Дидактическое пособие «Студия журналистов» как средство ранней профориентации старших дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Ковалёва Анна Валентиновна

Дидактическое пособие «Студия журналистов»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_studiya_.docx486.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Студия журналистов»

как средство ранней профориентации старших дошкольников

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Это касается не только выпускников школ. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Ребенок- дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно

берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

В своей работе со старшими дошкольниками я использую профориентационную сюжетно-ролевую игру «Студия журналистов».

С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

Кроме того, через журналистику и интервьюирование дети знакомятся с другими профессиями взрослых.

Цель игры: расширять знания детей о профессиях, формировать коммуникативные навыки и творческую активность.

Задачи:

  • Знакомить воспитанников с разнообразием мира профессий;
  • Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • Закреплять навыки ведения диалога с использованием опорных карт- схем;
  • Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
  • Способствовать использованию невербальных средств общения;
  •         Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу. Оборудование: фотоаппарат, микрофон, блокнот с кармашками для карт-

схем,        карандаш,        опорные        карточки-схемы        для        ведения        интервью (пиктограммы), бейджики с именами.

Методические рекомендации

Перед каждой игрой с детьми проводится предварительная работа:

  1. Беседа.
  • О чем корреспондент может спросить у гостя студии?
  • Чем будет заниматься фотограф?
  • Как он обратится к гостю с предложением сделать фотографию?
  • Что может сказать фотограф после окончания своей работы?

Координатор (воспитатель) предлагает для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Воспитатель договаривается с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносит его в карточку.

Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.

  1. Распределение ролей.

Учитывается желание детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.

  1. Эмоциональная разминка.

Воспитатель предлагает детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делает уточнения, комментирует положение губ, бровей и т. д.

  • Как выдумаете, обрадуются ли гости, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?
  1. «Творческая командировка» или «интервью в студии»

Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у гостей. Игровые задания:

  • Творческие отчеты о проходящих в детском саду праздниках, выставках, экскурсиях, встречах;
  • Интервью с гостями, родителями, сотрудниками детского сада.

Карточки-схемы для ведения диалога в форме интервью

№ п/п

Картинка-символ

Тема речевого высказывания

Варианты речевых обращений

1

Вход в диалог Приветствие

  • Здравствуйте!
  • Добрый день (утро, вечер)!
  • Мы рады встрече с вами!

- Представьтесь, пожалуйста.

2

Цель

  • Разрешите задать Вам несколько вопросов?
  • Мы хотим побеседовать с Вами о …
  • Расскажите нам, пожалуйста, о …

-Не могли бы Вы ответить на мои вопросы?

-Мне хотелось бы услышать ваше мнение…

3

Рассказ о работе (профессии)

  • Где (кем) Вы работаете?
  • Чем Вы занимаетесь?
  • Что Вы делаете?
  • Что Вы можете рассказать о своей профессии?
  • Какие инструменты Вам нужны?
  • Чем Вы работаете?
  • Расскажите о своих помощниках в работе?

4

Обучение

  • Где учились …?
  • Кто Вас научил?
  • Долго ли Вы учились?

5

История появления

- Как появилась идея…

6

Отношение к чему- либо

  • Любите ли вы свою профессию?
  • За что Вы любите свою профессию?
  • А как Вы считаете?
  • Как Вы думаете?

7

Рассказ о достопримечательност ях, музеях, театрах

  • Какие достопримечательности есть в Вашем городе?
  • В вашем городе есть музей (театр)?
  • Где он находится?
  • Расскажите о внешнем облике здания
  • Посещали ли Вы …
  • Какие экспонаты выставляются?
  • Какие мероприятия проводятся?

8

Исторические сведения

- Как было раньше…

9.

Фото на память

- Разрешите с Вами сфотографироваться на память?

10

Выход из диалога. Выражение благодарности.

Прощание

  • Вы очень интересно рассказали …
  • Спасибо вам за рассказ.
  • Нам понравилось…
  • Спасибо за то, что Вы ответили на мои вопросы
  • Благодарю за ответы
  • Мы много узнали из ваших ответов…

11

Помощь

- Кто помогал делать…

12

Вопрос

  • А знаете ли Вы…
  • А как Вы считаете?
  • Как Вы думаете?

В результате использования дидактического пособия «Студия журналистов» дети не только приобрели знание о различных профессиях, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в

реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас по теме

«Профессии», а также он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.

Даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, по окончании работы не скрывали чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство ранней профориентации старших дошкольников.

Источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"

Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями...

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство ранней профориентации старших дошкольников

С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческо...

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников...

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...

Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"

laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...

Картотека дидактических игр "Ранняя профориентация старших дошкольников"

Картотека дидактических игр«Ранняя профориентация старших дошкольников»«Кто где работает?»Задачи: Формировать представления детей о том, где работают люди разных профессий, как...

Дидактические пособия по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников — это широкое поле деятельности для педагогов нашего ДОУ, новое и еще неизученное (до некоторых пор) направление дошкольной педагогик...