Конспект занятия "Зимующие птицы нашего края"
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»
Конспект
познавательного занятия
«Зимующие птицы нашего края»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 4-5 лет
Подготовила: Савенкова О.А.
Курск – 2023 г
Тема: «Зимующие птицы нашего края»
Задачи: формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров); учить различать особенности поведения птиц; развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера; воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла), аудиозапись с голосами птиц.
Ход занятия:
Вхождение в день:
-Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель:
-У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются из яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: - правильно, ребята, птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
Воспитатель: - Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает.
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
Просыпайтесь поскорей,
Всех торопит (Воробей)
Дети: (воробей)
Воспитатель: - Правильно, ребята, это воробей.
Воспитатель: - Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал». Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.
(Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья)
-Чем покрыто тело воробья?
-Какой у него клюв?
-Как кричит воробей?
-Чем питается?
- Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Воспитатель: - Отгадайте ещё одну загадку:
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона,
Кто же она? (Ворона)
Воспитатель: -Правильно, ворона. Ребята покажите её на картинке.
Воспитатель: -Ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
- Ребята что вы запомнили о вороне?
-Чем она питается?
-Какого цвета у неё перьевой покров?
- Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И вороны улетают.
Воспитатель:
И зимой ей не сидится,
Под моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)
Воспитатель: -Правильно, ребята, синица. Покажите её на картинке.
Воспитатель: -Синичка живёт там, где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».
Воспитатель: -Ребята, давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
- Чем питается?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
- Почему её так назвали?
Физминутка
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень!
Воспитатель:
Красногрудый, чёрнокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять (Снегирь)
Воспитатель: -Правильно, ребята, снегирь. Красавец-снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели - значит завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.
- Какого цвета у снегиря грудка?
- Чем питается снегирь?
- В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
Воспитатель:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Воспитатель: -Дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы.
Воспитатель:
-Ребята, какой у этой птицы клюв?
- Чем он питается?
-Чем покрыто тело воробья?
- Чем отличаются птицы друг от друга?
Д\и «Кого не стало»
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Воспитатель: -Многие птицы издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам способом общения друг с другом.
Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи )
Воспитатель: -Ребята, давайте представим с вами, что мы птицы.
Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром, когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело - летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.
Рефлексия (дети садятся на ковре по кругу)
- О каких птицах мы говорили?
- Что нового узнали?
- Что понравилось вам?
Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик. На нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Конспект проекта "Птицы нашего края"
Конспект совместного проекта на тему "Птицы нашего края"...
Конспект НОД "Птицы нашего края"
Конспект разработан в рамках проектной деятельности "птицы"...
конспект "Зимующие птицы нашего края"
Расширение представления детей о характерных особенностях зимней природы. Формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, синица, воробей, сорока, снегирь)...
Животный мир нашего края и птицы нашего края.
Презентация для занятия....
Конспект ООД "Птицы нашего края"
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп по разделу "Ознакомление с природой"...
Конспект ООД "Птицы нашего края"
Уточнять и расширять представления детей о птицах, об их образе жизни, повадках , приспособлении к среде обитания....