Конспект занятия "Зимующие птицы нашего края"
методическая разработка (средняя группа)

Савенкова Ольга Андреевна

Конспект-разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия22.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

Конспект

познавательного занятия

«Зимующие птицы нашего края»

в группе  общеразвивающей направленности

для детей 4-5 лет

                                                                 

                                                                      Подготовила: Савенкова О.А.

Курск – 2023 г

Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Задачи: формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров); учить различать особенности поведения птиц; развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера; воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Оборудование:  иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла), аудиозапись с голосами птиц.

Ход занятия:

Вхождение в день:

-Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель:

-У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются из яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: - правильно, ребята, птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.

Воспитатель: - Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает.

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей,

Всех торопит (Воробей)

Дети: (воробей)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это воробей.

Воспитатель: - Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал». Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.

(Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья)

-Чем покрыто тело воробья?

-Какой у него клюв?

-Как кричит воробей?

-Чем питается?

- Где легче найти корм воробью?

-Воробей зимующая птица?

Воспитатель: - Отгадайте ещё одну загадку:

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона,

Кто же она? (Ворона)

Воспитатель: -Правильно, ворона. Ребята покажите её на картинке.

Воспитатель: -Ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.

- Ребята что вы запомнили о вороне?

-Чем она питается?

-Какого цвета у неё перьевой покров?

- Какой у вороны клюв?

-Чем отличается ворона от воробья?

Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».

Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают.

Воспитатель:

И зимой ей не сидится,

Под моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку (Синица)

Воспитатель: -Правильно, ребята, синица. Покажите её на картинке.

Воспитатель: -Синичка живёт там, где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».

Воспитатель: -Ребята, давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?

-Какого у неё цвета грудка?

- Чем питается?

-Какой у неё клюв?

-Где живёт синица?

- Почему её так назвали?

Физминутка

Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень!

Воспитатель:

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять (Снегирь)

Воспитатель: -Правильно, ребята, снегирь. Красавец-снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели - значит завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.

- Какого цвета у снегиря грудка?

- Чем питается снегирь?

- В какое время года прилетает снегирь?

-На что похож свист снегирей?

Воспитатель:

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Воспитатель: -Дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы

Воспитатель:

-Ребята, какой у этой птицы клюв?

- Чем он питается?

-Чем покрыто тело воробья?

- Чем отличаются птицы друг от друга?

Д\и «Кого не стало»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.

Воспитатель: -Многие птицы издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам способом общения друг с другом.

Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи )

Воспитатель: -Ребята, давайте представим с вами, что мы птицы.

Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром, когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело - летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.

Рефлексия (дети садятся на ковре по кругу)

- О каких птицах мы говорили?

- Что нового узнали?

- Что понравилось вам?

Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик. На нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Конспект проекта "Птицы нашего края"

Конспект совместного проекта на тему "Птицы нашего края"...

Конспект НОД "Птицы нашего края"

Конспект разработан в рамках проектной деятельности "птицы"...

конспект "Зимующие птицы нашего края"

Расширение  представления детей о характерных особенностях зимней природы. Формирование  умения  наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, синица, воробей, сорока, снегирь)...

Конспект ООД "Птицы нашего края"

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп по разделу "Ознакомление с природой"...

Конспект ООД "Птицы нашего края"

Уточнять и расширять представления детей о птицах, об их образе жизни, повадках , приспособлении к среде обитания....