.

Игра по мнемотаблице «Расскажи про профессию»

Выбрать карточку с профессией и рассказать по мнемотаблице.

Дидактическая игра «Символ профессии».

Цель: расширять представление детей о труде взрослых, о разных профессиях; развивать умение определять и называть символы профессий.

Ход игры: Ребёнок бросает кубик и называет символ профессии, изображённый на кубике (например, схематичное изображение женщины – женская профессия; схематичное изображение мужчины – мужская профессия; «силач» - сильная профессия; схематичное изображение семьи – профессия родителей; схематичное изображение двух рук, – заботливая профессия; схематичное изображение мужчины и женщины – общая профессия (мужская и женская). Далее ребёнок перечисляет профессии, которые относятся к символу (например, заботливая – воспитатель, младший воспитатель, врач, мед. сестра, ветеринар, садовник…; сильная – спортсмены, пожарный, строитель, военный, спасатель, полицейский)

Словесные игры.

Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…Ю» Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву. Условия игры: команды (или отдельные участники) называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают те, кто придумала больше профессий. Ювелиры Юмористы Юнги Юрисконсульты Юристы Юстировщики деталей и приборов Юстировщики оптических приборов Юстициары

Игра «Определение профессии»

Игра с мячом.

Встаем в круг, воспитатель  бросает мяч, и говорит определение профессии, а дети называете профессию, подходящую под определение

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная»«весёлая»«опасная»«детская»«серьёзная»«общительная»«высотная»«сильная»«красивая»«заботливая»«быстрая»«глубокая»«ответственная»,     «интересная» и т. д.

Картотека словесных игр по трудовому воспитанию

В этой картотеке собраны игры для формирования  у детей представлений о необходимости труда, для расширения знаний о трудовых процессах, для того чтобы  уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В группах организовать работу в интересной для детей и педагогов игровой форме.Разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению дошкольников с миром профессий. Обогатить предметно развивающую среду игровым материалом.

И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показатьзначимость и необходимость в жизни человека.

таким образом ранняя профориентация старших дошкольников осуществляется через знакомство детей с трудом взрослых, как средство формирования системных знанийДошкольники учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду деятельности взрослых, знакомятся в игровой деятельности с различными профессиями, приобретают навыки которые будут способствовать развитию их социальной коммуникации и трудового самоопределения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические пособия по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников Выполнила: Саитова А.Ф.

Слайд 2

Игра «Собери набор повара»

Слайд 3

Игра «Сварим борщ и компот»

Слайд 5

Игра «Четвёртый лишний» (профессии)

Слайд 6

Дидактическая игра «Типы профессий»

Слайд 8

Игра «Удочка» или «Назови профессию».

Слайд 10

Дидактическая игра «Символ профессии».

Слайд 11

Все профессии нужны, все профессии важны! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство ранней профориентации старших дошкольников

С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческо...

Обобщение опыта работы «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС».

Опыт работы по трудовому  воспитанию и ранней профориентации  дошкольников....

Трудовое воспитание и ранняя профориентация

Трудовое воспитание и ранняя профориентация....

«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.

laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...

Дидактическое пособие по трудовому воспитанию дошкольников "Профессии"

Дидактическое пособие по трудовому воспитанию дошкольников "Профессии"...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольн...