Конспект занятия по социально-личностному развитию на тему: «Мой дом, моя семья»
план-конспект занятия (средняя группа)

конспект занятия о семье для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_seme_andreeva_o.n.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«детский сад №54 «Весёлые ребята»

Конспект занятия по

социально-личностному развитию

на тему: «Мой дом, моя семья»

для детей среднего дошкольного возраста

Автор: Андреева Оксана Николаевна,

воспитатель

1 квалификационная категория

Архангельск 2023

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье.

Задачи: 1.Образовательные: ввести понятие «семья», формировать правильное представление о семье, о трудовых обязанностях членов семьи.
2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  координировать речь с движением; развивать диалогическую речь: уметь участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширять словарный запас; развивать внимание, память, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи. 
 Материал: фотографии и рисунки на тему «Моя семья»;  полоски из ткани для коврика, картон 15Х15; мяч; атрибуты к игре «Семейные вещи»: губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, расческа, сумка, вязальные спицы, клубок ниток; цветные карандаши, ½ альбомного листа.

Предварительная работа: рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков; беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»; отгадывание загадок о членах семьи; наблюдение и запоминание: «Кто как трудиться в нашей семье?»;  чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; стихотворений из творчества  А.Барто: «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту».

Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят   в группу и встают в круг:
 - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:               
«Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука. 
Здравствуй, друг, здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!»
(дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
- Сегодня к нам пришли гости – мама, папа, и бабушка  Артема.  Давайте поздороваемся с нашими гостями. Все эти взрослые - члены одной дружной семьи.  Они пришли с вами поиграть и немного  рассказать о своих увлечениях.

- Ребята, скажите, кто живет с вами дома?

 (Индивидуальные ответы детей)

- Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, братья…

- Как можно их назвать одним словом? (Семья)

Воспитатель (беседа о семье)
- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи.  В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребенка, так и до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге. 
- Ребята, в семье нужно жить дружно, это очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть.

Давайте поиграем:                                                                            
Пальчиковая игра «Моя семья»:

Знаю я, что у меня

Очень дружная семья:

Это - мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,

Этот - папа,
Это – дед.

И у нас разлада нет! 

 - Ребята, а теперь вы расскажите  о своей семье:
 - Милана, расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут твоих членов семьи? 
 - Илья, а ты с кем живёшь? Как зовут твоих маму и папу, братика, дедушек и бабушек? 
 (Индивидуальные ответы детей). 
 - А у кого
http://www.ivalex.vistcom.ru/image/pix.png есть брат или сестра, поднимите пожалуйста руки?
 (Дети выполняют задания).
 - Ульяна, как зовут твоих братьев? Они старше тебя? 
 - Даня, как зовут твою сестру? Она старше или младше тебя? 
 (Индивидуальные ответы детей).
-  Молодцы! Ребята, а теперь отгадайте загадку:

Лучше всех носочки вяжет,

Сказку славную расскажет,

Колыбельную споет

И советы нам дает (ответы детей).

- Артем, познакомь нас пожалуйста со своей бабушкой?

(мальчик  рассказывает о своей бабушке)

Бабушка:

- Ребята, я  очень люблю заниматься шитьем и  хочу с вами поделиться своим умением. Сейчас мы попробуем  изготовить коврики (дети наклеивают разноцветные полоски ткани на картон).

Бабушка:

- Молодцы, вы сегодня хорошо постарались, посмотрите,  какие красивые коврики у нас получились. Вы можете подарить их своим близким.

Воспитатель:
- У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки? 

- Настя, скажи нам, как зовут твоего дедушку? 
- Сережа, а как зовут твоего дедушку?
(Индивидуальные ответы детей).
- Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о вас: и вкусно накормят, и пожалеют,  и почитают книжку  и приласкают.

- Артем, познакомь нас пожалуйста со своим папой.

(мальчик рассказывает о своем папе).

Папа:

- Ребята, а вы любите по утрам делать зарядку? Зарядка бодрит и улучшает настроение. Давайте немного отдохнем:
Физкультминутка «Семейная зарядка»:
 Раз! Два! Три! На зарядку выходи (шагают вместе).

На месте будем мы скакать,

Чур руками не болтать (прыгают на месте)

Вправо, влево повернись, (повороты туловища)

И на месте покружись (кружатся)

Головою покачай, (наклоны головы влево, вправо)

Туловище наклоняй (наклоны туловища вперед, назад)

А еще присядем вместе, (приседают)

Хлопнем, будет интересней. (хлопки перед собой)

Чтоб здоровыми нам быть

С зарядкой нужно всем дружить! (шагают на месте).

- Молодцы, хорошо позанимались! (дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье? 
(Индивидуальные ответы детей).

- Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.  А сейчас и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно и любя. Послушайте меня внимательно, я  буду называть  вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково.
 Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;

Дочь-доченька, дочурка;
 Сын – сынок, сыночек;
 Сестра – сестрёнка…
 Брат – братишка…
Бабушка – бабуля…
 Дед – дедушка, дедуля»…

Воспитатель:

- Артем, а как зовут твою маму, расскажи пожалуйста о ней.

(мальчик рассказывает о маме).

Мама:  (игра «Кто как трудиться в нашей семье?»)
 - Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас  узнаю, кто и как трудиться в вашей семье? Мы с вами поиграем -  я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны  поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную работу у вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или вы. Договорились?
Например:

- ходит на работу? Кто?

(ответы детей: мама, папа).

- готовит пищу?

- ходит в магазин за продуктами?

- учит уроки?

- вяжет носки, варежки?

- наводит  дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?

- играет в игрушки?

- Ребята, а вы помогаете своим родителям по дому выполнять домашние обязанности? 
(Индивидуальные ответы детей).
- Молодцы, какие же растут помощники у нас!

Воспитатель:
Игра «Семейные вещи»:
- А сейчас мне потребуется  ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи в чемодане. Вы будете подходить ко мне по одному и доставать из чемодана по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи она принадлежит
 (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, сумка,вязальные спицы, клубок ниток, расческа), (дети выполняют задания).
- Молодцы, славно потрудились, помогли правильно разобрать вещи. 
- Ребята, посмотрите, какая у меня в руках красивая открытка. Какой цветочек  нарисован  на открытке?
(ответы детей).
- Правильно, это «ромашка». А ромашка – это символ семьи. Давайте и мы с вами сделаем  такую же открытку, только  для вашей семьи.

(дети рисуют открытку).

- Молодцы, красивые открытки у нас получились!

Итог занятия:
- Друзья мои, а теперь вспомним о чем мы сегодня говорили, что вам больше всего понравилось или запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей).
 -  Правильно о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение и любовь друг к другу.

Когда мы вместе  – ты и я,

Печали нет: душа в покое,

Как хорошо, что есть семья –

На свете самое родное!

- Спасибо всем гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Тема : «ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ» СКАЗКА НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К. ЧУКОВСКОГО «ЦЫПЛЁНОК»)

формирование умения у детей слушать сказку в инсценированном варианте; закрепление понятия «семья»...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Семья»

Данный конспект занятия преднозначен для детей подготовительной группы. На занятие дети уточняют и расширяют знания о семье, членах семьи, родственных связях. Занятие очень насыщеное и интересное. Дет...

Конспект занятия по рисованию. Лексическая тема «Моя семья». Тема занятия «Портрет мамы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию...

Конспект занятия по изодеятельности на тему "В гостях у семи гномов"

Активизировать знания детей об основных цветах, спектре радуги и формировать у детей умения подбора цветов. С помощью дидактических игр развивать способность к зрительному анализу, умение ср...

Конспект занятия по рисованию на тему " Петушок и его семья"

Конспект НОД  с интеграцией образовательных областей "Коммуникация", "Познание", " Художественное творчество" для детей 1 младшей группы....

Конспект занятия по развитию речи. Тема " Я и моя семья"

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...